Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 28 июля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
___
с участием представителей сторон:
от заказчика: Государственное казенное учреждение Тюменской области "Управление капитального строительства" (далее также - заказчик, ГКУ ТО "УКС") ___ по доверенности, __ по доверенности;
от уполномоченного органа: Управление государственных закупок по Тюменской области (далее также - уполномоченный орган, УГЗ ТО) __по доверенности;
в отсутствии заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "Феникс" (далее по тексту - заявитель, участник закупки, Общество, ООО "Феникс"), надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения;
от заинтересованного лица: ЗАО "Отделочник" ___ по доверенности,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "Феникс" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003417002987) N АЭ-2450/17 на выполнение подрядных работ по объекту "Строительство дома культуры в п. Винзили Тюменского района" (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 21.07.2017 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
В этой связи, на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 25.07.2017 г. N 305 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
В своей жалобе заявитель приводит доводы о том, что в аукционной документации содержатся нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно:
1 довод: В документация об аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
А именно: Пункт 102: Количество зёрен (диапазон) размером не более 5 мм в непрерывном зерновом составе минеральной части (в процентах по массе) не более: от 24 до 50;
Количество зёрен (диапазон) размером менее 1,25 мм в прерывистом зерновом составе минеральной части (в процентах по массе) не менее: от 20 до 28;
Количество зёрен (диапазон) размером не более 0,16 мм в непрерывном зерновом составе минеральной части (в процентах по массе): не более от 4 до 50;
Минимальный предел прочности при сжатии при температуре 50°С для II дорожно-климатической зоны (МПа): 0,8-1,6;
Минимальный предел прочности при сжатии при температуре 20°С для II дорожно-климатической зоны (МПа): 2,0-2,5;
Максимальный предел прочности при сжатии при температуре 0°С для II дорожно-климатической зоны (МПа): 9,0-13,0;
Трещиностойкость (диапазон) по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин для II дорожно-климатической зоны (МПа) менее: от 2,0 до 7,5.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений. Таким образом, действия Заказчика нарушают п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2 довод: В пункте 66 Заказчик установил двойные требования к одной характеристике товара, а именно: Мощность более 830 Вт и Номинальный тепловой поток более 1000 Вт. Мощность водяного радиатора отопления это и есть номинальный тепловой поток данного радиатора, но в первом случае Заказчик установил требование "более 830 Вт", а во втором "более 1000 Вт".
Необъективное описание закупки, может привести к отклонению нашей заявки, а именно: если в заявке будет указана мощность, например 850 Вт, а номинальный тепловой поток 1200 Вт, данные значения будут соответствовать требованиям Заказчика, но аукционная комиссия может признать нашу заявку несоответствующей, так предоставлены недостоверные сведения и у водяного радиатора не могут быть разные показатели мощности и теплового потока, так как это одна характеристика.
3 довод: пункте 73 Заказчик установил двойные требования к одной характеристике товара, а именно: Наибольший показатель напора менее 5 м и Наибольший подъем более 3 м. Напор, измеряется в метрах водяного столба, этот параметр, показывает на какую высоту данный насос может поднять воду. Значит, наибольший напор и наибольший подъем являются одной и той же характеристикой.
Необъективное описание закупки, может привести к отклонению нашей заявки, а именно: если в заявке будет указан наибольший напор, например 4,5 м, а наибольший подъем 3,5 м, данные значения будут соответствовать требованиям Заказчика, но аукционная комиссия может признать нашу заявку несоответствующей, так предоставлены недостоверные сведения и у насоса не могут быть разные показатели наибольшего напора и подъема, так как это одна характеристика.
4 довод: пункте 186 указано наименование товара: Селектор каналов автоматический на 20 зон и установлена характеристика: Селектор каналов - менее 25 зон. Следовательно, наша компания не может указать значения менее 25 зон, а именно: 24, 23, 22 или 21 зону, что свидетельствует о необъективном описании закупки и нарушает п.1. ч.1 ст.ЗЗ Закона о контрактной системе.
5 довод: в пункте 191 указаны характеристики: Ёмкость одной батареи 26,0 Ач. и Ёмкость более 17 Ач. Следовательно, наша компания не может указать значения более 17 Ач., а именно: 18, 19, 20 и т.д. до 25 Ач., что свидетельствует о необъективном описании закупки и нарушает п.1. ч.1 ст.ЗЗ Закона о контрактной системе.
Присутствующий в заседании Комиссии представители уполномоченного органа, заказчика не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (исх.N0624 от 28.07.2017 г., исх.N4257/17 от 28.07.2017 г.).
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика, уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок по Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона N АЭ-2450/17 на выполнение подрядных работ по объекту "Строительство дома культуры в п. Винзили Тюменского района" в интересах заказчика ГКУ ТО "Управление капитального строительства" с начальной (максимальной) ценой контракта 454431870,00 рублей.
Информация об электронном аукционе была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки: 0167200003417002987.
Довод 1 Комиссия считает обоснованным по следующим основаниям:
Как следует из ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Статьей 64. Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Положения части 2 статьи 33, подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66, части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривают, что аукционная документация должна содержать информацию, позволяющую аукционной комиссии обеспечить отбор участников закупки, чьи первые части заявки соответствуют требованиям установленным документацией об аукционе в отношении закупаемых товаров и работ. При этом пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких требований к содержанию заявки и инструкции по ее заполнению, которые влекут за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
Как установлено материалами дела, предметом закупки является выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство дома культуры в п. Винзили Тюменского района".
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом действующего законодательства.
Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в таблице "Характеристики товаров, используемых при выполнении работ (Приложение N1 аукционной документации) установлены требования к товарам, характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, например:
Пункт 102: Количество зёрен (диапазон) размером не более 5 мм в непрерывном зерновом составе минеральной части (в процентах по массе) не более: от 24 до 50;
Количество зёрен (диапазон) размером менее 1,25 мм в прерывистом зерновом составе минеральной части (в процентах по массе) не менее: от 20 до 28;
Количество зёрен (диапазон) размером не более 0,16 мм в непрерывном зерновом составе минеральной части (в процентах по массе): не более от 4 до 50;
Минимальный предел прочности при сжатии при температуре 50°С для II дорожно-климатической зоны (МПа): 0,8-1,6;
Минимальный предел прочности при сжатии при температуре 20°С для II дорожно-климатической зоны (МПа): 2,0-2,5;
Максимальный предел прочности при сжатии при температуре 0°С для II дорожно-климатической зоны (МПа): 9,0-13,0;
Трещиностойкость (диапазон) по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин для II дорожно-климатической зоны (МПа) менее: от 2,0 до 7,5.
Вместе с тем, Комиссия, проанализировав обозначенные выше требования к материалам, товарам, используемых при выполнении работ, соотнеся их с предметом контракта на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство дома культуры в п. Винзили Тюменского района" считает, что в данном случае заказчиком безосновательно установлены излишние требования о предоставлении участниками закупки в составе заявки информации о точном значении (конкретном значении) количестве зёрен в непрерывном зерновом составе минеральной части, максимальный предел прочности при сжатии и т.д.
Указанные требования к составу заявки имеют целью формальное указание участниками точных значений данных показателей.
Необходимость их включения в первую часть заявки требует от участников закупки неоправданных временных затрат, связанных с поиском указанных товаров, используемых при выполнении работ, и их поставщиков, которые готовы предоставить информацию о конкретных значениях данных показателей.
Рассматриваемые требования к составу заявки могут привести к уменьшению круга добросовестных участников закупки ввиду необходимости указания ими тех точных значений рассматриваемых показателей, соблюдение которых участник гарантирует ввиду необходимости при выполнении работ в строгом соответствии с указанными участниками закупки значениями.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, тем более в объеме необходимом для выполнения работ, указанные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупки товара используемого при выполнении работ ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного следует, что участником закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо представить конкретные показатели не только используемого при выполнении работ товара, но и конкретные показатели физико-механических свойств указанного товара.
Между тем, в силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Таким образом, требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе сформировано заказчиком в нарушение пункта части 1 статьи 33, части 1 статьи 64, Закона о контрактной системе.
Довод 2 Комиссия считает не обоснованным по следующим основаниям:
Согласно ч.9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Заявителем жалобы не представлено документов подтверждающих обоснованность указанного довода.
Вместе с тем Комиссия установила, что в пункте 66 (Приложение N1 аукционной документации) Заказчиком установлено требование к радиатору отопления: Мощность более 830 Вт и Номинальный тепловой поток более 1000 Вт.
В ходе заседания Комиссии представитель заказчика заявил, что: "Мощность" и "Номинальный тепловой поток" не тождественные понятия и предоставил ГОСТ20849-94 в котором указаны линейная плотность номинального теплового потока и номенклатурный ряд (мощность) отличных значений.
Таким образом, на основании представленных документов и пояснений заказчика Комиссия приходит к выводу о правомерности установления оспариваемых требований.
Вместе с тем, заявителем не представлены документы подтверждающие обоснованность довода в части ограничения количества участников закупки, а также невозможности формирования им заявки на участие в данном аукционе.
Довод 3 Комиссия считает не обоснованным по следующим основаниям:
Согласно ч.9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Заявителем жалобы не представлено документов подтверждающих обоснованность указанного довода
Вместе с тем Комиссия установила, что в пункте 73 (Приложение N1 аукционной документации) Заказчиком установлено требование к циркуляционному насосу: Наибольший показатель напора менее 5 м и Наибольший подъем более 3 м.
В ходе заседания Комиссии представитель заказчика заявил, что: "Наибольший показатель напора" и "Наибольший подъем" не тождественные понятия и предоставил технические характеристики циркуляционного насоса GRUNDFOS UPS 25-40 отличных значений.
Таким образом, на основании представленных документов и пояснений заказчика Комиссия приходит к выводу о правомерности установления оспариваемых требований.
Вместе с тем, заявителем не представлены документы подтверждающие обоснованность довода в части ограничения количества участников закупки, а также невозможности формирования им заявки на участие в данном аукционе.
Довод 4 и 5 Комиссия считает обоснованным по следующим основаниям:
Заказчик установил характеристики товара в пункте 186: Селектор каналов автоматический на 20 зон при этом так же установил характеристику: Селектор каналов - менее 25 зон. В пункте 191 указаны характеристики: Ёмкость одной батареи 26,0 Ач. и Ёмкость более 17 Ач.
В ходе заседания Комиссии представитель заказчика не смог пояснить, необходимость указание двойных характеристик, сослался на то, что у участников, работающих в данной сфере, не должно возникать проблем с заполнением заявки по данным пунктам.
Согласно п.1. ч.1 ст. ЗЗ Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер, так же согласно ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Вместе с тем, указанные требования не могут объективно отражать необходимые заказчику характеристики товара.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчик нарушил ч.1 ст. ЗЗ Закона о контрактной системе установив дважды в пунктах 186 и 191 параметр с различными характеристиками.
В соответствии с ч.1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник размещения заказа (участник закупки) имеет право обжаловать в установленном порядке действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, аукционной комиссии, если такие действия нарушают права и законные интересы участника размещения заказа (участника закупки).
В этой связи, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении жалоб, входят как проверка соответствия оспариваемых действий законодательству о контрактной системе, так и установление факта нарушения оспариваемым действием прав и законных интересов участника закупки, обратившегося с соответствующей жалобой в контрольный орган.
Вместе с тем подтверждение того, что заявитель не может быть участником аукциона и исполнителем предмета вышеуказанного аукциона заказчиком информация из единого реестра членов СРО о том, что ООО "Феникс" имеет право на выполнение работ по одному договору строительного подряда не превышающему шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности) при том, что начальная (максимальная) цена контракта, проводимого заказчиком аукциона составляет 454431870,00 рублей.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем заявителем в установленный Законом о контрактной системе срок не подавались запросы на разъяснения относительно оспариваемых положений документации, таким образом, заявитель не использовал свое право на уточнение и получения информации от заказчика.
Комиссией так же установлено, что допущенные Заказчиком нарушения не повлияли на результаты определения победителя при проведении электронного аукциона, так как в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе по вышеуказанным нарушениям заявки участников не отклонялись.
С учетом приведенных правовых норм, а также указанных фактических обстоятельств, Заявитель в своей жалобе не обосновал и не подтвердил соответствующими доказательствами, каким образом спорные положения аукционной документации повлияли на его права и обязанности относительно участия в указанной публичной процедуре, в связи с чем Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания,
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Феникс" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167200003417002987) N АЭ-2450/17 на выполнение подрядных работ по объекту "Строительство дома культуры в п. Винзили Тюменского района", обоснованной в части описания объекта закупки.
2. Признать заказчика государственное казенное учреждение Тюменской области "Управление капитального строительства" нарушившим части 1 статьи 33, части 1 статьи 64, Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для возбуждения административного дела.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ___
Члены Комиссии ___
____
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 28 июля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2017