Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 28 июля 2017 г. N 9649
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Еврокомплект" (далее - Заявитель) на действия Государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Газопровод высокого давления Р < 0,6 МПа и низкого давления Р < 0,005 МПа с газорегуляторным пунктом по адресу: Московская область, г. Можайск, ул. Полевая - ул. 1-я Железнодорожная - ул. 3-я Железнодорожная" (закупка N 0648200000117000188 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии в части принятия неправомерного решения об отказе в допуске заявки Заявителя к участию в Аукционе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 25.05.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 8 789 223,75 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 13.06.2017;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 20.06.2017;
5) дата проведения Аукциона - 23.06.2017;
6) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 3 заявки от участников закупки;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавал 1 участник закупки;
9) по результатам рассмотрения вторых частей заявок, заявка 1 участника закупки признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе;
10) победителем Аукциона признано ООО "Газлайн-Сервис" с предложением о цене контракта 8 745 277,63 руб.
На заседании Комиссии установлено, что документация о проведении Аукциона утверждена Приказом ГУП МО "Мособлгаз" 25.05.2017 и размещена на официальном сайте 25.05.2017. Изменения в документацию были внесены 27.06.2017 (далее - Документация).
1. В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 18.07.2017 N 0648200000117000188 (далее - Протокол) Заявителю (порядковый номер 4) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "Непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона N 44-ФЗ, или представление недостоверной информации (Отказ по п.1 ч.4 ст. 67 44-ФЗ), а именно: -в конкретных показателях используемого товара, заявка участника сопровождается словами "должен быть", "должен быть", что противоречит инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе".
На заседании комиссии установлено, что по товару "Труба ПЭ 80 ГАЗ SDR 17,6 225 x 12,8" Заказчиком в Форме 2 в графе "Значения показателей, которые не могут изменяться" установлено по показателю "Цвет" значения: "Должен быть черный с желтыми или оранжевыми продольными маркировочными полосами в количестве не менее трех, равномерно распределенными по окружности трубы";
по товару "Труба ПЭ 100 SDR 1 225 x 20,5 техническая" по показателю "Цвет" установлено требование "Должен быть черный".
Аналогичные требования в графе "Значения показателей, которые не могут изменяться" установлены Заказчиком и по другим товарам в приложении N 1 к Техническому заданию.
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция) Заказчиком установлено:
"- в части представления конкретных показателей о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, используемого при выполнении работ в заявке участника не допускается указание словосочетаний "должен быть", "должно быть", "не менее", "не более", "менее", "более", "не хуже", "лучше", "возможно", "необходимо", "примерно", "выше", "ниже", "меньше", "больше", "Более", "<", "<=". "Более =", "превышает", "не превышает", "превышать", "не превышать", "или", "+/-", "свыше", "около" по отношению к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, а также знаков "____". Указывается только конкретное, точное и достоверное значение характеристик и функциональных свойств товара, используемого при выполнении работ, конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ, предоставляемые участником закупки, не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог". Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование. Исключениями являются пункты 16 и 39 Приложения N1 к Техническому заданию, по которым участник при представлении конкретных показателей о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, используемого при выполнении работ в заявке участника допускается указание словосочетаний "не менее", "не более"".
"В случае наличия в описании товара показателей, значения которых не могут изменяться, это означает, что указанный показатель является неизменным. Участником закупки данные в отношении таких показателей вносятся в неизменном виде, в соответствии с теми данными об используемых при выполнении работ товарах, которые указаны в Техническом задании и/или приложениях к Техническому заданию (при наличии). Данные, указанные участником не должны содержать противоречий".
Изучив заявку Заявителя, Комиссия установила, что участником закупки предложен товары с показателем "Цвет" и значениями "Должен быть черный с желтыми или оранжевыми продольными маркировочными полосами в количестве не менее трех, равномерно распределенными по окружности трубы", и показатель "Цвет" значение "Должен быть черный".
При этом, инструкция по заполнению заявки на участие в Закупки не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе по показателю "Цвет", так как исходя из инструкции участнику закупки необходимо представить конкретный показатель, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Следовательно, с учетом допущенных Заказчиком нарушений при утверждении документации об Аукционе, отклонение заявки Заявителя с порядковым номером 4 неправомерно и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Аукционной комиссией части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отклонения заявки Заявителя от участия в Аукционе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Указанные виды и объемы работ установлены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 (далее - Постановление N 570).
Пунктом 1 Постановления N 570 установлены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
При этом пунктом 2 Постановления N 570 предусмотрено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Кроме того, Постановлением N 570 внесены изменения в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Постановление N 570 дополнило Правила пунктом 4(1), согласно которому за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.
Согласно пункту 3 Постановления N 570 настоящее постановление не распространяется на отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего постановления, а также на контракты, заключенные до дня вступления в силу настоящего постановления.
Изучив представленные документы, Комиссия установила, что объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ.
При этом Комиссия установила, что в документации об Аукционе отсутствует перечень видов работ, установленный Постановлением N 570.
Исчерпывающий перечень выглядит следующим образом:
1. Подготовительные работы
2. Земляные работы
3. Инженерная подготовка территории
4. Инженерная защита территории
5. Свайные работы
6. Устройство фундаментов и оснований
7. Возведение несущих конструкций
8. Возведение наружных ограждающих конструкций
9. Устройство кровли
10. Фасадные работы
11. Внутренние отделочные работы
12. Устройство внутренних санитарно-технических систем
13. Устройство внутренних электротехнических систем
14. Устройство внутренних трубопроводных систем
15. Устройство внутренних слаботочных систем
16. Установка подъемно-транспортного оборудования
17. Монтаж технологического оборудования
18. Пусконаладочные работы
19. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
20. Устройство наружных сетей канализации
21. Устройство наружных сетей водоснабжения
22. Устройство наружных сетей теплоснабжения
23. Устройство наружных сетей газоснабжения
24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог
25. Работы по обустройству автомобильной дороги
26. Устройство верхнего строения железнодорожного пути
27. Устройство трубопроводов
28. Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия
29. Устройство туннелей
30. Устройство штолен
31. Устройство искусственных сооружений
32. Дноуглубительные и водолазные работы
33. Гидротехнические работы
34. Благоустройство
Исходя из выше перечисленного, Заказчику необходимо выбрать из действующего перечня те виды работ, которые соответствуют объекту закупки и установить данные виды работ в Аукционной документации.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в части неустановления надлежащим образом положений Постановления N 570, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
15.06.2017 Комиссией рассмотрена жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона. Комиссией принято решение от 15.06.2017 по делу N 07-24-6368эп/17 о признании жалобы Заявителя обоснованной, признании в действиях Заказчика нарушения части 4, части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Для устранения указанного нарушения Комиссией на основании решения от 15.06.2017 по делу N 07-24-6368эп/17 Заказчику до 30.06.2017 предписано внести изменения в Аукционную документацию.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Заказчик ненадлежащим образом исполнил предписание.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком не исполнено предписание Управления от 15.06.2017 по делу N 07-24-6368эп/17, что нарушает требования пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Еврокомплект" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
5. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
6. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
7. Передать материалы дела от 28.07.2017 N 07-24-9649/17 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 28 июля 2017 г. N 9649
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2017