Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 14 января 2016 г. N 05-04.1/2-16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
< _ >
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инстрой" (далее также ООО "Инстрой", Заявитель) на действия акционерного общества "Центральное конструкторское бюро автоматики" (далее - АО "ЦКБА", Заказчик) по проведению открытого запроса предложений на право заключения договора выполнения работ по ремонту систем автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, систем автоматических установок пожаротушения АО "ЦКБА" (извещение о проведении запроса предложений N 31503105839 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет") (далее - Запрос предложений, Закупка),
в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по существу;
в присутствии представителей Ответчика - < _ >, установила:
1. В Омское УФАС России 29.12.2015 поступила жалоба Заявителя (вх. N 12239) на действия АО "ЦКБА" по проведению Запроса предложений.
Заявитель полагает, что извещение и Документация о проведении Запроса предложений разработаны АО "ЦКБА" с нарушением требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее:
В пункте 3.7.4 Документации о проведении Запроса предложений (далее - Документация о Закупке) установлены критерии оценки предложений, в том числе, критерий "Подтвержденная деловая репутация".
Согласно требованиям Документации о Закупке оценка по критерию "Подтвержденная деловая репутация" осуществляется по стоимости договоров на оказание услуг, аналогичных предмету закупки, выполненных участником Запроса предложений, по которым контрагентами являются общества, входящие в состав интегрированной структуры ОАО "Корпорации "Тактическое ракетное вооружение" или их соисполнители в рамках ГОЗ, входящие в утвержденные перечни производственной кооперации. Информацию о вышеуказанных договорах участник указывает в справке об исполнении аналогичных договоров.
В случае отсутствия у участника Запроса предложений подтвержденной документами, информации об оказании услуг, являющихся предметом Закупки, обществам, входящим в состав интегрированной структуры ОАО "Корпорации "Тактическое ракетное вооружение" или их соисполнителям в рамках ГОЗ, входящим в утвержденные перечни производственной кооперации, такому участнику по данному критерию присваивается оценка "0".
Заявитель считает, что установив в Документации о Закупке порядок оценки по критерию "Подтвержденная деловая репутация" только на основании договоров, контрагентами по которым являются общества, входящие в состав интегрированной структуры ОАО "Корпорации "Тактическое ракетное вооружение" или их соисполнители в рамках ГОЗ, входящие в утвержденные перечни производственной кооперации, Заказчик необоснованно ограничивает число участников, нарушая тем самым такие основные принципы закупки товаров, работ и услуг, предусмотренные Законом о закупках, как равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Заявитель указывает, что в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
С учетом вышеизложенного, заявитель просит приостановить процедуру Запроса предложений до рассмотрения жалобы по существу, выдать Заказчику - АО "ЦКБА" предписание об устранении нарушений.
2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 31.12.2015 N 05-12008 Ответчиком 13.01.2016 (вх. Омского УФАС России от 13.01.2016 N 164, от 13.01.2016 N 167) представлены возражения на жалобу ООО "Инстрой" и надлежащим образом заверенные копии, в том числе:
- Положения закупках АО "ЦКБА", утвержденного решением совета директоров АО "ЦКБА" (протокол от 13.11.2015 N 66) (далее - Положение о закупках);
- извещения о проведении Запроса предложений;
- Документации о Закупке;
- журнала регистрации заявок на участие в Закупке;
- протокола заседания Закупочной комиссии от 12.01.2016 N 15.
В представленных возражениях Ответчик указывает, следующее:
2.1 В п. 2 ст. 12 Положения о закупках установлено, что участник процедур закупки должен обладать профессиональной компетентностью, финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, надежностью, опытом и положительной репутацией, а также квалифицированными людскими ресурсами, необходимыми для исполнения договора, если указанные требования содержатся в Документации о процедуры закупки.
При этом Документация о закупке должна содержать информацию, определенную ст. 17 Положения о закупках, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре закупки и их значимость (п.п. 16 п. 2. ст. 17 Положения о закупках).
В Приложении N 2 к Положению определены критерии оценки поставщиков.
Пунктом 3.7.3.2. Документации о Закупке определены критерии оценки и их значимость:
- цена договора - 40 баллов;
- опыт работы - 15 баллов;
- подтвержденная деловая репутация -14 баллов;
- гарантийный срок -15 баллов;
- порядок оплаты товара (работы, услуги) -16 баллов.
Согласно п.п. 3 п. 3.7.4 Документации о закупке оценка по критерию "Подтвержденная деловая репутация" осуществляется по стоимости договоров на оказание услуг, аналогичных предмету закупки, выполненных участником запроса предложений, по которым контрагентами являются общества, входящие в состав интегрированной структуры ОАО "Корпорации "Тактическое ракетное вооружение" или их соисполнители в рамках ГОЗ, входящие в утвержденные перечни производственной кооперации.
В рамках оценки и сопоставления заявок закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки и проводит их ранжирование по степени предпочтительности, применяя критерии, указанные в Приложении N 2 к Положению (п.п. 1 п. 5 ст. 22 Положения о закупках).
Заявитель полагает, что Заказчику не запрещено действующим законодательством устанавливать по своему усмотрению критерии оценки предложений, в том числе в отношении критерия "Подтвержденная деловая репутация".
АО "ЦКБА" является крупным предприятием и одним из основных направлений деятельности общества является работа в области государственного оборонного заказа Российской Федерации. Помещения АО "ЦКБА" имеют разную систему пожаробезопасности. Безопасность общества в части пожарной безопасности - это предотвращение пожара, обеспечение безопасности работников общества и защита имущества при пожаре. Своевременное выполнение работ по ремонту систем автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, систем автоматических установок пожаротушения АО "ЦКБА", являющимся исполнителем ГОЗ, не должно привести к срыву сроков выполнения государственного оборонного заказа, поэтому участник закупки должен иметь опыт и деловую репутацию согласно специфике общества.
В ч. 2 ст. 3 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п. 9, 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определенные Положением о закупке требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке (ч. 10 ст. 4 Закона о закупках).
Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон о закупках не содержат закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам закупки, либо прямого запрета на применение какого-либо требования. Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках.
Целями регулирования Закона о закупках является обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
По мнению Заявителя, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
Заявитель полагает, что из системного толкования приведенных норм в их взаимосвязи следует, что нарушение ст. 17 Закона о защите конкуренции имеет место лишь в том случае, когда документация о закупке не соответствует требованиям не только Закона о закупках, но и Положению о закупках, которое разрабатывает заказчик. Законодательство РФ и Положение о закупках предоставляют заказчику право самостоятельно определять требования к участникам закупки.
Заявитель считает, что Заказчик имел право включить в Документацию о Закупке критерий оценки "Подтвержденная деловая репутация", который осуществляется по стоимости договоров на оказание услуг, аналогичных предмету закупки, выполненных участником запроса предложений, по которым контрагентами являются общества, входящие в состав интегрированной структуры ОАО "Корпорации "Тактическое ракетное вооружение" или их соисполнители в рамках ГОЗ, входящие в утвержденные перечни производственной кооперации.
Критерий "Подтвержденная деловая репутация" имеет наименьший балл в оценке предложений. ООО "Инстрой" имело возможность участвовать в Закупке, так как требования, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам Закупки.
Во время приема заявок заинтересованные лица направляли в адрес Заказчика запросы по разъяснению положений Документации о Закупке, направляли специалистов на объект в целях выявления объема и содержания работ. ООО "Инстрой" с запросом о разъяснении положений Документации о Закупке к Заказчику не обращалось.
На участие в Запросе предложений подано 3 заявки с предоставлением информации об исполнении аналогичных договоров.
2.2 Согласно ч. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы, которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Поводом для рассмотрения данного дела явилась жалоба ООО "Инстрой", которая не содержит доводов относительно нарушения заказчиком порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах или порядка организации и проведения торгов. ООО "Инстрой" участником закупки не являлось, что исключает возможность обжалования документации в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Действия ООО "Инстрой" создают препятствия для осуществления предпринимательской деятельности АО "ЦКБА", поскольку приостанавливают торги и заключение договора. Несвоевременное заключение договора может создать угрозу пожарной безопасности общества, а также жизни и безопасности его сотрудников в случае выхода из строя систем автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, систем автоматических установок пожаротушения.
На основании изложенного Заявитель просит в удовлетворении жалобы ООО "Инстрой" на действия Заказчика - АО "ЦКБА" по проведению Запроса предложений отказать.
На заседании Комиссии 14.01.2016 представители Ответчика с доводами жалобы не согласились, высказались согласно представленным в Омское УФАС России возражениям (вх. Омского УФАС России от 13.01.2016 N 164).
3. Из представленных материалов и информации следует, что 17.12.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru была размещена информация о Закупке, в том числе: извещение N 31503105839 о проведении Закупки, начальная (максимальная) цена договора: 4 000 000,00 руб. (с учетом НДС), Документации о Закупке.
Согласно извещению заявки принимаются в период с 18.12.2015 по 30.12.2015; дата и время окончания приема заявок: 30.12.2015 в 13:00 час.; дата и время рассмотрения заявок: 12.01.2016 в 15:00 час.; дата и время подведения итогов - 14.01.2016 в 12:00 час., место рассмотрения заявок: 644027, г. Омск, пр. Космический, д. 24Б.
Согласно протоколу заседания закупочной комиссии от 12.01.2016 N 15 и журналу регистрации заявок до окончания срока подачи предложений поступило 3 предложения на участие в Закупке:
- N 1 ЗАО "Компания "Б-ГрафФ", г. Омск, 28.12.2015 в 13:44 час.;
- N 2 ООО "ИРБИС", г. Омск, 30.12.2015 в 08:05 час.;
- N 3 ООО "Тетра Союз", г. Омск, 30.12.2015 в 12:00 час.
В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 31.12.2015 N 05-12008 Закупка приостановлена, итоги Закупки не подведены.
4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав представителей Ответчика, Комиссия приняла решение прекратить рассмотрение дела, исходя из следующего.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
По правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, в том числе при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган в порядке, предусмотренном данной статьей, лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
Обращение иных лиц (лиц, не подавших заявки на участие в торгах) с жалобой в антимонопольный орган возможно при условии, что допущены нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
Проанализировав представленные АО "ЦКБА" документы, Комиссия установила, что ООО "Инстрой" не подавало заявку на участие в Запросе предложений, что подтверждается заверенными копиями журнала регистрации предложений участников Запроса предложений, протокола заседания Закупочной комиссии от 12.01.2016 N 15.
Нарушений установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении Запроса предложений, порядка подачи заявок на участие в Закупке Комиссией не установлено.
Таким образом, ООО "Инстрой" не является лицом, обладающим правом обжалования действий АО "ЦКБА" по организации и проведению Запроса предложений в антимонопольный орган.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Прекратить рассмотрение жалобы общества с ограниченной ответственностью "Инстрой" на действия акционерного общества "Центральное конструкторское бюро автоматики" по проведению открытого запроса предложений на право заключения договора выполнения работ по ремонту систем автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, систем автоматических установок пожаротушения АО "ЦКБА" (извещение о проведении запроса предложений N 31503105839 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет").
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 14 января 2016 г. N 05-04.1/2-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016