Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
(опубликовано 20 февраля 2008 г.)
Изготовлено в полном объеме: 26 февраля 2008 г.
г.Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель - Демина И.С., руководитель управления;
Члены Комиссии:
- Посохова Л.В., заместитель руководителя управления;
- Красюкова Л. К., начальник отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа;
- Воронина Г.А, заместитель начальника отдела контроля и надзора за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства и размещением госзаказа,
в присутствии представителей:
- заявителя Строганова С.В.: адвокат Веселов Г.В. (ордер от 05.02.2008 N 5);
- ответчика ГУВ "Тверская городская ветеринарная поликлиника": юрисконсульт Никишкина Л.А.(доверенность от 30.01.2008 N 19),
рассмотрев дело N 04-6/1-71-2007 по признакам нарушения ГУВ "Тверская городская ветеринарная поликлиника" (170021, г.Тверь, ул.Скворцова-Степанова, д.84) статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О конкуренции"), установила:
Основанием для возбуждения дела послужило заявление ИП Строганов С.В. /далее - Заявитель/(170039, г.Тверь, ул.П.Савельевой, д.23, корп.2, кв.40), полагающего, что ГУВ "Тверская городская ветеринарная поликлиника" (далее - Поликлиника) нарушает требования статьи 15 Закона "О конкуренции", необоснованно навязывая, по мнению Заявителя, предпринимателям проведение на платной основе ветеринарно-санитарной экспертизы (далее - ВСЭ) качественной продукции растительного происхождения, реализуемой на продовольственных рынках. При этом Заявитель полагает, что данная продукция является продукцией промышленного изготовления, поскольку приобретена на оптовых базах.
Поликлиника считает свои действия правомерными и соответствующими статье 21 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 (ред.от 21.07.2007) "О ветеринарии" (далее - Закон "О ветеринарии").
Из материалов, представленных Заявителем, следует:
- 08.06.2006 и 21.09.2007 Поликлиникой проводились проверки соответствия продукции, реализуемой Заявителем, требованиям ветеринарного законодательства;
- по результатам проверок продукция Заявителя была перемещена на ответственное и/или временное изолированное хранение до решения вопроса о дальнейшем ее использовании или уничтожении (акты от 08.06.2006 и от 21.09.2007) по основаниям, установленным постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263 "Об утверждении положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения" (далее - Постановление и Положение соответственно);
- после перемещения продукции на хранение Поликлиника направляла Заявителю письмо от 24.09.2007 с предложениями прибыть для дачи объяснений по факту нарушения ветеринарного законодательства и провести ВСЭ;
- за проведение ВСЭ Поликлиника взимает с предпринимателей плату, о чем свидетельствуют квитанции об оплате, выданные:
o ИП Строганов С.В. - за экспертизу продукции животного происхождения в 2006 г.;
o ИП Юдин, ИП Алексеев, ИП Алексеева - за экспертизу продукции растительного происхождения в 2007 г.
Из материалов, представленных Поликлиникой, следует:
- вышеназванные проверки проводились Поликлиникой в рамках осуществления государственного ветеринарного надзора;
- продукция Заявителя была перемещена на хранение в связи с отсутствием заключений о проведении ВСЭ, предусмотренной статьей 21 Закона "О ветеринарии";
- проведение ВСЭ осуществляется в соответствии с Правилами ветеринарно-санитарной экспертизы растительных пищевых продуктов в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы рынков, утвержденными Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР и согласованными с Министерством здравоохранения СССР 04.10.1980 (далее - Правила);
- основанием для взимания платы за проведение ВСЭ является Перечень платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями и организациями государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (письмо Минсельхоза России от 20.01.1992 N 2-27-145);
- судебная практика, в том числе судебные акты по результатам рассмотрения заявлений ИП Строганов С.В., свидетельствует о правомерности требований о проведении ВСЭ продукции растительного происхождения непромышленного изготовления (постановление ФАС Северо-Западного округа по делу N А66-7667/ 2006 от 21.03.2007 и решение Арбитражного суда Тверской области по делу 3 А66-7128/2007 от 24.12.2007).
Согласно статье 21 Закона "О ветеринарии" (Раздел V. Защита населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений) реализация и использование для пищевых целей продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе, запрещаются.
Согласно статье 3 Закона "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится в том числе защита населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно статье 5 Закона "О ветеринарии":
- система государственной ветеринарной службы Российской Федерации включает в себя в том числе уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;
- финансовое и материально-техническое обеспечение полномочий в области ветеринарии, определенных статьей 3 настоящего Закона, различных уровней государственной власти осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно постановлениям Администрации Тверской области от 16.10.2002 N 364-па (ред. от 30.01.2007 N 15-па) "Об управлении ветеринарии Тверской области" и от 20.01.2004 N 2-па "О государственных учреждениях ветеринарии Тверской области" Поликлиника является учреждением ветеринарии, подведомственным органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Правилам:
- все растительные пищевые продукты, поступающие на рынок, подлежат ВСЭ;
- заключение о доброкачественности продуктов растительного происхождения даются на основании органолептического контроля, а в необходимых случаях используются и лабораторные методы исследования.
Согласно п.2 Положения некачественной и опасной признается пищевая продукция, которая в том числе не имеет удостоверения качества и безопасности (в отношении пищевой продукции российского производства).
Согласно п.5 Положения некачественная и опасная пищевая продукция на период, необходимый для проведения экспертизы, принятия и исполнения решения о дальнейшем ее использовании или уничтожении, подлежит хранению в отдельном помещении на складе, в холодильнике (изолированной камере) с соблюдением условий, исключающих к ней доступ.
Заявитель не доказал и Комиссией не установлено, что реализуемая Заявителем продукция является продукцией промышленного изготовления.
Таким образом:
- реализация продукции Заявителя без проведения ВСЭ является незаконной;
- продукция, на которую отсутствуют удостоверения качества и безопасности (в том числе заключение о проведении ВСЭ), признается некачественной и опасной;
- действия представителей Поликлиники при проведении госветнадзора по перемещению продукции Заявителя на хранение являются правомерными;
- Законом "О ветеринарии" финансирование за счет средств бюджетов предусмотрено только в отношении полномочий органов государственной власти.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Прекратить рассмотрение дела N 04-6/1-71-2007 ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ГУВ "Тверская городская ветеринарная поликлиника".
Председатель Комиссии: И.С.Демина.
Члены Комиссии: Л.В.Посохова, Л.К.Красюкова, Г.А.Воронина.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (опубликовано 20 февраля 2008 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016