Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 26 июля 2017 г. N 1545
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Кирьякова С.Е. |
- |
заместитель председателя комиссии, врИО заместителя руководителя, |
- Лазарева Е.А. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Кокутина А.Г. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии: | ||
- Меншиковой М.В.
- Витчукова Д.В.
- Лубнина П.А. |
-
-
- |
представителя ФГУП "ФНПЦ НИИИС им.Ю.Е.Седакова" (доверенность N199-411-451 от 26.04.2017),
представителя ФГУП "ФНПЦ НИИИС им.Ю.Е.Седакова" (доверенность N199-411-521 от 25.07.2017), представителя ФГУП "ФНПЦ НИИИС им.Ю.Е.Седакова" (доверенность N199-411-522 от 25.07.2017), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" (далее также - ООО "Профит-плюс", заявитель) о нарушении Федеральным государственным унитарным предприятием Федерального научно-производственного центра "Научно-исследовательский институт измерительных систем им. Ю.Е.Седакова" (далее также - ФГУП "ФНПЦ НИИИС им.Ю.Е.Седакова", заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку термопреобразоватей ТСП, номер извещения 0532100000217000085 (далее по тексту - электронный аукцион),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку термопреобразоватей ТСП, номер извещения 0532100000217000085.
По мнению заявителя, положения документации названного электронного аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители заказчика, присутствовавшие на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России, с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, считают жалобу заявителя необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Представители заявителя на заседании комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего уведомления стороны в материалах дела имеются.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, заслушав доводы лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 06.07.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке roseltorg.ru размещены извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку термопреобразоватей ТСП, номер извещения 0532100000217000085, и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Федеральное государственное унитарное предприятие Федерального научно-производственного центра "Научно-исследовательский институт измерительных систем им.Ю.Е.Седакова".
Оператором электронной площадки является АО "ЕЭТП".
Предметом контракта является поставка термопреобразоватей ТСП.
Начальная (максимальная) цена контракта - 25 330 848,27 рублей.
2) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена названным Федеральным законом.
Кроме того, согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров установлены в разделе 11 "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" документации об электронном аукционе, где помимо прочих, указаны следующие показатели:
N п/п |
Наименование |
Основные технические характеристики товара |
||||||||
1 |
Термопреобразователи сопротивления (далее термопреобразователь). |
Защитная арматура термопреобразователя должна выдерживать воздействие воздуха пробным внутренним давлением (0,9+0,1) МПа с температурой (20 Монтажная часть защитной арматуры термопреобразователя должна выдерживать воздействие воды пробным внешним давлением (9,6+1,0) МПа с температурой (20 Электрическое сопротивление изоляции между цепью ЧЭ термопреобразователя и защитной арматурой при различных температурах должно быть:
Электрическая изоляция термопреобразователя должна выдерживать в течение 1 мин. синусоидальное переменное напряжение 250 В частотой 50 Гц. Максимальный ток утечки 5 мА. Термопреобразователи должны быть стабильны: - после выдержки ЧЭ термопреобразователя при температуре верхнего предела рабочего диапазона в течение 1000 ч сопротивление ЧЭ при 0 °С должно оставаться в пределах допуска соответствующего класса; - после выдержки термопреобразователя, ЧЭ которого испытан на стабильность в течение 1000 ч, при температуре верхнего предела рабочего диапазона в течение 250 ч сопротивление термопреобразователя при 0 °С должно оставаться в пределах допуска соответствующего класса. После 10 циклов измерения температуры от верхнего до нижнего предела рабочего диапазона сопротивление термопреобразователя при 0 °С должно оставаться в пределах допуска соответствующего класса. Защитная арматура и головки термопреобразователя должны быть устойчивы к воздействию следующих дезактивирующих растворов при температуре от плюс 50°С до плюс 90°С: 1 раствор: - едкий натр NaOH - от 30 до 40 г/л,- перманганат калия КМпО4 - от 2 до 5 г/л, 2 раствор: - щавелевая кислота Н2С2О2 - от 10 до 30 г/л,- азотная кислота HNO3 - до 1 г/л или
|
И т.д.
Описание объекта закупки изложенным образом не противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок, не приводит к ограничению количества участников закупки.
Кроме того, заказчиком в документации представлено обоснование N199-822-07/179 недопустимости приобретения эквивалента термопреобразователей сопротивления типа ТСП завода-изготовителя ФГУП "НИИ НПО "Луч" для осуществления поставок контрольно-измерительных приборов для зданий и сооружений энергоблока N1 Белорусской АЭС.
Доказательств обратного ООО "Профит-плюс" не представлено.
Следовательно, жалоба ООО "Профит-плюс" признается необоснованной в рассматриваемой части
3) Частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Извещение (номер 0532100000217000085) размещено заказчиком в единой информационной системе - 06.07.2017. Срок окончания подачи заявок, установленный в данном извещении о проведении электронного аукциона - 21.07.2017 10:00, что противоречит требованиям части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Извещение о проведении электронного аукциона должно быть размещено в единой информационной системе - 05.07.2017.
Следовательно, в данной части жалоба признается обоснованной.
4) Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 названного Федерального закона.
Согласно извещению требования к участникам установлены следующим образом: "Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)", что не противоречит статье 63 Закона о контрактной системе.
Таким образом, жалоба заявителя в данной части является необоснованной.
5) В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе должны содержаться помимо прочего требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 названного Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам электронного аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 названного Федерального закона.
Согласно требованиям части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 названной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Между тем в документации о проведении электронного аукциона отсутствует обязательное требование к участникам закупки в соответствии с пунктами 7.1 и 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); (10) участник закупки не является офшорной компанией.
Кроме того, требование к участнику закупки, установленное в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в документации о закупке, изложено в недействующей редакции.
Таким образом, заказчиком нарушены положения части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба ООО "Профит-плюс" признается обоснованной в рассматриваемой части.
6) В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) названного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 названной статьи документов и информации, не допускается.
Требования к составу второй части заявки определены заказчиком в пункте 3.2.4 документации о закупке, среди которых - декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (в старой редакции), что не соответствует части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Следовательно, заказчик, установив несоответствующие положениям Закона о контрактной системе в сфере закупок требования к составу вторых частей заявок, нарушил положения части 1 статьи 64, части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
7) Согласно документации об электронном аукционе стоимость товара включает НДС. Расчет НМЦК также произведен с учетом НДС.
Пунктом 3.1 контракта предусмотрено: "Общая сумма контракта составляет _______________ руб. ____ коп. (______________________), в том числе НДС 18% __________ руб. ___ коп. (___________________) согласно Спецификации, являющейся неотъемлемой частью Контракта".
Вместе с тем Закон о контрактной системе не ограничивает возможность определения НМЦК без учета (с учетом) системы налогообложения, на которой находится участник закупки. Особенностью Закона о контрактной системе является то, что он не связывает вопросы осуществления закупок с вопросами налогообложения поставщиков или подрядчиков. Также законодательство о закупках не содержит каких-либо ограничений по допуску к участию в торгах участников, применяемых различные системы налогообложения.
В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме от 06.10.2011 NАЦ/39173, государственный контракт по итогам проведения торгов заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной победителем торгов, вне зависимости от особенностей применения системы налогообложения у победителя торгов.
Таким образом, заказчик, сформировав цену контракта изложенным образом, и указав в проекте контракта условия о включении в цену НДС 18%, положений закона о контрактной системе в сфере закупок не нарушил.
Кроме того, как следует из информации, предоставленной Заказчиком, для участия в рассматриваемом электронном аукционе подано 2 заявки, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки. Доказательств обратного не представлено.
Исходя из вышеизложенного, жалоба ООО "Профит-плюс" в данной части признается необоснованной.
8) 24.07.2017 аукционной комиссией заказчика рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0532100000217000085-1.
В соответствии с протоколом N0532100000217000085-1 до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (21.07.2017 10:00) поступило 2 заявки на участие в электронном аукционе, участникам присвоены соответствующие номера.
Нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении указанных процедур Комиссией Нижегородского УФАС России не установлено.
9) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку нарушения частей 1 и 3 статьи 64, части 3 статьи 63, части 5 статьи 66, допущенные заказчиком, в данном случае не повлияли на результаты определение поставщика, Комиссией Нижегородского УФАС России принято решение предписание об устранении нарушений заказчику не выдавать.
Между тем существует необходимость выдачи предписания оператору электронной площадки, (АО "ЕЭТП") в целях продолжения определения поставщика и заключения контракта, что не противоречит положениям части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" о нарушении Федеральным государственным унитарным предприятием Федерального научно-производственного центра "Научно-исследовательский институт измерительных систем им.Ю.Е.Седакова" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку термопреобразоватей ТСП, номер извещения 0532100000217000085, обоснованной в части нарушения сроков размещения извещения в единой информационной системе и неправомерного установления обязательных требований к участникам закупки и составу заявки.
2. В остальной части жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" о нарушении Федеральным государственным унитарным предприятием Федерального научно-производственного центра "Научно-исследовательский институт измерительных систем им.Ю.Е.Седакова" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку термопреобразоватей ТСП, номер извещения 0532100000217000085, признать необоснованной.
3. Признать заказчика нарушившим требования частей 1 и 3 статьи 64, части 3 статьи 63, части 5 статьи 66, Закона о контрактной системе в сфере закупок.
4. Предписание об устранении допущенных нарушений заказчику не выдавать в связи с отсутствием влияния на результаты определения поставщика.
5. Выдать оператору электронной площадки (АО "ЕЭТП") предписание о прекращении приостановления закупки в части заключения контракта.
6. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частей 1, 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии С.Е.Кирьякова
Члены комиссии Е.А.Лазарева
А.Г.Кокутина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 26 июля 2017 г. N 1545
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2017