Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 12 марта 2008 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Бурба В.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля инфраструктурных отраслей;
Алексеева Е.В. - член Комиссии, заместитель начальника отдела антимонопольного контроля инфраструктурных отраслей;
Коробова Н.С. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела экономического анализа,
Снедкова И.Ю. - член Комиссии, государственный инспектор отдела антимонопольного контроля инфраструктурных отраслей;
Тетушкина Е.Е. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела экономического анализа,
с участием:
Панчешного Владимира Григорьевича - генерального директора ООО "Сервис-М";
Лазарева Александра Петровича - представителя ООО "Сервис-М" (доверенность от 17.01.07. N 27);
Чуйкова Александра Васильевича - представителя ЗАО "Завод железобетонных изделий N 2 - производство" (доверенность от 15.11.07.);
Лымарева Владислава Ивановича - представителя ЗАО "Завод железобетонных изделий N 2 - производство" (доверенность от 08.08.07.),
рассмотрев дело N 905, возбужденное в отношении Закрытого акционерного общества "Завод железобетонных изделий N 2 - производство" (адрес: 400006, г. Волгоград, ул. Шкирятова, д. 29), по признакам нарушения им ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" - действие (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, установила:
Дело N 905 было возбуждено по заявлению ООО "Сервис-М" в отношении Закрытого акционерного общества "Завод железобетонных изделий N 2 - производство" (далее по тексту - ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство") по признакам нарушения им ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Данные признаки выразились в следующем.
В соответствии с письмом ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство" от 01.08.07. исх. N 28/01-166, направленным в адрес ООО "Сервис-М" (адрес: 400111, г. Волгоград, ул. Кооперативная, 27), последнее должно внедрить систему учета электроэнергии АСКУЭ. В противном случае ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство" не будет продлять на дальнейший срок действие договора N 7/1-2007 на оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство" от 28.12.06., заключенного с ООО "Сервис-М".
При этом действующее законодательство, в частности, ч. 2 п. 141 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530, предусматривает, что для учета электрической энергии, потребляемой потребителями, владеющими на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, присоединенная мощность которых не превышает 750 кВ-А, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. ООО "Сервис-М" является субабонентом ЗАО "Завод ЖБИ-2-производство" с потреблением электроэнергии 83 кВА в год.
По мнению заявителя, ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство" является монополистом и своими требованиями об установке системы учета электроэнергии АСКУЭ ущемляет интересы ООО "Сервис-М".
Представители ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство" не согласны с мнением ООО "Сервис-М". Они полагают, что не нарушали действующее антимонопольное законодательство, так как требование об учете электрической энергии предусмотрено в п. 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно приложению N 6 к Постановлению Региональной энергетической комиссии Волгоградской области от 16.07.99. N РЭК-99/4 (в редакции постановления УРТ Администрации Волгоградской области от 22.11.2006 N 19/4), ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство" включено в Реестр естественных монополий, как организация, осуществляющая услуги по передаче электроэнергии на территории Волгоградской области.
Таким образом, ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство", является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии и, как субъект естественной монополии, на основании ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке. В связи с этим, деятельность ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство" регулируется, в том числе, и вышеназванным законом.
Между ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство" и ООО "Сервис-М" заключен договор N 7/1-2007 на оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям ЗАО "Завод ЖБИ-2-производство" от 28.12.06. (далее по тексту - Договор).
В соответствии с п. 1.1 данного Договора, ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство" обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) ООО "Сервис-М" в точках поставки, через электрические сети, принадлежащие на праве собственности либо ином законном праве соответствующим сетевым организациям,_ а ООО "Сервис-М" обязуется принять и оплатить полученную электрическую энергию, на условиях предусмотренных Договором, а также соблюдать предусмотренный настоящим Договором режим потребления электрической энергии и мощности, обеспечивать безопасную эксплуатацию электрических сетей, исправность используемых приборов и оборудования.
Условия Договора, в частности, пункты 3.4.12., 3.4.13, обязывают ООО "Сервис-М" ежедневно передавать ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство" заявку на суточное потребление электрической энергии с разбивкой по часам (плановое почасовое потребление) по соответствующему графику, а также ежедневно учитывать, и сообщать по требованию ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство" количество потребленной электроэнергии разбивкой по часам суток.
Кроме того, пункты 3.4.5. и 3.4.6. Договора предусматривают, что потребитель (ООО "Сервис-М") должен обеспечивать работоспособность СКУЭ (АИИС КУЭ)[1], а также выполнять предписания ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство" по приведению СКУЭ (АИИС КУЭ) и схем их включения в соответствие с требованиями законодательства и данного Договора.
Договор подписан сторонами без протокола разногласий, вступил в силу и действует до 31 декабря 2008 года.
Таким образом, потребитель электроэнергии - ООО "Сервис-М", в силу вышеназванных пунктов Договора, на основании ч. 1 ст. 425 Гражданского Кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, должен обеспечить как наличие СКУЭ (АИИС КУЭ), так и учет потребляемой им электроэнергии с разбивкой по часам суток.
Данные требования, предъявляемые к ООО "Сервис-М", как субабоненту ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство" возникают из условий договора N 7-2007 купли-продажи электрической энергии от 27.11.06., который заключен между ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство" и ООО "ЭнергоСоюз" (далее по тексту - Договор купли-продажи электроэнергии).
В соответствии с аналогичными пунктами 3.4.11. и 3.4.12 Договора купли-продажи электроэнергии, покупатель электроэнергии - ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство" также обязан ежедневно подавать заявку на суточное потребление электрической энергии с разбивкой по часам (плановое почасовое потребление) по соответствующему графику, и ежедневно учитывать и сообщать по требованию продавца электроэнергии - ООО "ЭнергоСоюз" количество потребленной электроэнергии разбивкой по часам суток.
Пункты 3.4.4. и 3.4.5. Договора купли-продажи электроэнергии тоже предусматривают, что ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство" должен обеспечивать работоспособность СКУЭ (АИИС КУЭ) и выполнять предписания ООО "ЭнергоСоюз" по приведению СКУЭ (АИИС КУЭ) и схем их включения в соответствие с требованиями законодательства и данного договора.
Таким образом, требования ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство", предъявляемые к ООО "Сервис-М" о почасовом учете электрической энергии, не являются злоупотреблением своим доминирующим положением, поскольку представляют собой нормальную производственно-хозяйственную практику, сложившуюся между энергоснабжающими организациями на основании п. 141 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство", заключив договор купли-продажи электроэнергии с ООО "ЭнергоСоюз", в целях точного учета потребляемой своими субабонентами электрической энергии, включил условия о наличии приборов СКУЭ (АИИС КУЭ) и об учете потребляемой электроэнергии с разбивкой по часам суток в Договор с ООО "Сервис-М".
Кроме того, к моменту вынесения решения, Волгоградское УФАС России, в рамках реализации контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 N 628, установило, что ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство" одновременно осуществляет деятельность по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства с деятельностью по купле-продаже электрической энергии. Такое совмещение видов деятельности является нарушением ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"
В целях устранения нарушения действующего законодательства, Комиссия Волгоградского УФАС России приняла решение от 27.11.07. N 05-09/4191 о принудительной реорганизации ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство" в форме разделения или выделения в течение 6 месяцев с момента вынесения данного решения.
Таким образом, письмо ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство" от 01.08.07. исх. N 28/01-166, направленное в адрес ООО "Сервис-М", в котором ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство" сообщает, что не имеет намерений пролонгировать договор N 7/1-2007 от 28.12.06. в связи с отказом ООО "Сервис-М" от внедрения узла учета (АИИС КУЭ) не имеет какого-либо правового значения для рассматриваемого дела. ЗАО "Завод ЖБИ N 2-производство" будет обязано прекратить деятельность по продаже электрической энергии своим субабонентам в силу вынесенного 27.11.07. решения антимонопольного органа о принудительной реорганизации, ответственность за невыполнение которого в установленный срок предусмотрена п. 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, и руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, ч.ч. 1-3 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
Дело N 905 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Закрытого акционерного общества "Завод железобетонных изделий N 2 - производство" (адрес: 400006, г. Волгоград, ул. Шкирятова, д. 29), по признакам нарушения им ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 12 марта 2008 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016