Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
Члены Комиссии:
"_" - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления;
"_" - ведущий специалист-эксперт Управления,
рассмотрев жалобу ООО "Завод коммунального оборудования" (далее - Заявитель) на действия Заказчика Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района (ИНН: 8910004474) при осуществлении закупки путем электронного аукциона "Поставка, монтаж и проведение пусконаладочных работ комплекса водоочистных сооружений в блочно-модульном исполнении ВОС-500 в с. Антипаюта", НМЦК - 64 023 093 рублей 33 копеек (извещение N 0190300000717000624) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района (ИНН: 8910004474) при осуществлении закупки путем электронного аукциона "Поставка, монтаж и проведение пусконаладочных работ комплекса водоочистных сооружений в блочно-модульном исполнении ВОС-500 в с. Антипаюта", НМЦК - 64 023 093 рублей 33 копеек (извещение N 0190300000717000624)
Заявитель считает, что Заказчикам установлено требования необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки, включению в состав закупки товаров, не являющихся предметом поставки, неверное установление кода ОКПД 2 приводит к ограничению количества участников закупки.
Заказчиком неправомерно применен код по ОКПД 2 42.21.13.000 "Системы
оросительные (каналы); водоводы и водопроводные конструкции, водоочистные станции, станции очистки сточных вод и насосные станции", т.к. работы строительные предметом закупки не являются.
1) Из п. 1.1 технического задания и п. 1.1 проекта муниципального контракта (контракта), следует, что предметом контракта является именно поставка товара: блочно-модульной станции ВОС-500 на санном основании и резервуаров РВС-500 точное количество которых не указанно. Так же п.5 проекта контракта определен лишь порядок поставки и приема Товара. Объем строительно-монтажных работ, а так же их стоимость, проектом контракта и техническим заданием не определены и не предусмотрены - отсутствуют какие-либо сметы или ведомости на производство работ. Так же в составе конкурсной документации отсутствует какая - либо проектно сметная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, и подтверждающая, что предметом контракта является выполнение строительных работ.
Неправомерное применение кода по ОКПД 2, в свою очередь устанавливает незаконные требования к наличию у поставщика оборудования членства в саморегулируемой организации в области строительства, а так же дополнительных требований к поставщику оборудования, устанавливаемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 года N 99 .
Для подобного типа закупок применим код по ОКПД 2 28.29.12.114 - Установки для очистки питьевых, сточных вод и улучшения качества питьевых вод.
2) В п. 2.2 технического задания указано требование о наличии у блок-модулей станции сертификата соответствия N С-КН.ПБ12.В.00203, таким образом закупкой предусмотрена поставка блок-модулей единственного производителя-держателя данного сертификата, что противоречит требованиям Законом о контрактной системе.
3) Техническим заданием установлено, что поставляемый товар и его составные части должны соответствовать ряду государственных стандартов и сводов правил, при этом даны указания на несуществующие ГОСТы и своды правил. А именно: в Государственной системе стандартизации Российской Федерации есть ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Оборудование производственное. Общие требования безопасности, а указанный в аукционной документации ГОСТ 12.2.003 (п 2.2 технического задания) в Государственной системе стандартизации Российской Федерации - отсутствует. Тоже нарушение допущено в отношении ссылок на несуществующие ГОСТ 5.1800, СП 2.2.2.1327, ГОСТ 12.3.002, ГОСТ 22853, ГОСТ 23118, ГОСТ 23838, ГОСТ Р ИСО 13824, ГОСТ 12.2.09, ГОСТ 32158, ГОСТ 14614, ГОСТ 26656, ГОСТ 24045, ГОСТ 19904. ГОСТ 8509, ГОСТ 8240, ГОСТ 24045, ГОСТ 14918, ГОСТ 19111, ГОСТ 10354, ГОСТ 30971, ГОСТ 14254, ГОСТ 22261, ГОСТ Р 12.4.026, ГОСТ 14202, ГОСТ Р 52760, ГОСТ 12.4.040, ГОСТ Р МЭК 60073,ГОСТ 9.402 ,ГОСТ Р 51321.1, ГОСТ 12.2.049, ГОСТ 23000, ГОСТ 20.39.108, ГОСТ Р ЕН 614-1, ГОСТ Р 52630, ГОСТ 17411, ГОСТ 356, ГОСТ Р 54808, ГОСТ 24297, ГОСТ 23118, СНиП 21-01, СНиП 2.01.02, СНиП 31-03, ОСТ 26.260.18, ППБ-01, ГОСТ 12.1.018, ГОСТ 2.601, ГОСТ 2.602, ГОСТ 23216, ГОСТ 15846, ГОСТ 18620 и ГОСТ 26828, ГОСТ 12969/ГОСТ 12971.
4) Приложением N 1 к техническому заданию установлена форма сведений о качестве и характеристиках товара: Труба гофрированная тип 1. Шурупы тип 8, Трубка тип 2. Винты тип 1, Кабель тип 2, Труба гофрированная тип 3, Уайт-спирит тип 1, Спирт технический, Винты тип 8, Грунтовка тип 1, Шурупы тип 5/Груба гофрированная тип 2 . Ацетон, Шурупы тип 2 Уайт-спирит тип 2, Провод тип 3, Шкурка шлифовальная тип 2, Шурупы тип 4, Ветошь, Кабель канал тип 2.
Исходя из того, что предметом закупки является станция водоочистки в блочно-модульном исполнении ВОС-500, Заказчик неправомерно установил требования о предоставлении сведений о товаре, которые им не закупаются.
К тому же в данных требованиях содержаться недостоверные сведения, т.к. товары с таким наименованием не выпускаются. Например: в соответствии с ГОСТ 1144-80 Шурупы с полукруглой головкой. Конструкция и размеры (с Изменениями N 1, 2). Который указывает, что конструкция шурупов должна соответствовать одному из четырех исполнений, никаких упоминаний о шурупах тип 8 (поз.2 сведений о характеристиках) в данном ГОСТе не встречается, хотя требования к данным шурупам взяты го вышеуказанного ГОСТа. Аналогичные несоответствия присутствуют в остальных 19 позициях сведений о качестве и технических характеристиках товара.
5) Техническим заданием установлены требования к технологии изготовления товара, наличию у поставщика определенного специального оборудования, в частности оборудованы для нанесения жидкой резины, требования к физико-химическим свойствам материалов, которые возможно определит в лабораторных условиях, в частности жидкой резины, и методам их контроля.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуга установленным Заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке Заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" со словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые Заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у Заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом Заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями Заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право Заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.
Установление Заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки, включению в состав закупки товаров, не являющихся предметом поставки, неверным установлением кода ОКПД 2 приводит к ограничению количества участников закупки, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение Заказчиками конкурентных основ описания объекта закупки приводит к увеличению количества участников закупки, соответственно, значительной экономии бюджетных средств.
По заявленным в жалобе доводам Заказчиком представлены возражения.
Шурупы и винты служат для крепления различного оборудования, труба гофрированная, трубка, кабель - каналы служат для прокладки кабельной продукции и защиты от поражения электрическим током, уайт - спирит и ацетон служат для обезжиривания поверхностей перед покраской, спирт технический предназначен для разбавления красок, шкурка шлифовальная и ветошь предназначены для очистки поверхности перед покраской, грунтовка предназначена для нанесения на металлоконструкции станции водоочистки и резервуаров перед покраской для создания надёжного сцепления верхних (кроющих) слоёв покрытия с обрабатываемой поверхностью, кабели предназначены для подключения оборудования к электроснабжению.
Учитывая то, что комплекс водоочистки состоит из составных блок - модулей и рулонных резервуаров, сварочные, окрасочные работы, работы по прокладке кабелей и тд. поставщик вынужден выполнять непосредственно на объекте строительства, так же учитывая отдалённость объекта строительства, и отсутствие специализированных учреждений для приобретения данных материалов на объекте, вышеуказанные материалы входят в комплект поставки и закупаются Заказчиком вместе с оборудованием.
Заявитель утверждает, что в требованиях к материалам содержаться недостоверные сведения, и ссылается на пример "в соответствии с ГОСТ 1144-80 "Шурупы с полукруглой головкой. Конструкция и размеры (с Изменениями N1,2). Который указывает, что конструкция шурупов должна соответствовать одному из четырех исполнений".
В ГОСТ 1144-80 отсутствует данная формулировка. В этом же ГОСТе присутствует разбивка шурупов по различным техническим характеристикам (по одному показателю, например - длина шурупа, различают уже 18 различных типов шурупов, а помимо длины, шурупы различают и по другим характеристикам).
Согласно словарю Ожегова С.И., который упоминает Заявитель, определение слова "тип" - это вид чего-либо, обладающий определёнными признаками. Учитывая то, что Заказчику невозможно было отнести материал к одному наименованию с разными характеристиками, была сделана разбивка на типы. Так же было сделано и с остальными 19 позициями сведений о качестве и технических характеристиках товара.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 44-ФЗ.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ-44 в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Согласно требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 44-ФЗ, использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Требования к используемым при выполнении работ материалам, а именно: Труба гофрированная тип 1, Шурупы тип 8, Трубка тип 2, Винты тип 1, Кабель тип 2, Труба гофрированная тип 3, Уайт-спирит тип 1, Спирт технический, Винты тип 8, Грунтовка тип 1, Шурупы тип 5, Труба гофрированная тип 2, Ацетон, Шурупы тип 2, Уайт-спирит тип 2, Провод тип 3, Шкурка шлифовальная тип 2, Шурупы тип 4, Ветошь, Кабель канал тип 2, носят объективный характер. Требования установлены с использованием Государственных стандартов, что полностью соответствует требованиям статьи 33 44-ФЗ:
Труба гофрированная тип 1 - ГОСТ 50827-95
Шурупы тип 8 - ГОСТ 1144, ГОСТ 24669;
Трубка тип 2 - ГОСТ! 9034-82;
Винты тип 1 - ГОСТ 11650-80;
Кабель тип 2 - ГОСТ 22483 Труба гофрированная тип 3- ГОСТ 50827-95 Уайт-спирит тип 1 - ГОСТ 3134 Спирт технический - ГОСТ 17299-78 Винты тип 8- ГОСТ 11650-80 Грунтовка тип 1 ГОСТ 25129-82 Шурупы тип 5-ГОСТ 1144, ГОСТ 24669 Труба гофрированная тип 2 - ГОСТ 50827-95 Ацетон - ГОСТ 2768-84
Шурупы тип 2- ГОСТ 1145, ГОСТ 1144-80, ГОСТ 24670-81
Уайт-спирит тип 2 - ГОСТ 3134
Провод тип 3- ГОСТ 6323-79
Шкурка шлифовальная тип 2 - ГОСТ 6456
Шурупы тип 4- ГОСТ 1144, ГОСТ 1147
Ветошь - ГОСТ 4644
Кабель канал тип 2- ГОСТ Р 52868-2007
Данные требования указаны для обеспечения объекта закупки качественными материалами, а так же для того, чтобы поставщик при выборе материалов руководствовался сертифицированными товарами, выпущенными в соответствии с ГОСТом.
Заказчик использовал стандартные требования при описании показателей, они основаны на потребности Заказчика в качественных товарах и материалах. Данный факт является обоснованием использования таких показателей.
Заявитель утверждает, что в техническом задании установлены требования к технологии изготовления, наличию у Поставщика определённого специального оборудования. Данные требования в техническом Задании отсутствуют, что никаким образом не обязывает поставщика иметь определённое оборудование, т.к. материал для устройства гидроизоляции и оборудование для нанесения материала, сопровождается словами "или эквивалент". Заказчиком вынужденно установлены меры для нанесения гидроизоляции, т.к. комплекс водоочистки размещается на санном основании, и постоянно подвергнут воздействию атмосферных осадков.
Заявитель ссылается на требования к физико-химическим свойствам материалов, которые, по его утверждению, возможно определить только в лабораторных условиях, но Заявитель никоим образом не доказывает доводы относительно того, что участнику закупки необходимо приобрести указанный товар и провести с ним ряд лабораторных испытаний.
Для ознакомления с характеристиками, приобретение данных товаров и проведение лабораторных испытаний не требуется, так как производители и поставщики данных материалов общедоступно предоставляют полную информацию о качественных характеристиках выпускаемого товара до его продажи.
Для поиска товаров, удовлетворяющих требованиям, указанным в позициях 1-20, поставщик должен обратиться с соответствующим запросом в организации, которые способны поставить данный товар с необходимым комплектом документов, подтверждающим характеристики товара.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 44-ФЗ, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и чёткое описание характеристик объекта закупки. Закон не содержит такого понятия, как излишне детализированные требования к используемому при выполнении работ товару, на которые ссылается Заявитель в жалобе.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
04.07.2017 года на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0190300000717000624 на поставку, монтаж и проведение пусконаладочных работ комплекса водоочистных сооружений в блочно-модульном исполнении ВОС-500 в с. Антипаюта.
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе, контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль, в том числе, за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся: а) в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок; б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках.
В связи с тем, что контроль за информацией в планах-графиках осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органами управления государственными внебюджетными фондами, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом не верно выбран код ОКПД2 42.21.13.000 "Системы оросительные (каналы); водоводы и водопроводные конструкции, водоочистные станции, станции очистки сточных вод и насосные станции" Комиссией не рассматривается.
Из возражений, представленных Заказчиком, установлено.
Требования к используемым при выполнении работ материалам, а именно: Труба гофрированная тип 1, Шурупы тип 8, Трубка тип 2, Винты тип 1, Кабель тип 2, Труба гофрированная тип 3, "Уайт-спирит тип 1, Спирт технический, Винты тип 8, Грунтовка тип 1, Шурупы тип 5, Труба гофрированная тип 2, Ацетон, Шурупы тип 2, Уайт-спирит тип 2, Провод тип 3, Шкурка шлифовальная тип 2, Шурупы тип 4, Ветошь, Кабель канал тип 2, установлены с использованием Государственных стандартов:
Труба гофрированная тип 1 - ГОСТ 32126.1-2013;
Шурупы тип 8 - ГОСТ 1144, ГОСТ 24669;
Трубка тип 2 - ГОСТ19034-82;
Винты тип 1 - ГОСТ 11650-80;
Кабель тип 2 - ГОСТ 22483;
Труба гофрированная тип 3- ГОСТ 32126.1-2013;
Уайт-спирит тип 1 - ГОСТ 3134;
Спирт технический - ГОСТ 17299-78;
Винты тип 8- ГОСТ 11650-80;
Грунтовка тип 1 ГОСТ 25129-82;
Шурупы тип 5- ГОСТ1144, ГОСТ 24669;
Труба гофрированная тип 2 - ГОСТ 32126.1-2013;
Ацетон - ГОСТ 2768-84;
Шурупы тип 2- ГОСТ 1144, ГОСТ 24669;
Уайт-спирит тип 2 - ГОСТ 3134;
Провод тип 3- ГОСТ 6323-79;
Шкурка шлифовальная тип 2 - ГОСТ 13344-79;
Шурупы тип 4- ГОСТ 1144, ГОСТ 1147;
Ветошь-ГОСТ 4643-75;
Кабель канал тип 2- ГОСТ Р 52868-2007.
Для ознакомления с характеристиками приобретение данных товаров не требуется, так как производители и поставщики данных материалов общедоступно предоставляют полную информацию о качественных характеристиках выпускаемого товара до его продажи.
Заявитель никоим образом не доказывает доводы относительно того, что участнику закупки необходимо сначала приобрести указанный товар, указанный в Приложении N 1 к техническому заданию, провести с ним ряд лабораторных испытаний, чтобы указать точные значения параметров таких как, электрическая прочность, удельное объемное электрическое сопротивление, сопротивление изоляции и т.п., определить химический состав технических жидкостей и определить технологию производства указанных материалов.
В документации отсутствуют требования к указанию участником в составе заявок конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых к применению при выполнении работ, являющихся объектом закупки,
Позиции, на которые ссылается Заявитель, не содержат требования к сырью, из которого должны производиться товары (материалы), необходимые к использованию при выполнении работ, требований к товару по веществам, используемых при изготовлении товаров (материалов), как указывалось в решениях Архангельского УФАС России в решении по делу N 53 мз-15 от 11 марта 2015 г. и Краснодарского УФАС России по делу N ЭА - 420/2015 от 04 июня 2015 года, на которые ссылается Заявитель.
Комиссия контрольного органа считает, что положения документации по электронному аукциону N 0190300000717000624 не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Завод коммунального оборудования" (г. Тамбов) на действия Заказчика Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Тазовского района (ИНН: 8910004474) при осуществлении закупки путем электронного аукциона "Поставка, монтаж и проведение пусконаладочных работ комплекса водоочистных сооружений в блочно-модульном исполнении ВОС-500 в с. Антипаюта", НМЦК - 64 023 093 рублей 33 копеек (извещение N 0190300000717000624), необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: "_"
Члены Комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 26 июля 2017 г. N 04-01/328-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2017