Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 25 июля 2017 г. N ФКС-17-209
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г. жалобу ИП Ленгесовой Т.В. на действия МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" и его комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона N АЭ-0352/17 (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300000517000540) на выполнение работ по сносу жилого дома и надворных построек по адресу: г. Тюмень, ул. Большая Заречная, 88,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 19.07.2017 г. поступила жалоба заявителя на действия МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" и его аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N АЭ-0352/17.
Сведения о заключенном контракте по результатам электронного аукциона на официальном сайте на момент поступления жалобы отсутствовали.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС в сфере (www.zakupki.gov.ru), в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, на основании приказа Тюменского УФАС России от 20.07.2017 г. N 302 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок будет осуществлена внеплановая проверка в отношении уполномоченного учреждения и заказчика при проведении электронного аукциона N АЭ-0352/17 (N0167300000517000540).
Согласно жалобе, заявитель не согласен с действиями аукционной комиссии в связи с признанием его заявки не соответствующей требованиям аукционной документации в части непредставления в составе второй части заявки паспортных данных, а также отсутствия лицензии на транспортирование отходов.
Помимо этого, по мнению заявителя, установленное требование к участникам аукциона о наличии в составе заявки лицензии на транспортирование отходов является незаконным и направлено на ограничение участников закупки.
Присутствовавшие в заседании Комиссии представители уполномоченного учреждения и заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя не согласились, факт нарушения Закона о контрактной системе не признали, считают, что аукционная комиссия при принятии оспариваемого решения действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и требованиями, установленными в документации об аукционе, согласно которых вторая часть заявки на участие в аукционе, поданная от имени физического лица в обязательном порядке должна содержать его паспортные данные. Помимо этого, заявителем не приложена лицензия на транспортирование отходов, относящихся к IV классу опасности, наличие которой предусмотрено документацией об аукционе.
Учитывая, что в заявке заявителя такие сведения и документы отсутствовали, аукционная комиссия правомерно отклонила такую заявку.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени", являясь учреждением, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиком, исполнителей) для заказчиков г.Тюмени (постановление Администрации города Тюмени от 30.12.2013 г. N 183-пк), на основании приказа от 22.06.2017 г. N 562 выступило организатором проведения электронного аукциона N АЭ-0352/17 в интересах заказчика - МКУ "ТГИК" на выполнение работ по сносу жилого дома и надворных построек по адресу: г. Тюмень, ул. Большая Заречная, 88.
Начальная (максимальная) цена контракта 323 195,91 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 22.06.2017 г. была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000517000540.
Комиссией установлено, что до окончания указанного в извещении срока подачи заявок ИП Ленгесовой Т.В. была подана заявка на участие в названном электронном аукционе, которой был присвоен порядковый номер 3.
Как следует из протокола подведения итогов аукциона N 3/АЭ-0352/17 от 13.07.2017 г. аукционная (единая) комиссия единогласным решением отклонила заявку ИП Ленгесовой Т.В. на основании п.1 ч.6 ст. 69, п.1 ч.5 ст. 66 Закона N44-ФЗ, п.п. 1 п. 1.5.1.2 Раздела 1, п.32 Раздела 2 части 1 документации об аукционе, по причине отсутствия в заявке данного участника закупки паспортных данных. Помимо этого, аукционная комиссия также указала, что в нарушение п.п. 1 ч.1 ст. 31, п.2 ч.5 ст. 66, п.п. 2 п. 1.5.1.2 Раздела 1, п.32 Раздела 2 части 1 документации об аукционе заявителем не представлена лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с видом работ, в составе лицензируемого вида деятельности: транспортирование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В свою очередь, порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен статьей 66 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 66 указанного Закона заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Названной нормой установлены требования к каждой части заявки на участие в электронном аукционе.
В силу положений части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе, в числе прочего, должна содержать следующие документы и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Аналогичные требования, предъявляемые законодательством к порядку подачи второй части заявки на участие в электронном аукционе, продублированы в соответствующих разделах документации об электронном аукционе N АЭ-0352/17, а именно п.п.1 п.1.5.1.2 раздела 1, п.32 раздела 2 части 1 документации об аукционе.
Кроме того, в целях обеспечения возможности участником закупки соблюдения требований законодательства о контрактной системе в части порядка подачи заявки на участие в электронном аукционе, в разделе 3 аукционной документации утверждена рекомендуемая форма N 2 по заполнению второй части заявки (для физического лица), в которой отдельной строкой предусмотрено указание сведений о паспортных данных участника закупки, являющегося физическим лицом.
Согласно частям 1, 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аукционной комиссией в протоколе N 3/АЭ-0352/17 от 13.07.2017 г. указано, что вторая часть заявки ИП Ленгесовой Т.В. в нарушение требований пункта 1 части 6 статьи 69, пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и соответствующих положений аукционной документации не содержала сведения о паспортных данных участника аукциона, что является основанием для признания такой заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Комиссией была исследована заявка ИП Ленгесовой Т.В. на участие в названом электронном аукционе, при этом установлено, что вторая ее часть вопреки доводам заявителя не содержит паспортных данных физического лица.
Перечень сведений, необходимых для установления личности гражданина РФ (фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения), определен Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", и данный перечень носит исчерпывающий характер. В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения, реквизиты паспорта).
В свою очередь, заявителем в жалобе не приведено никакого документального обоснования не указания данных сведений в заявке.
В этой связи следует отметить, что наличие среди представленных участником аукциона документов при его аккредитации на электронной площадке, позволяющих установить паспортные данные физического лица, не освобождает от обязанности, предусмотренной указанными выше положениями Федерального закона и документации об аукционе, по указанию своих паспортных данных непосредственно во второй части заявки.
Кроме того, из протокола N 3/АЭ-0352/17 от 13.07.2017 г. следует, что заявка ИП Ленгесовой Т.В. в нарушение п.п. 1 ч.1 ст. 31, п.2 ч.5 ст. 66, п.п. 2 п. 1.5.1.2 Раздела 1, п.32 Раздела 2 части 1 документации об аукционе не содержала лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с видом работ, в составе лицензируемого вида деятельности: транспортирование.
В обоснование незаконности решения аукционной комиссии в указанной части, заявитель приводит довод, что установленное требование к участникам аукциона о наличии в составе заявки упомянутой лицензии является незаконным и направлено на ограничение участников закупки.
В соответствии с п. 32 раздела 2 документации об аукционе N АЭ-0352/17 в числе требований к составу заявки предусмотрено предоставление документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки или копии этих документов:
- лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, включающую перечень следующих видов работ, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности"
Наименование вида отхода: мусор от сноса и разборки зданий несортированный
- Код отхода по ФККО: 8 12 901 01 72 4
- Класс опасности для ОС: IV
- Виды работ, выполняемые в составе лицензируемого вида деятельности: транспортирование.
Согласно пояснений представителей заказчика и уполномоченного учреждения, установление соответствующего требования к участникам аукциона обусловлено предметом (объектом) закупки, в который помимо работ связанных со сносом жилого дома и надворных построек, входят также работы по транспортировке отходов IV классов опасности, что в соответствии с действующим законодательством относится к лицензируемому виду деятельности.
В соответствии с ч.1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки имеет право обжаловать в установленном порядке действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, аукционной комиссии, если такие действия нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу ч.4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об открытом аукционе в электронной форме (электронном аукционе), может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявки на участие в таком аукционе. По истечении указанного срока обжалование действий заказчика, уполномоченного органа, осуществляется только в судебном порядке.
Согласно пункту 3 ч. 11 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей.
В силу п. 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, информация о сроке, месте и порядке подаче заявок участников закупки.
Пунктом 3 ч.1 статьи 64 Закона о контрактной системе закреплено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В свою очередь, участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок (ч.7 статьи 66 N44-ФЗ).
Соответственно, исходя из толкования вышеприведенных норм следует, что действия в целях реализации прав участников закупок, в том числе, при обжаловании действий заказчиков, должны совершаться в сроки, установленные настоящим Федеральным законом.
При этом, предусмотренный Законом о контрактной системе срок на подачу жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, имеет процессуальный характер, поскольку представляет собой установленный законом срок для совершения процессуальных действий лицом, подающим (подавшим) жалобу, органом, уполномоченным на рассмотрение жалобы и иными лицами.
Согласно сведений, содержащихся на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru , срок подачи заявок на участие в электронном аукционе N АЭ-0352/17 истек 30.06.2017 г. в 08:00 (по местному времени), при этом жалоба ИП Ленгесовой Т.В. поступила в антимонопольный орган 19.07.2017 г. вх.5633.
В этой связи, учитывая положения ч.4, п.3 ч.11 статьи 105 Закона N44-ФЗ Комиссия оставляет обозначенный выше довод заявителя без рассмотрения, как заявленный за пределами срока, установленного законом для обжалования положений документации об электронном аукционе.
Комиссия также считает необходимым указать, что заявитель жалобы вправе был обжаловать в установленном законом порядке (до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе) спорные положения аукционной документации, однако данным правом не воспользовался. При этом, подав заявку на участие в данном открытом аукционе, заявитель тем самым конклюдентно принял все условия аукциона, объявленные заказчиком, согласился, в том числе, и с требованиями, предъявленными к участникам электронного аукциона.
Каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих об ограничении (устранении) конкуренции при проведении названного электронного аукциона, в связи с наличием спорных требований к участникам закупки, заявителем в материалы дела не представлено.
При этом, Комиссией установлено, что на участие в аукционе поступило 4 заявки, в 3-х из которых была приложена лицензия, предусмотренная аукционной документаций, в связи с чем утверждение заявителя об ограничении количества участников не подтверждено.
При таких обстоятельствах, в действиях аукционной комиссии отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов заявителя при участии в указанном электронном аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, п. 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11. 2014 г., Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП Ленгесовой Т.В. на действия МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" и его комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона N АЭ-0352/17 (N 0167300000517000540) на выполнение работ по сносу жилого дома и надворных построек по адресу: г. Тюмень, ул. Большая Заречная, 88 необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 25 июля 2017 г. N ФКС-17-209
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2017