Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 июля 2017 г. N 06-711/17т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя Кушнарева Павла Андреевича (далее - Кушнарев П.А.): не явился, о времени и месте надлежащим образом уведомлен;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива"): не явились, о времени и месте надлежащим образом уведомлены;
от заказчика муниципальное казенное учреждение "Инвестиционно-строительное управление" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) (далее - МКУ "ИСУ", заказчик): не явились, о времени и месте надлежащим образом уведомлены;
от уполномоченного органа муниципальное казенное учреждение "Комитет имущественных отношений и муниципальных закупок" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) - (далее - МКУ "КИО и МЗ", уполномоченный орган): представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя,
рассмотрев жалобы Кушнарева П.А., ООО "Перспектива" на действия заказчика муниципального казенного учреждения "Инвестиционно-строительного управления" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия), уполномоченного органа муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений и муниципальных закупок" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 35 мест" в с. Мар Нюрбинского района (извещение N 0316300092217000278), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы Кушнарева П.А., ООО "Перспектива".
Из текста жалобы Кушнарева следует следующее.
1. В нарушение Закона о контрактной системе уполномоченный орган не разместил в официальном сайте единой информационной системе http://www.zakupki.gov.ru/ файл "Требование к характеристикам отдельных товаров (материалов)", в соответствии с которой первая часть заявки должна содержать согласие, а также конкретные показатели применяемого товара/материала.
2. В нарушение Закона о контрактной системе уполномоченный орган не установил надлежащию инструкцию по заполнению заявки, которая может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Кроме того, в большинстве пунктов в Техническом задании аукционной документации заказчиком в нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе не установлены минимальные и максимальные значения показателей.
3. В нарушение Закона о контрактной системе в аукционной документации установлено требование в части предоставления участниками закупки копии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
4. В нарушение Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона установлен размер обеспечения заявки 1 409 327, 55 руб. или 5% от начальной (максимальной) цены контракта, а в п. 13 аукционной документации размер обеспечения заявки установлено, что размер обеспечения заявки составляет 1 % от начальной (максимальной) цены контракта.
5. В нарушение Закона о контрактной системе уполномоченный орган не установил виды и объемы работ по строительству объекта в аукционной документации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года N 570, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения других лиц.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из текста жалобы ООО "Перспектива" следует следующее.
1. В нарушение Закона о контрактной системе уполномоченный орган не установил срок выплаты аванса подрядчику в проекте контракта.
2. В нарушение Закона о контрактной системе в проекте контракта установлен неправомерный срок действия банковской гарантии.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений представленных уполномоченным органам по доводом жалобы Кушнарева П.А. следует следующее.
1. Требования к материалам/товарам применяемые при выполнении работ размещено в официальном сайте единой информационной системе http://www.zakupki.gov.ru/, как отдельный файл "Техническое задание" с таблицей "Требования к количеству и качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям Заказчика".
2. В случае неясности по заполнению заявки заявитель мог воспользоваться правом получения разъяснений с соответствии с Законом 44-ФЗ. Также заявителем не доказано, что инструкция по заполнению заявки могла ввести участников аукциона в заблуждение или ограничить круг потенциальных участников. Так, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N П1 от 14.07.2017 г. подано 4 заявки, из них получили допуск на участие в аукционе все участники.
Относительно довода об установлении в техническом задании "Согласно проекта шифр: 0054.16".
Проектно-сметная документация шифром: 0054.16, являющаяся неотъемлемой частью технического задания прикреплена к аукционной документации.
Относительно довода об установлении заказчиком в техническом задании конкретных показателей применяемых материалов.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик основных применяемых материалов при производстве работ по строительству, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности и не нарушающие положения 44-ФЗ.
3. Извещение о проведении аукциона N 0316300092217000278 опубликовано от 26.06.2017 11:31, до даты вступления в силу данного закона. Но так как Закон N372-ФЗ от 03.07.2017 императивно установлены обязательные требования к участникам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, участником электронного аукциона, комиссией при рассмотрении вторых частей заявок будут рассматривать заявки на соответствие СРО в соответствии с внесёнными изменениями в силу закона.
4. В п. 13 информационной карты аукционной документации "Размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе в электронной форме" действительно существует техническая ошибка в % обеспечения заявки, но со ссылкой в извещение (см. извещение).
5. Довод заявителя является необоснованным, так как уполномоченным органом п. 29 Информационной карты аукционной документации установлены возможные виды и объемы работ, подлежащих самостоятельному выполнению согласно Постановлению Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
Из письменных пояснений уполномоченного органа по доводом жалобы ООО "Перспектива" следует следующее.
1. Согласно пункту 3.6. проекта контракта: "Безналичный расчет. Авансирование в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта. Поэтапная оплата работ, в соответствии с графиком оплаты выполненных работ".
К настоящему проекту контракту прилагаются и являются его неотъемлемой частью - График оплаты выполненных работ, прикрепленный отдельным файлом к аукционной документации. Согласно данному графику Заказчик уплачивает аванс в размере 30% т.е.8 455 965,30 руб. в течении 30 дней с момента подписания муниципального контракта.
2. В ст. 96 Закона N 44-ФЗ указано, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Уполномоченным органом в пп. 2 п. 27 Информационной карты аукционной документации в "Требования к обеспечению исполнения контракта в виде банковской гарантии" установлен конкретный срок действия банковской гарантии до 01 марта 2018 года (Включительно). Также в проекте контракта п. 1.4 установлено "_Срок действия банковской гарантии до 01 марта 2018 года (включительно)_".
Просят признать жалобу ООО "Перспектива" необоснованной
Заказчик на официальный запрос Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Саха (Якутия) не представил письменные пояснения по доводам жалоб.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) извещение N 0316300092217000278 об осуществлении закупки размещено заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 26.06.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 28 186 551, 00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подано 4 заявки;
5) все заявки допущены к участию в электронном аукционе;
6)дата проведения электронного аукциона 17.07.2017 года;
7) в период проведения электронного аукциона предложение о цене контракта подали 2 участника закупки;
8) заявка 1 участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу Кушнарева П. А. необоснованной на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Пунктом 4 пункта 8 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки должна содержать <...> доводы жалобы.
В соответствии с пунктом 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Статьей 48, частями 2 - 3.1 статьи 52, частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что работы по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства должны выполняться только лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций (далее - СРО), за исключением случаев, указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации лицами, которые имеют право выполнять вышеуказанные виды работ могут являться индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.
Таким образом, в соответствии со статьей 48, частями 2 - 3.1 статьи 52, частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ, требующих членства в СРО, устанавливает в документации о закупке соответствующие требования к участникам закупок о представлении документа, подтверждающие членство в СРО.
Следовательно, участник закупки для выполнения работ, требующих наличия членства в СРО, должен обладать Специальной правоспособностью.
Таким образом, участниками данной закупки могут быть только индивидуальные предприниматели и юридические лица, обладающий Специальной правоспособностью. В связи с чем, доводы жалобы Кушнарева П.А. о нарушении прав и законных интересов не имеют доказательственную основу, поскольку заявитель физическое лицо.
Жалоба Кушнарева П.А признана необоснованной.
Комиссия считает жалобу ООО "Перспектива" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод заявителя в части не установления срока выплаты аванса подрядчику в проекте контракта подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Материалами дела установлено, что в пункте 3.6 проекта контракта установлено, что "Безналичный расчет. Авансирование в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта. Поэтапная оплата работ, в соответствии с графиком оплаты выполненных работ".
Неотъемлемой частью проекта контракта является график оплаты выполненных работ, в соответствии с которым авансирование производится в размере 30 % от цены контракта в сумме 8 455 965,30 руб. в течение 30 дней с момента подписания контракта.
Таким образом, в проекте контракта установлен срок выплаты аванса, что подтверждается графиком оплаты выполненных работ.
Довод жалобы признан необоснованным.
2.Довод заявителя о том, что установлен неправомерный срок действия банковской гарантии в проекте контракта подлежит признанию обоснованной по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Материалами дела установлено, что пунктом 2.2. проекта контракта конечный срок выполнения работ по контракту: 25 декабря 2017 года, с правом досрочного выполнения работ.
Согласно пункту 1.4 проекта контракта срок действия банковской гарантии до 01 марта 2018 года (включительно).
Пунктом 4.3.1 проекта контракта установлено, что подрядчик обязан обеспечить наличие и действительность надлежащего обеспечения исполнения обязательств по настоящему контракту непрерывно в течение всего срока действия контракта, но не менее срока, превышающего конечный срок действия контракта на три месяца.
В подпункте 2 пункта 27 Информационной карты аукционной документации установлено, что срок действия банковской гарантии до 01 марта 2018 года (включительно).
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, проект контракта содержит противоречивые сведения в части установления срока действия банковской гарантии, тем самым нарушена часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
Жалоба ООО "Перспектива" признана частично обоснованной.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Согласно пунктом 3 частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Следовательно, участник закупки при подаче первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должен дать согласие на применение товаров, указанных в аукционной документации, а также на конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в аукционной документации.
Материалами дела установлено, что в пункте 21 документации о электронном аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 44-ФЗ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно подпункту 2.1 пункта 2 Информационной карты документации об электронном аукционе в отношении порядка подготовки сведений о конкретных характеристиках отдельных товаров (материалов) (инструкция по подготовке) участнику следует учесть, что при описании заказчиком используемых товаров в файле "Требования к характеристикам отдельных товаров (материалов)" применяются характеризующие их показатели, имеющие точные или диапазонные значения, а также максимальные и (или) минимальные значения таких показателей.
Из письменных пояснений уполномоченного органа следует, что требования к материалам/товарам применяемые при выполнении работ размещено в официальном сайте единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, как отдельный файл "Техническое задание" с таблицей "Требования к количеству и качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям Заказчика".
Согласно части 3 статьи 7 Закона N 44-ФЗ информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Следовательно, наименование документа, размещенного на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru противоречит информации, установленной в аукционной документации.
Таким образом, аукционная документация содержит разночтения, что нарушает часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
2. В части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе, прежде всего, должна содержать информацию, которая указывается в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке.
Пунктом 4 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе.
Материалами дела установлено, что в извещении установлен размер обеспечения заявки равное сумме 1 409 327.55 руб., что составляет 5% от начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 13 документации об электронном аукционе установлено, что "обеспечение заявки на участие в электронном аукционе составляет 1% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет см. извещение".
Часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе устанавливает, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, извещение и аукционная документация содержат разночтения в части установления размера обеспечения заявки, тем самым нарушено часть 1 статьи 44, пункт 7 статьи 42, пункт 4 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу Кушнарева П.А. на действия заказчика муниципального казенного учреждения "Инвестиционно-строительного управления" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия), уполномоченного органа муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений и муниципальных закупок" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 35 мест" в с. Мар Нюрбинского района (извещение N 0316300092217000278) необосннованной
2. Признать жалобу ООО Перспектива на действия заказчика муниципального казенного учреждения "Инвестиционно-строительного управления" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия), уполномоченного органа муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений и муниципальных закупок" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 35 мест" в с. Мар Нюрбинского района (извещение N 0316300092217000278), частично обоснованной в части установления неправомерного срока действия банковской гарантии в проекте контракта.
3. Признать заказчика муниципального казенного учреждения "Инвестиционно-строительного управления" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия), уполномоченный орган муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений и муниципальных закупок" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) нарушившими часть 3 статьи 7, пункт 7 статьи 42, часть 1 статьи 44, части 1, 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику муниципального казенного учреждения "Инвестиционно-строительного управления" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии М.Н. Петухова
Э.Ю. Платонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 июля 2017 г. N 06-711/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2017