Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 25 июля 2017 г. N 07-24-9349-1/17
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотревжалобуООО "Правовой центр независимой экспертизы, оценки и строительства "Контроль Диез"(далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области Московский государственный областной университет(далее - Заказчик), Комитета по конкурентной политике Московской области(далее - Уполномоченный орган)при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведенияООО "РТС-тендер" (далее-оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение ремонтных работ в помещениях учебного корпуса N1 по адресу: г. Москва, ул. Радио, д.10а(извещение
N 0148200005417000388на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок- www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии в части принятия неправомерного решения об отказе в допуске заявки Заявителя к участию в Аукционе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 09.06.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта -21 731 055,80 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 28.06.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников -30.06.2017;
5) дата проведения Аукциона - 03.07.2017;
6) на участие в Аукционе подано4 заявокот участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено2 заявки от участников закупки;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки;
9) по результатам рассмотрения вторых частей заявок, заявки 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе;
10) победителем Аукциона признано АО "МАГАТЕН" с предложением о
цене контракта 21 513 745,24 руб.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчик в документации об Аукционе установил избыточные требования к товарам, например, такие как:
В пункте 10по товару "Дифференциальный автомат" установлены показатели "Максимальная потеря мощности на полюс".
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.Указанные требования ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 30.06.2017 N 0148200005417000388 (далее - Протокол)Заявителю (порядковый номер 1) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "Участник закупки не допускается к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона, требованиям документации об электронном аукционе, а именно:
- в отношении товара N2 "Кирпич" участник указал значение показателя "Класс средней плотности": "2,0", при этом указал значение показателя "Группа": "условно-эффективные", что не соответствует требованиям Таблицы 1 ГОСТ 530, в соответствии с которой для кирпича "Группы": "условно-эффективные" соответствует "Класс средней плотности": "1,4";
- в отношении товара N4 "Смеси строительные напольные" участник закупки указал значение показателя "Описание": "Растворная уплотняемая смесь", при этом указал значение показателя "Марка по подвижности": "П1", что не соответствует п. 4.5.1 ГОСТ 31358, в соответствии с которым для напольных смесей "Марки по подвижности": "П1" соответствует "Уплотняемым смесям", а не "Растворным уплотняемым смесям";
- в отношении товара N39 "Трансформаторы тока" участник закупки указал значение показателя: "Номинальное напряжение": "660 В", при этом указал значение показателя "Сопротивление изоляции первичной и вторичной обмоток": "20 МОм", что не соответствует п. 6.3.8 ГОСТ 7746, согласно которому значение показателя: "Сопротивление изоляции первичной обмотки" должно быть не менее "40 МОм".".
1) В документации об Аукционе установлено, что товар "Кирпич" должен соответствовать ГОСТ 530. В соответствии с пунктом 4.1.6. ГОСТ 530-2012установлено следующее:
4.1.6 По теплотехническим характеристикам изделия в зависимости от класса средней плотности подразделяют на группы в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 - Группы изделий по теплотехническим характеристикам
|
|
Класс средней плотности изделия |
Группа изделий по теплотехническим характеристикам |
0,7;
0,8 |
Высокой эффективности |
1,0 |
Повышенной эффективности |
1,2 |
Эффективные |
1,4 |
Условно-эффективные |
2,0;
2,4 |
Малоэффективные (обыкновенные) |
На заседании комиссии установлено, что по товару "Кирпич" Заказчиком в Форме 2 установлено по показателю "Класс средней плотности" значения: "1,0;1,4;2,0";
по показателю "Группа" установлено требование "Условно- эффективные; Повышенной эффективности; обыкновенные"
Изучив заявку участника закупки с порядковым номером 1 Комиссия установила, что участником закупки предложен товар"Кирпич" с показателем "Класс средней плотности" и значением"2,0", и показатель"Группа" значение"условно-эффективные", что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
2) В документации об Аукционе установлено, что товар "Смеси строительные напольные" должен соответствовать ГОСТ 31358. В соответствии с пунктом 4.5.1. ГОСТ 31358 установлено следующее:
4.5.1 Подвижность смесей, готовых к применению, определяют по:
- осадке конуса OK - для бетонных уплотняемых смесей;
- погружению конуса П
- для растворных уплотняемых смесей;
- расплыву кольца Р
- для дисперсных самоуплотняющихся смесей.
В зависимости от подвижности бетонные уплотняемые смеси подразделяют на марки: П1, П2, П3, П4, П5 по ГОСТ 7473; растворные уплотняемые смеси на марки: П
1, П
2, П
3, П
4 по ГОСТ 28013. Дисперсные самоуплотняющиеся смеси подразделяют на марки Р
1, Р
2, Р
3, Р
4, Р
5 в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 - Марки дисперсных самоуплотняющихся напольных смесей по подвижности
|
|
Марка по подвижности Р |
Расплыв кольца, см |
Р1 |
От 10 до 12 включ. |
Р2 |
Св. 12 " 15 " |
Р3 |
" 15 " 18 " |
Р4 |
" 18 " 22 " |
Р5 |
" 22 " 26 " |
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что по товару"Смеси строительные напольные" Заказчиком в Форме 2 установлено по показателю "Описание" значения: "Напольная смесь для внутренних и наружных работ изготавливаема я на цементном вяжущем (на основе портландцементного клинкера) или смешанных (сложных) минеральных вяжущих на его основе, содержащая полимерные добавки в количестве не более 5,0 % массы смеси, предназначенные для устройства элементов пол"
по показателю "Марка по подвижности" установлено требование "П1; Пк1; Рк1; П2; Рк2; Пк2; П3; Пк3; Рк3; П4; Рк4; Пк4; П5; Рк5"
Изучив заявку Заявителя Комиссия установила, что участником закупки предложен товар"Смеси строительные напольные" с показателем "Описание" и значением "Растворная уплотняемая смесь"и показатель"Марка по подвижности" значение"П1", чтопротиворечит ГОСТ и не соответствует требованиям документации об Аукционе.
3) В документации об Аукционе установлено, что товар "Трансформаторы тока" должен соответствовать ГОСТ 7746. В соответствии с пунктом 6.3.8. ГОСТ 7746установлено следующее:
6.3.8 При нормальных климатических условиях - по ГОСТ 15150 значение сопротивления изоляции обмоток трансформаторов должно быть не менее:
40 МОм - для первичных обмоток трансформаторов на номинальное напряжение 0,66 кВ;
1000 МОм - для первичных обмоток трансформаторов на номинальные напряжения 3-35 кВ;
3000 МОм - для первичных обмоток трансформаторов на номинальные напряжения 110-220 кВ;
5000 МОм - для первичных обмоток трансформаторов на номинальные напряжения 330 кВ и выше;
20 МОм - для вторичных обмоток трансформаторов на номинальное напряжение 0,66 кВ;
50 МОм - для вторичных обмоток трансформаторов на номинальные напряжения 3 кВ и выше.
На заседании комиссии установлено, что по товару "Трансформаторы тока" Заказчиком в Форме 2 установлено по показателю "Номинальное напряжение" значения: "660 В";
по показателю "Сопротивление изоляции первичной и вторичной обмоток" установлено требование "20МОм"
Изучив заявку Заявителя Комиссия установила, что участником закупки предложен товар"Трансформаторы тока" с показателем "Номинальное напряжение" и значением "660 В", и показатель"Сопротивление изоляции первичной и вторичной обмоток" значение"20 МОм", что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
Таким образом, доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
3. В соответствии с Протоколом заявку участника закупки под порядковым номером 4 отклонили по следующему основанию:
Участник закупки не допускается к участию в электронном аукционе на основании пункта 1, 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) в связи c непредставлением или предоставлением несоответствующей информации, а также в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона, требованиям документации об электронном аукционе, а именно:
- в отношении товара N47 "Плитки керамические (плинтусные)" участник указал следующие значения показателей "длина": "330 мм", а значение показателя "Применение": "Применяются вместе с основными плитками и соответствуют размеру основных плиток", но при этом указал в отношении товара N13 "Плитки керамические (основные)" значение показателя "длина": "398 мм" (квадратные) и "длина": "398 мм" (прямоугольные). Таким образом, длина основных плиток не соответствует длине плинтусных плиток.
- в отношении товара N16 "Бетон" участник закупки указал значение показателя "Наибольшая крупность зёрен заполнителей в составе бетонной смеси": "10 мм", при этом "в качестве крупного заполнителя в составе бетонной смеси" участник указал "щебень из отсевов дробления плотных горных пород", а "в качестве мелкого заполнителя в составе бетонной смеси" участник закупки указал "песок из отсевов дробления горных пород". Согласно п. 3.2 ГОСТ 31424 песок из отсевов дробления - это "неорганический сыпучий материал с крупностью зёрен до 5 мм, полученный при производстве щебня". Таким образом наибольшая крупность мелкого заполнителя (песка из отсевов дробления) не может быть "10 мм";
- в отношении товара N34 "Болты анкерные" участник закупки указал следующие значения показателей "Тип болта": "составной", "Исполнение": "1", "Размеры шпильки l7": "12 мм", что согласно ГОСТ 24379.1 является предоставлением несоответствующей информации, поскольку данный показатель установлен только для шпильки (поз.5). Согласно Таблице 2 ГОСТ 24379.0 составной болт включает в свой комплект: шпилька (поз.3), шпилька (поз.5), муфта (поз.13), плита анкерная (поз.11), шайба, гайка. Согласно ГОСТ 24379.1 у шпильки (поз.3) отсутствует размер l7.
- в отношении товара N34 "Болты анкерные" участник закупки указал следующие значения показателей "Тип болта": "составной", "Исполнение": "1", "Размеры шпильки l8": "115 мм", что согласно ГОСТ 24379.1 является предоставлением несоответствующей информации, поскольку данный показатель установлен только для шпильки (поз.5). Согласно Таблице 2 ГОСТ 24379.0 составной болт включает в свой комплект: шпилька (поз.3), шпилька (поз.5), муфта (поз.13), плита анкерная (поз.11), шайба, гайка. Согласно ГОСТ 24379.1 у шпильки (поз.3) отсутствует размер l8.
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Следовательно, с учетом допущенных Заказчиком нарушений при утверждении документации об Аукционе, отклонение заявки участника закупки с порядковым номером 4неправомернои содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Аукционной комиссией части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявок от участия в Аукционе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Правовой центр независимой экспертизы, оценки
и строительства "Контроль Диез" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушения части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Не выдавать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, так как заключен государственный контракт.
5. Передать материалы дела от 25.07.2017 N 07-24-9349-1/17 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 25 июля 2017 г. N 07-24-9349-1/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2017