Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 1 августа 2017 г. N ГЗ-503/17
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
12.07.2017 г. уполномоченным органом на сайте www.zakupki.gov.ru опубликована закупка по электронному аукциону N0101200009517001829 начальная (максимальная) цена контракта 129 252 200,00 рублей.
Согласно доводу Заявителя, в аукционной документации неправомерно установлено требование о наличии лицензии, т.к. объект закупки по дезинфекции помещений не является медицинской услугой.
Согласно п.19.2 Раздела 2 аукционной документации установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности: при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по дезинфектологии.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В соответствии с Приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291) работы по эпидемиологии, бактериологии, дезинфектологии (включают в себя: дезинфекционные, дератизационные, дезинсекционные мероприятия) включены в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Санитарно-эпидемиологические требования к профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям в медицинских организациях устанавливают СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Согласно вышеуказанного СанПиНа "Организация дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность" пунктом 1.1 указанно: "В целях профилактики внутрибольничных инфекций (далее - ВБИ) в лечебно-профилактической организации (далее - ЛПО) осуществляются дезинфекционные мероприятия, которые включают в себя работы по профилактической и очаговой дезинфекции."; пунктом 1.4 определено, что "профилактическая дезинфекция осуществляется в формах плановой; по эпидемиологическим показаниям; по санитарно-гигиеническим показаниям; пунктом 1.8 определено, что "для дезинфекции используются химические, физические средства, оборудование, аппаратура и материалы, разрешенные к применению в ЛПО в установленном в Российской Федерации порядке, не оказывающие неблагоприятного воздействия на человека. Для проведения текущей и профилактической дезинфекции в присутствии больных применяются малоопасные дезинфекционные средства". В части III указанного СанПиНа "Профилактика внутрибольничных инфекций в стационарах (отделениях) хирургического профиля" пунктом 6.1 определено "В целях профилактики и борьбы с ВБИ систематически осуществляется профилактическая дезинфекция (текущие и генеральные уборки), а при появлении случая ВБИ - текущая (дезинфекция всех предметов, имеющих контакт с заболевшим пациентом) и/или заключительная (обеззараживание всех предметов в палате после перевода пациента в другое отделение, выздоровления и др.) дезинфекция; пунктом 6.3 определено "Дезинфекции подлежат объекты, которые могут быть факторами передачи ВБИ: изделия медицинского назначения, руки персонала, предметы ухода за больными, воздух в помещениях, тумбочки, поверхности, выделения больных и биологические жидкости (мокрота, кровь и др.), медицинские отходы и другие."; пунктом 6.8 определено "При проведении текущих уборок с применением растворов ДС (профилактическая дезинфекция при отсутствии ВБИ или текущая дезинфекции при наличии ВБИ) поверхности в помещениях, приборов, оборудования и другого дезинфицируют способом протирания.
Требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности устанавливает СанПиН 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", а именно: "Требования к осуществлению дезинфекционной деятельности" пунктом 3.1. определено "дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, приготовление рабочих растворов, обработку объектов (помещений, оборудования), в целях обеспечения дезинфекции". Пунктом 3.2 установлено "для дезинфекции, используют химические средства, оборудование, аппаратуру и материалы, допущенные к применению в установленном порядке, не оказывающие неблагоприятного воздействия на человека". Пунктом 3.6.1. определено "дезинфекция включает работы по обеззараживанию помещений, оборудования, мебели, предметов ухода за больными, выделений, санитарно-технического оборудования". Согласно пункта 3.6.2. "обеззараживание объектов проводят орошением, протиранием".
Следовательно, предметом данной закупки является передача Заказчиком своих полномочий по медицинской деятельности в части дезинфектологии.
Таким образом, требование в аукционной документации о наличии у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности: при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по дезинфектологии, является правомерным.
Однако, Комиссией установлено, что в техническом задании аукционной документации содержится ряд помещений, в которых также требуется дезинфекция, но которые не предусматривают осуществление мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, в том числе: дворец культуры "Медик".
Следовательно, описание объекта закупки носит необъективный характер, т.к. в один лот объединены работы по дезинфекции, на которые требуется наличие лицензии и дезинфекция помещений, в которых не осуществляется медицинская деятельность, где наличие "лицензии на осуществление медицинской деятельности: при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по дезинфектологии" не требуется, что в свою очередь влечет за собой ограничение потенциальных участников закупки.
Кроме того, Комиссия, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В п.20 раздела N2 документации установлена инструкция по заполнению заявок.
Согласно данной инструкции при описании объекта закупки участником закупки допускается право предложить товар, работы или услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Разделе N1 "Техническое задание" документации.
В соответствии с ч.7 ст.95 Закона о контрактной системе, при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
То есть, Законом о контрактной системе предусмотрено представление улучшенных характеристик товара только в случае исполнения контракта при согласовании с заказчиком, вместе с тем, ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, которая регламентирует представление содержания первых частей заявок такого требования, о предоставлении улучшенных характеристик товара, не содержит.
Таким образом, в данной части инструкция по заполнению заявки указанная в п.24 Раздела 2 документации является ненадлежащей.
В соответствии с п. 2.2.4.Приложения N 2к Постановлению ПравительстваРеспублики Башкортостанот 22 октября 2013 г. N 468 "О мерах по совершенствованию системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Башкортостан" Министерство формирует и утверждает документацию об электронном аукционе, конкурсную документацию, документацию о проведении запроса предложений.
Таким образом, ответственным лицом за формирование инструкции по заполнению заявки в указанной выше редакции является уполномоченный орган, следовательно, Комиссией УФАС России по РБ установлено, что в действиях уполномоченного органа имеется нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, а именно, инструкция по заполнению заявки является ненадлежащей, в части выявленных и указанных выше нарушений.
Вместе с тем, в силу п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Комиссией установлено, что в п.20.2 Раздела 2 аукционной документации указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7 и 9 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Таким образом, в действиях уполномоченного органа установлены нарушения п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, так как в аукционной документации указаны требования к содержанию второй части заявки не в соответствии с требованиями ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, а именно не установлено требование о декларировании участником закупки соответствия требованиям п.7.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В действиях уполномоченного органа усматриваются признаки нарушения ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Клининг-проф" на действия уполномоченного органа, в лице министерства экономического развития Республики Башкортостан, при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N0101200009517001829 "Оказание услуг по дезинфекции помещений, оборудования, инвентаря ГБУЗ РКБ им. Г.Г. Куватова", частично обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлены нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Внеплановой проверкой в действиях уполномоченного органа, в лице министерства экономического развития Республики Башкортостан установлены нарушения п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику, уполномоченному органу выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу, для принятия мер административного реагирования
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 1 августа 2017 г. N ГЗ-503/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2017