Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: - Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии: - Путрова С.И.- начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;
- Пчелкина В.И. -государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы;
- Якимидин О.А. - специалист-эксперт отдела
антимонопольного контроля и рекламы,
рассмотрев дело N 2 по признакам нарушений пункта 4 и пункта 15 части 3, части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") обществом с ограниченной ответственностью "Мобайл", выразившихся в размещении ненадлежащей рекламы акции, проводимой в салонах связи "Сотовый мир",
в присутствии:
заявителя - Е. В. Н. (паспорт., выдан.)
представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, общества с ограниченной ответственностью "Мобайл":
- Салтыковой Е. В. (доверенность от 25.03.2008),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области 10 января 2008 года поступило заявление Елизарьева В.Н. о размещении в эфире Радио "105,5" ненадлежащей рекламы салона связи "Сотовый мир" следующего содержания: "Самсунг и Сотовый мир дарят новогодние подарки: с 15 декабря по 15 января покупателям телефона Самсунг в салонах Сотовый мир карта памяти на 1 Гб бесплатно. Нужные подарки в салонах Сотовый мир. Подробности акции в салонах Сотовый мир".
По мнению заявителя, данная реклама содержит не соответствующие действительности сведения об условиях приобретения телефона "Самсунг", так как в момент покупки в салоне связи "Сотовый мир" телефона "Самсунг" в выдаче бесплатной карты памяти ему было отказано.
30.01.2008 в отношении ООО "Мобайл" было возбуждено дело N 2 по признакам нарушений п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе", согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Определением от 13.03.2008 дело N 2 было отложено в связи с необходимостью получения Комиссией дополнительных доказательств по делу, а также в связи с обнаружением в действиях ООО "Мобайл" признаков иного нарушения рекламного законодательства Российской Федерации - ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
Определением от 26.03.2008 в связи с получением мотивированного ходатайства ООО "Мобайл" (вх. N 111 от 26.03.2008) об отложении рассмотрения дела, а также в связи с обнаружением в действиях ООО "Мобайл" признаков нарушения ст. 9 ФЗ "О рекламе", дело было отложено на 27.03.2008.
На заседании Комиссии заявитель указанные требования в своем заявлении подтвердил, пояснив, что лишь при фактическом оформлении покупки телефона "Самсунг" сотрудники салона "Сотовый мир" сообщили, что в подарок флэш-карта дается только при покупке определенных моделей телефона. Таким образом, указанная реклама салона "Сотовый мир" вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно правил проведения данной акции.
Представитель ООО "Мобайл" пояснила, что в связи с тем, что в двадцатисекундном ролике нет возможности перечислить все фокусные модели телефона "Самсунг", при приобретении которых покупатель получит карту памяти в подарок, и был сделан акцент на то, что все подробности акции можно получить в салонах "Сотовый мир". В связи с проводимой акцией во всех салонах "Сотовый мир" были размещены плакаты, листовки с подробным списком фокусных моделей.
Исследовав документы, имеющиеся в материалах дела, и выслушав объяснения заявителя и представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются ФЗ "О рекламе".
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования, согласно п. 2 ст. 3 ФЗ "О рекламе", понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Данная реклама акции, проводимой в салонах "Сотовый мир", направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара. Недостоверная реклама не допускается.
В тексте размещенной ООО "Мобайл" рекламы не содержатся сведения ни о цене, ни о порядке оплаты, ни о размере скидок на рекламируемый товар. В размещенной рекламном ролике содержатся сведения о том, что в период с 15.12.2007 по 15.01.2008 в салонах "Сотовый мир" проводится акция, т.е. стимулирующее мероприятие.
Таким образом, в действиях ООО "Мобайл" отсутствует нарушение п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно ст. 9 ФЗ "О рекламе", в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должен быть указан источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В рекламе стимулирующего мероприятия - акции, проводимой в салонах "Сотовый мир", имеется ссылка на источник информации о правилах проведения данной акции по получению в подарок флэш-карты при покупке телефона "Самсунг" путем указания, что подробности акции можно получить в салонах "Сотовый мир", где потенциальный участник сможет ознакомиться с обязательной для предоставления потребителю информации и правилами участия.
Таким образом, в ходе заседания Комиссии по рассмотрению дела N 2 нарушение ст. 9 ФЗ "О рекламе" в действиях ООО "Мобайл" не подтвердилось.
Тем не менее, в соответствии с ч 7. ст. 5 ФЗ "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Данная ч. 7 ст. 5 не допускает умолчание в рекламе информации (ее части), которая является значимой и необходимой для того, чтобы сделать верный вывод об объекте рекламирования.
Отсутствие информации о том, что флэш-карта в подарок дается лишь при покупке определенных моделей телефона "Самсунг" является отсутствием существенной информации в указанной рекламе и вводит в заблуждение потребителей рекламы.
В связи с тем, что ООО "Мобайл" в рекламе салона "Сотовый мир" умалчивает об отдельных особенностях проводимой акции, у потребителя складывается искаженное представление о возможности получения флэш-карты в подарок при покупке любого телефона "Самсунг".
Распространение рекламы акции, проводимой в салоне "Сотовый мир", вводящей потребителей в заблуждение относительно рекламируемого объекта, в связи с отсутствием в ней части существенной информации, способно привести к неправильному выбору потребителем товара.
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 5 ФЗ "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии.
В данной рекламе салона "Сотовый мир" содержатся признаки нарушения данного пункта, так как указано, что покупатель при приобретении телефона "Самсунг" получает в подарок флэш-карту. Однако на деле покупателем, купившим телефон, выясняется, что флэш-карты выдаются только при покупке определенных моделей телефонов "Самсунг". Таким образом, в рекламе указаны несоответствующие действительности сведения о правилах проведения акции в салоне "Сотовый мир".
В соответствии со ст. 38 ФЗ "О рекламе", за нарушение требований, установленных п. 15 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе", несет ответственность рекламодатель.
Рекламодателем, в соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе", является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Как установлено материалами дела и подтверждается Договором N 32 на оказание рекламных услуг по размещению от 07.12.2007 (далее - Договор), заключенного между ИП Ступиной С.И. (Исполнитель) и ООО "Мобайл" (Заказчик), рекламодателем является ООО "Мобайл".
Согласно п. 5.7 представленного Договора, ООО "Мобайл" несет полную ответственность за соблюдение требований, предъявляемых действующим законодательством РФ к рекламе, гарантирует достоверность размещаемых материалов.
Таким образом, являясь рекламодателем, ООО "Мобайл" нарушило п. 15 ч. 3, ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" при распространении рекламы акции, проводимой в салонах "Сотовый мир".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу салона связи "Сотовый мир" распространяемую в период с 15.12.2007 по 31.12.2007 в эфире Радио "105,5", поскольку в ней нарушены требования пункта 15 части 3 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО "Мобайл" не выдавать, в связи с тем, что в настоящее время данная реклама не распространяется в виду окончания акции 15.01.2008.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для возбуждения в отношении ООО "Мобайл" дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 28 марта 2008 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.Г. Могилевкин
Члены Комиссии С.И. Путрова
В.И. Пчелкина
О.А. Якимидин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 27 марта 2008 г. N 1
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016