Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 14 января 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена 23.12.2015 г. г. Новосибирск
Решение в полном объёме изготовлено 14.01.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Иванов С.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело N 58 от 05.10.2015 по признакам нарушения администрацией Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (ул.Тельмана, 20, с. Барышево, Новосибирский район, Новосибирская область, 630554) частей 1,3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции",
в присутствии:
представителя заинтересованного лица, МУП "Похоронный дом ИМИ"- "_" (по доверенности);
представителя ответчика, администрации Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области- "_" (по доверенности);
в отсутствие заявителя (уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом), установила:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило заявление ООО "СибЭкос" (вх.N 7362 от 10.08.2015 г.), указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации муниципального образования р.п. Краснообска Новосибирской области выразившихся в наделении функциями органа местного самоуправления МУП "Похоронный дом Ими". Заявитель сообщает следующее.
В соответствии с ФЗ от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Пунктом 2 статьи 25 ФЗ от 12.01.1996 N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее- закон о погребении) установлено, что организацию похоронного дела осуществляют органы местного самоуправления, тогда как погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами.
Согласно пункту 3 части I статьи 99 ЗК РФ от 25.10.2001 N136-ФЗ (далее ЗК РФ) земли военных и гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения, а полномочия по предоставлению земельных участков в силу статьи 29 ЗК РФ осуществляются органами местного самоуправления в пределах их компетенции. Таким образом, предоставление земельного участка непосредственно под захоронение (погребение) тела умершего также относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В нарушение вышеуказанного действующего законодательства Администрация с. Барышево наделила функциями органа местного самоуправления отдельный хозяйствующий субъект МУП "Похоронный Дом Ими", а именно, наделила правом отведения земельного участка для захоронения и ведения журнала регистрации захоронений на кладбище "Барышево".
Передача функций органа местного самоуправления по выдаче разрешений на выделение участка земли под захоронение отдельному хозяйствующему субъекту ведет к созданию преимущественных условий деятельности МУП "Похоронный Дом Ими" как хозяйствующего субъекта, а также ограничивает конкуренцию путем создания неравных условий деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке оказания ритуальных услуг.
Руководствуясь пунктом 1 части 8 статьи 44 ФЗ от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" в отношении администрации р.п. Краснообска Новосибирской области возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Администрация Барышевского сельсовета Новосибирской области представила следующие пояснения по существу рассматриваемого вопроса (вх. N 8374 от 09.09.2015 г.).
Земельный участок на котором расположено кладбище, находится на территории Барышевского сельсовета. Все работы по захоронению, регистрацию захоронений и ведение журнала регистраций захоронений на кладбище Барышевского сельсовета выполняет МУП "Специализированная служба Похоронный Дом ИМИ".
В связи с тем, что до 01.03.2015 г. распоряжение земельными участками являлось полномочиями Новосибирского района Новосибирской области Порядок выделения земельных участков под захоронения в администрации Барышевского сельсовета не принимался и не разрабатывался. После того, как вступили в законную силу изменения в ФЗ от 25.10.2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также ФЗ от 23.06.2014 г. N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" Порядок предоставления земельных участков под захоронения на территории Барышевского сельсовета Новосибирской области находится в разработке.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
15.10.2014 г. между администрацией Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и МУП г. Новосибирска "Специализированная служба Похоронный дом Ими" заключен договор N 1-14, согласно которому вышеуказанные стороны договора договорились о совместной деятельности по содержанию и эксплуатации действующего кладбища муниципального образования Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Согласно п.п. 2.2-2.3 п. 2 вышеуказанного договора, МУП г. Новосибирска "Специализированная служба Похоронный дом Ими" обязано вести книгу учета захоронений на кладбище.
МУП г. Новосибирска "Специализированная служба Похоронный дом Ими" обязуется предоставлять на кладбище ритуальные услуги населению, включая (помимо прочего) осуществление захоронений, уход за местами погребения, оформление необходимых документов для погребения.
Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения (пункт 22 ст. 14).
В силу ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
Однако ФЗ "О погребении и похоронном деле" не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Так, специализированной службе возмещается стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению (ст. 9), однако, согласно ст. 10 данного закона, в случае если погребение осуществлялось за счет родственников или иного лица, взявшего на себя обязанность по погребению умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение.
Содержание и эксплуатация кладбища должны осуществляться с применением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Исходя из вышеизложенного следует, что наделение администрацией Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в соответствии с договором N 1-14 от 15.10.2014 г. МУП г. Новосибирска "Специализированная служба Похоронный дом Ими" полномочиями по ведению книги учета захоронений на кладбище и осуществлению захоронений, оформлению необходимых документов для погребения квалифицируется как наделение данного хозяйствующего субъекта функциями контрольно-распорядительного характера, что создает ему преимущественные условия деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим (могущим осуществлять) деятельность на том же рынке услуг, и тем самым нарушает ч.ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N ФЗ-135 "О защите конкуренции".
Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление Президиума ВАС РФ от 12027/07 от 23.09.08)
На момент рассмотрения дела заинтересованным лицом, МУП "Похоронный дом ИМИ", было представлено письмо, направленное в адрес администрации Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (исх. N 347 от 05.11.2015 г.), согласно которому МУП "Похоронный дом ИМИ" предлагает расторгнуть договор N 1-14 от 15.10.2014 г., заключенный между администрацией Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и МУП г. Новосибирска "Специализированная служба Похоронный дом Ими".
Однако, на момент рассмотрения дела Комиссией Новосибирского УФАС России не установлен нормативно-правовой/иной акт, свидетельствующий о расторжении вышеуказанного договора.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", решила:
Признать администрацию Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (ул.Тельмана, 20, с. Барышево, Новосибирский район, Новосибирская область, 630554) нарушившей часть 1,3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в наделении МУП г. Новосибирска "Специализированная служба Похоронный дом Ими" в соответствии с договором N 1-14 от 15.10.2014 г. полномочиями органов местного самоуправления по ведению книги учета захоронений на кладбище и осуществлению захоронений, оформлению необходимых документов для погребения, что создает ему преимущественные условия ведения хозяйствующей деятельности и тем самым приводит (может привести) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Признать имеющиеся материалы достаточными для выдачи администрации Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют
ПРЕДПИСАНИЕ N 1
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства
14 января 2016 г. г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии,
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии,
Иванов С.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 23.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 14.01.2016 г. по делу N 58, возбужденному 05.10.2015 г. о нарушении администрацией Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (ул.Тельмана, 20, с. Барышево, Новосибирский район, Новосибирская область, 630554) частей 1,3 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", предписывает:
Администрации Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в наделении МУП г. Новосибирска "Специализированная служба Похоронный дом Ими" в соответствии с договором N 1-14 от 15.10.2014 г. полномочиями органов местного самоуправления по ведению книги учета захоронений на кладбище и осуществлению захоронений, оформлению необходимых документов для погребения, что создает ему преимущественные условия ведения хозяйствующей деятельности и тем самым приводит (может привести) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
2. С целью исполнения настоящего предписания администрации Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно в срок до 15.02.2016 г. прекратить наделение МУП г. Новосибирска "Похоронный Дом ИМИ" функциями органа местного самоуправления по ведению книги учета захоронений на кладбище и предоставлению ритуальных услуг, включая осуществление захоронений, уход за местами погребения, оформления необходимых документов для погребения.
3. Об исполнении настоящего предписания администрации Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области сообщить в Новосибирское УФАС России до 28.02.2016 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 14 января 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016