Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 31 июля 2017 г. N 286-РЗ-04-17
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "Новострой" (надлежащим образом уведомлено), а также в присутствии представителя МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Калянина В.В. (доверенность от 07.07.2017 б/н), председателя аукционной комиссии муниципального заказчика администрация МО "Володарский район" Ильжанова М.С., рассмотрев жалобу ООО "Новострой" (адрес: 111399, г.Москва, Проспект Федеративный,
д.5, корп.1, пом.1, комн.5) на действия муниципального заказчика МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" и уполномоченного органа администрации МО "Володарский район" при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по строительству подъезда к с.Сорочье от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Володарский-Цветное в Володарском районе Астраханской области 1 этап (номер извещения:0125300004117000072), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 27.07.2017 поступила жалоба ООО "Новострой" (далее - Заявитель, Общество) на действия уполномоченного органа администрации МО "Володарский район" при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по строительству подъезда к с.Сорочье от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Володарский-Цветное в Володарском районе Астраханской области 1 этап (номер извещения:0125300004117000072) (далее - аукцион).
Податель жалобы полагает, что аукционная документация Заказчика составлена с нарушением Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Комиссия, изучив документы, составленные в ходе проведения аукциона, заслушав позицию представителя Заказчика, установила, что 26.05.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона и документация о нем (последние изменения 10.07.2017).
На основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения о проведении аукциона и документации о нем, включая обоснованность их положений.
Рассмотрев довод жалобы о нарушениях заказчиком требований постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570), Комиссия признает его обоснованным в связи со следующим.
В соответствии с ч. 2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления N570 установлено следующее:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Комиссией установлено, что в нарушение положений подпункта "а", "в" пункта 2 Постановления N570, в документации об электронном аукционе не установлены возможные виды, а также объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, а также ответственность за их неисполнение, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, Комиссия соглашается с доводом, изложенным в жалобе ООО "Новострой", о том, что Заказчик не установил надлежащим образом в проекте контракта срок действия контракта, в результате чего не представляется возможным определить срок действия банковской гарантии, предоставляемой победителем аукциона заказчику в качестве обеспечения исполнения контракта.
Так, в соответствии с ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом п.12.1. проекта контакта установлено, что настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения всех обязательств обеими Сторонами.
В ч.2 ст.190 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Из содержания данной нормы следует, что стороны могут определить срок действия контракта путем указания лишь на то событие, наступление которого не зависит от воли и действий сторон (п.4 Информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 11.01.2002 N66). Если событие не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять начало (окончание) течения срока, в том числе и срока действия контракта.
Окончание срока действия контракта напрямую зависит от воли и действий сторон контракта. Данное событие (до выполнения сторонами всех обязательств) не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять окончание течения срока, в том числе и срока действия контракта.
Таким образом, учитывая, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, при этом, как следует из п.12.1 проекта контракта, данный срок не определен, Комиссия соглашается с доводом Заявителя о том, что в данном случае невозможно представление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее чем на один месяц, поскольку невозможно установить срок действия контракта, что является нарушением ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе, поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта.
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение не позволяет участникам закупки надлежащим образом оформить первые части заявок на участие в аукционе, а аукционной комиссии правильно определить победителя закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Поскольку допущенные Заказчиком нарушения влияют на субъектный состав закупки и как следствие на результат определения победителя, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанного нарушения
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" на действия муниципального заказчика МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" и уполномоченного органа администрации МО "Володарский район" при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по строительству подъезда к с.Сорочье от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Володарский-Цветное в Володарском районе Астраханской области 1 этап (номер извещения:0125300004117000072) обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" нарушившим п.1 ч.1 ст.64 и ч.2 ст.110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по строительству подъезда к с.Сорочье от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Володарский-Цветное в Володарском районе Астраханской области 1 этап (номер извещения:0125300004117000072).
3. Выдать муниципальному заказчику МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по строительству подъезда к с.Сорочье от автомобильной дороги общего пользования регионального значения Володарский-Цветное в Володарском районе Астраханской области 1 этап (номер извещения:0125300004117000072).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: М.В.Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 31 июля 2017 г. N 286-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2017