Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 26 июля 2017 г. N 1541
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Кирьякова С.Е. |
- |
заместитель председателя комиссии, ВрИО заместителя руководителя управления, |
- Балабина Н.В. |
- |
член комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок, |
- Смирнова Л.О. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии: |
|
|
- Жебрак В.М. - Сивина А.В.
- Боброва И.В. |
- -
- |
директора ООО "Спецмонтаж КС", начальника отдела капитального строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры администрации городского округа Сокольский Нижегородской области, главы городского округа Сокольский Нижегородской области, |
- Смирнитского М.А. |
- |
представителя администрации городского округа Сокольский Нижегородской области (доверенность от 25.07.2017 б/н), секретаря единой комиссии, |
- Алтухова М.В. |
- |
представителя администрации городского округа Сокольский Нижегородской области (доверенность от 25.07.2017 б/н), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецмонтаж КС" (далее - ООО "Спецмонтаж КС", заявитель) о нарушении аукционной комиссией Администрации городского округа Сокольский Нижегородской области требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при определении подрядчика путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения муниципальных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "Спецмонтаж КС" о нарушении аукционной комиссией Администрации городского округа Сокольский Нижегородской области требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по объекту: "Межпоселковый газопровод выского давления от д. Мурзино до д. Сафониха, д. Шуравино, д. Абакумово, д. Гари, д. Сидорово, д. Кокорино, д. Фатеево, д. Выделка, д. Ушибиха. Распределительный газопровод низкого давления д. Фатеево, Сокольский район, Нижегородской области", номер извещения 0132300032417000026 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, аукционная комиссия уполномоченного органа неправомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе заявителю, что не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представитель заявителя позицию и доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объёме.
Представители Администрации городского округа Сокольский Нижегородской области и отдела капитального строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры администрации городского округа Сокольский Нижегородской области с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений положений Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ООО "Спецмонтаж КС" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 07.04.2017 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.ets-etp.ru размещены извещение об осуществлении закупки путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по объекту: "Межпоселковый газопровод выского давления от д. Мурзино до д. Сафониха, д. Шуравино, д. Абакумово, д. Гари, д. Сидорово, д. Кокорино, д. Фатеево, д. Выделка, д. Ушибиха. Распределительный газопровод низкого давления д. Фатеево, Сокольский район, Нижегородской области" и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Отдел капитального строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры администрации городского округа Сокольский Нижегородской области; уполномоченным органом - Отдел экономики и прогнозирования администрации городского округа Сокольский Нижегородской области.
Оператором электронной площадки является АО "ЭТС".
Начальная (максимальная) цена контракта - 66 039 983,00 рублей.
19.06.2017 на основании предписаний Комиссии Нижегородского УФАС России от 04.05.2017 NN 874-ФАС52-КТ-64-09/05-17(254-ДР), 875-ФАС52-КТ-64-09/05-17(256-ДР), 876-ФАС52-КТ-64-09/05-17(257-ДР) и 877-ФАС52-КТ-64-09/05-17(258-ДР) в извещение об осуществлении закупки и документацию об электронном аукционе внесены изменения.
2) В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 названного Федерального закона, а также требования к содержанию и составу заявки. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и чёткое описание характеристик объекта закупки.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки определено заказчиком в части II документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 2 части II документации о закупке работы должны быть выполнены в строгом соответствии с требованием документации об электронном аукционе, проектной и сметной документацией (Приложения N1 и 1.1 к названной документации) и Технического задания (Приложение N2 к названной документации).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Нижегородского УФАС России, проанализировав приложение N3 документации об электронном аукционе отмечает следующее. Характеристики, определённые заказчиком, являются некорректными, необъективными, в отдельных случаях не относятся к объекту закупки и вводят потенциальных участников закупки в заблуждение.
Например,
- столбики сигнальные железобетонные длина 1900 мм, высота от 80 до 100 мм, ширина 150-155 мм, расчётная зимняя температура воздуха2 до минус 50 °С, класс бетона по прочности на сжатие не менее В25, марка бетона по водонепроницаемости выше W2;
- швеллеры должны соответствовать ГОСТ 8240-97, по форме и размерам швеллеры должны быть с параллельными гранями полок или с уклоном внутренних граней полок, толщина стенки не более 5,0 мм, высота швеллера от 120 мм, радиус внутреннего закругления не более 8,5 мм, ширина полки не менее 50 мм, площадь поперечного сечения более 13,00 см2, толщина полки не более 8,4 мм, уклон внутренних граней полок должен быть в пределах от 4 % до 10 %, номер швеллера12 и 16, длина швеллера не более 12-м, вес швеллера не должен быть более 170,4 кг.
Требования к составу первой части заявки определены заказчиком в пункте 21 раздела I документации об электронном аукционе.
Инструкция по заполнению заявки содержится, в том числе в пункте 2.2 раздела II документации о закупке.
Следовательно, допустив указанные ошибки при описании объекта закупки, администрация городского округа Сокольский Нижегородской области нарушила требования части 1 статьи 33 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3) 11.07.2017 единой комиссией рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0132300032417000026-1-2 от 11.07.2017.
В соответствии с протоколом N0132300032417000026-1-2 до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (10.07.2017 08:00) поступило 3 заявки на участие в электронном аукционе, которым оператором электронной площадки присвоены порядковые номера по мере поступления.
Участнику закупки, подавшему заявку под номером 11 (ООО "Спецмонтаж КС"), отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
ООО "Спецмонтаж КС" отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, а именно: "участником закупки в первой части заявки представлена недостоверная информация о товаре который предполагается использовать при выполнении работ, и поставка которого не является предметом контракта, а именно:
- при предоставления характеристик швеллера участником закупки указано, что по форме и размерам швеллеры с параллельными гранями полок, одновременно в заявке указано, что уклон внутренних граней полок 5%, что является предоставлением недостоверной информации, в соответствие с ГОСТ 8240-97 для швеллеров с параллельными гранями полок уклон внутренних граней полок не допускается;
- при предоставления характеристик столбиков сигнальных железобетонных участником закупки указано: "расчётная зимняя температура воздуха минус 50 °С", что не соответствует требованиям документации об аукционе. В соответствие с инструкцией по заполнению первых частей заявок "Значение параметра, отмеченного "2" в верхнем индексе, должно быть неизменяемым", следовательно, участник закупки должен был указать значение в неизменном виде, так как это установлено требованиями документации: "расчётная зимняя температура воздуха до минус 50 °С".
- при предоставления характеристик материала: "Ковер газовый чугунный_" участником закупки указано: "нормативная нагрузка 10 тн.", что является не предоставлением конкретного значения по установленному показателю в виду того, что указанная участником единица измерения не поддается идентификации в соответствии с общепринятой системой единиц физических величин и их обозначений (Общероссийский классификатор единиц измерения)".
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нём в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
По смыслу подпункта б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ первая часть заявки должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Относительно основания "Ковер газовый чугунный_" участником закупки указано: "нормативная нагрузка 10 тн.", что является не предоставлением конкретного значения по установленному показателю в виду того, что указанная участником единица измерения не поддается идентификации в соответствии с общепринятой системой единиц физических величин и их обозначений (Общероссийский классификатор единиц измерения), комиссия Нижегородского УФАС России отмечает следующее.
Установлено, что в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе отсутствует ссылка на применение общероссийского классификатора единиц измерения при указании единиц измерения показателей товара.
Следовательно, участниками закупки единица измерения показателей товаров может быть указано полным или кратким не в зависимости от того, как указано в общероссийском классификаторе единиц измерения.
Анализ первой части заявки ООО "Спецмонтаж КС" показал, что участник закупки по позиции "Ковер газовый чугунный" указал - 10 тн.
Изложенное свидетельствует о надлежащем указании единицы измерения предлагаемого товара и конкретного показателя в целом, какой-либо недостоверности не усматривается.
Таким образом, аукционная комиссия, отклонив ООО "Спецмонтаж КС" по основанию, указанному в протоколе, действовала неправомерно, поскольку включила в протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0132300032417000026-1-2 от 11.07.2017 неправомерное основание для отказа, что свидетельствует о нарушении части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, согласно которой по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, который должен содержать среди прочего информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Жалоба ООО "Спецмонтаж КС" в рассматриваемой части признается обоснованной.
Относительно иных оснований, указанных в протоколе N0132300032417000026-1-2 от 11.07.2017, комиссия Нижегородского УФАС России указывает следующее.
Анализ первой части заявки ООО "Спецмонтаж КС" (заявка N 11) показал, что обществом относительно товаров "швеллер" и "столбики сигнальные железобетонные" указаны следующие конкретные показатели соответственно: показатель швеллеры с параллельными гранями полок, уклон внутренних граней полок 5%, соответствующий требованиям документации, но не соответствующий требованиям ГОСТ 8240-97, и показатель расчётная зимняя температура воздуха минус 50 °С, не соответствующий документации с учетом инструкции по заполнению заявок (для швеллеров с параллельными гранями полок уклон внутренних граней полок не допускается и расчётная зимняя температура воздуха до минус 50 °С является неизменным показателем).
То есть, аукционная комиссия заказчика, отказав ООО "Спецмонтаж КС" по рассматриваемым основаниям, указанным в протоколе N0132300032417000026-1-2 от 11.07.2017, требований действующего законодательства, учитывая, что для отказа в допуске к участию в аукционе достаточно одного основания, не нарушила, так как при рассмотрении первых частей заявок руководствовалась в соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе положениями документации об электронном аукционе, которыми, хотя и неправомерно установлены такие требования.
Изложенное свидетельствует о необоснованности жалобы заявителя в данной части.
При этом комиссия отмечает, что само по себе снятие участника с торгов по указанным основаниям, учитывая наличие нарушений при описании закупки, в том числе по данным показателям, является неправомерным.
4) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения требований части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, допущенные заказчиком, повлияли на результаты электронного аукциона и могут быть устранены путем повторного рассмотрения первых частей заявок без учета отдельных показателей товаров по позициям "швеллер" и "столбики сигнальные железобетонные", что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В связи с этим имеется необходимость выдачи заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки (АО "ЭТС") соответствующего предписания.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецмонтаж КС" на действия аукционной комиссии Администрации городского округа Сокольский Нижегородской области при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по объекту: "Межпоселковый газопровод выского давления от д. Мурзино до д. Сафониха, д. Шуравино, д. Абакумово, д. Гари, д. Сидорово, д. Кокорино, д. Фатеево, д. Выделка, д. Ушибиха. Распределительный газопровод низкого давления д. Фатеево, Сокольский район, Нижегородской области", номер извещения 0132300032417000026, обоснованной в части отказа в допуске по отдельным основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0132300032417000026-1-2 от 11.07.2017.
2. В остальной части жалобу ООО "Спецмонтаж КС" признать необоснованной.
3. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 33 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Признать аукционную комиссию нарушившей требования части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
5. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
6. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 2.1 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии С.Е. Кирьякова
Члены комиссии Н.В. Балабина
Л.О. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 26 июля 2017 г. N 1541
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2017