Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 24 июля 2017 г. N 1542
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Кирьякова С.Е. |
- |
заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Лазарева Е.А. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Кокутина А.Г. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Таир" (далее - ООО "Таир", заявитель) о нарушении аукционной комиссией Управления судебного департамента в Республике Татарстан требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "Таир" о нарушении аукционной комиссией Управления судебного департамента в Республике Татарстан требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, номер извещения 0111100008417000078 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, единая комиссия неправомерно отказала ООО "Таир" в допуске к участию в электронном аукционе, что противоречит требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
На заседании комиссии Нижегородского УФАС России представители ООО "Таир" и представители Управления судебного департамента в Республике Татарстан отсутствовали. Доказательства о надлежащем извещении, о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 30.06.2017 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки etp.zakazrf.ru размещены извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, номер извещения 0111100008417000078, и документация об электронном аукционе.
05.07.2017 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки etp.zakazrf.ru размещены изменения в извещение об осуществлении указанной закупки путем проведения электронного аукциона.
Заказчиком данной закупки выступает Управление судебного департамента в Республике Татарстан.
Оператором электронной площадки является АГЗ РТ.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 450 000,00 рублей.
2) В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки определено заказчиком в разделе IV документации об электронном аукционе.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N2 "Перечень запасных частей, расходных материалов, стоимости нормо-часа" к документации определены требования, в том числе по позиции "Стекло лобовое стандартное\атермальное (многослойное) с цветной полосой в части характеристики стекла".
Между тем в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в названном аукционе заказчиком не указано как читать знак "\", тем самым вводя потенциальных участников закупки в заблуждение.
Аналогично по другим позициям, где присутствует знак "\".
Кроме того, в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе установлено, что "в случае если при описании технических характеристик товаров в Техническом задании (Раздел IV Документации) заказчиком употребляется слово "либо", участник должен читать его в значении "и"", что прямо противоречит правилам русского языка.
Установление требований по заполнению заявки на участие в аукционе указанной инструкцией изложенным образом вводит участников закупки в заблуждение и может привести к указанию в заявке противоречащих друг другу сведений, что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3) 14.07.2017 аукционной комиссией рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0111100008417000078-1.
В соответствии с протоколом N0111100008417000078-1 до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (13.07.2017 07:00) поступило 8 заявок на участие в электронном аукционе, которым оператором электронной площадки присвоены порядковые номера.
Согласно протоколу N0111100008417000078-1 аукционная комиссия заказчика отказала в допуске к участию в данном электронном аукционе участникам закупки, подавшим заявки под номерами N1-N6.
ООО "Таир" отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, подпункта 1 пункта 5.1.4 части I Общие условия проведения аукциона документации об аукционе в электронной форме, а именно: "ввиду непредставления участником размещения заказа в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме информации, предусмотренной пп. б п.3 ч.3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и п.п. б п.3.3.2.3 части I Общие условия проведения аукциона документации об аукционе в электронной форме конкретных показателей Раздела IV Техническая часть документации об аукционе используемого при выполнении работ товара, по позиции: 234 - Лампа накаливания ближнего света Н7 12-I4V 55-60W в части напряжения и в части мощности лампы (В заявке участник указал: Лампа накаливания ближнего света Н7 12-14V 55-60W). 259 - Генератор, 14В 120-140А в части силы тока генератора (В заявке участник указал: Генератор, 14В 120-140А). 547 - Лампа накаливания H1 12-14V 55W; Фара основная в части напряжения (В заявке участник указал: Лампа накаливания H1 12-14V 55W; Фара основная). 991 - Водяной шланг отопителя, материал должен быть резина в части материала (В заявке участник указал: Водяной шланг отопителя, материал должен быть резина). 1819 - Генератор 120- 140А в части силы тока генератора (В заявке участник указал: Генератор 120-140А). 1871 - Стекло лобовое стандартное\атермальное (многослойное) с цветной полосой в части характеристики стекла (В заявке участник указал: Стекло лобовое стандартное\атермальное (многослойное) с цветной полосой)".
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к используемым при оказании услуг товарам определены заказчиком в Приложении N2 "Перечень запасных частей, расходных материалов, стоимости нормо-часа" к документации.
Анализ первой части заявки ООО "Таир" показал следующее.
Участник закупки по позиции "Лампа накаливания ближнего света Н7 I2-14V 55-60W в части напряжения и в части мощности лампы" не указал конкретные показатели.
Аналогично по позициям 259, 547, 991, 1819, 5612, 7027 и т.д.
Доказательств невозможности указания участником конкретных характеристик по данным позициям при рассмотрении жалобы не представлено. Каких-либо запросов от заявителя о разъяснении положений документации не направлялось.
Однако в позиции 2107 "Брызговики" установлено: "не менее 4шт в части количества".
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации количество является существенным условием договора, то есть не может быть изменено по усмотрению участника.
Таким образом, аукционная комиссия, отклонив участников закупки по данному основанию, указанному в протоколе N0111100008417000078-1, действовала неправомерно, поскольку включила в протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0111100008417000078-1 неправомерное основание для отказа, что свидетельствует о нарушении части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, согласно которой по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, который должен содержать среди прочего информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Также Комиссия отмечает наличие факта расхождения содержания протокола N0111100008417000078-1, сформированного в формате pdf и протокола по форме сайта (в части основания отказа в допуске).
4) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения требований части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, допущенные заказчиком, части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, допущенные аукционной комиссией, не повлияли на результаты электронного аукциона, в связи с чем необходимость выдачи ему предписания отсутствует, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, поскольку указанная жалоба рассмотрена и признается необоснованной, в целях продолжения осуществления закупки возникает необходимость выдачи оператору электронной площадки (АГЗ РТ) предписания о прекращении приостановления определения исполнителя в части заключения контракта, что не противоречит положениям части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "Таир" на действия аукционной комиссии Управления судебного департамента в Республике Татарстан при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, номер извещения 0111 100008417000078, необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать аукционную комиссию нарушившей требования части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику и аукционной комиссии предписание не выдавать в связи с отсутствием влияния допущенных нарушений на результаты закупки.
5. Выдать оператору электронной площадки (АГЗ РТ) предписание о прекращении приостановления определения исполнителя.
6. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 2.1 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии С.Е. Кирьякова
Члены комиссии Е.А. Лазарева
А.Г. Кокутина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 24 июля 2017 г. N 1542
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2017