Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 13 января 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
Камнева Н.П. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти член Комиссии,
Иванов С.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Сибконтакт" на действия ФГУП "Почта России" в лице Новосибирского МСЦ-ОСП ГЦМПП, заказчика редукциона на право заключения договора по оказанию услуг по уборке помещений и прилегающей территории (N извещения 31503049284),
в присутствии представителя жалобы, ООО "Сибконтакт": "_"(директор ООО "Сибконтакт");
в присутствии представителей ФГУП "Почта России" в лице Новосибирского МСЦ-ОСП ГЦМПП: "." (по доверенности), "_" (по доверенности), "_" (по доверенности). установила:
В адрес Новосибирского УФАС России поступила жалоба ООО "Сибконтакт" (вх. N 11992 от 25.12.2015 г.) на действия ФГУП "Почта России" в лице Новосибирского МСЦ-ОСП ГЦМПП, заказчика редукциона на право заключения договора по оказанию услуг по уборке помещений и прилегающей территории (N извещения 31503049284). Заявитель сообщает следующее.
В нарушение статьи 7, части 2 статьи 8, частей 1,2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также в нарушение частей 1,10 статьи 3; частей 8, 9 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридический лиц" Заказчиком в извещении, размещенном в Единой информационной системе (далее по тексту - ЕИС), на сайте www.zakupki.gov.ru, была размещена искаженная информация, а именно: отсутствовало место предоставления услуг, отсутствовало наименование структурного подразделения, для нужд которого оказываются услуги, что привело к невозможности поиска процедуры и, соответственно, дальнейшего принятия участия в ней.
ООО "Сибконтакт" являлось поставщиком услуг по уборке помещений для нужд Новосибирского МСЦ - ОСП ГЦМПП- филиала ФГУП "Почта России" в течение 2014 - начала 2015 гг., договор на оказание услуг по уборке помещений N 2-8.23/1157 от 30.04.2014 г.
Вследствие участия в редукционе на второе полугодие 2015 года, подателю жалобы было известно, что контракт заканчивается 31.12.2015 г. ООО "Сибконтакт" с середины ноября 2015 года осуществлялся ежедневный мониторинг публикуемых в ЕИС торгово-закупочных процедур для нужд указанного выше Заказчика.
Подателю жалобы стало известно о том, что редукцион на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории завершен по факту проведения процедуры, 23.12.2015 г.
По мнению ООО "Сибконтакт", в извещении отсутствуют место предоставления услуг, отсутствовало наименование структурного подразделения, для нужд которого оказываются услуги, а также, что данные извещения не соответствуют информации закупочной документации, что привело к невозможности поиска процедуры и, соответственно, дальнейшего принятия участия в ней. Т.е. в соответствие с Извещением о проведении закупки, услуги предоставляются для Главного центра магистральных перевозок - филиал ФГУП "Почта России" в г. Москве.
Факт недостоверного отражения информации в Извещении также, вдобавок к вышеобозначенным статьям Федеральных законов N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, по мнению ООО "Сибконтакт" привел к нарушению части 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 135-ФЗ "О Защите конкуренции". При определении поставщика на оказание услуг на 2014 год, на второе полугодие 2015 года участвовало две и три компании соответственно (протоколы подведения итогов процедур прилагаются). В первом случае, документация второго участника не соответствовала требованиям, заявленным в документации, во втором случае, снижение начальной максимальной цены контракта составило 21%, что соответствует рыночным условиям.
По мнению ООО "Сибконтакт", в данном же случае, отсутствие полной информации в Извещении в системе ЕИС со стороны Заказчика обусловило создание неравных условий для потенциальных участников Закупки, а также отсутствие конкурентной среды как таковой, т.к. в закупке принял участие только один поставщик.
Жалоба ООО "Сибконтакт" подана в соответствии с требованиями ч.ч. 6-8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.
Филиал ФГУП "Почта России" Новосибирский МСЦ-ОСП ГЦМПП представил следующие возражения на жалобу (вх. N 7 от 11.01.2016 г.).
Ссылка заявителя на нормы закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" неправомерна на основании следующего.
Договор на выполнение работ по оказанию услуг по уборке помещений и прилегающих территорий (далее - Договор) не является государственными (муниципальными) контрактом, поскольку Заказчик не относится к числу организаций, признаваемых государственными заказчиками при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств; финансирование заказа производится за счет собственных средств Заказчика.
ФГУП "Почта России" в своей закупочной деятельности руководствуется положениями Федерального закона РФ от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии со ст. 2 данного закона, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России" (утверждено приказом ФГУП "Почта России" N 404-п от 21.08.2015 г., далее по тексту - Положение о закупках).
В соответствии с п. 12.6 Положения о закупках, Извещение о закупке является частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке. Документацией открытого редукциона в электронной форме на право заключения Договора на уборку помещений и территории Новосибирского МСЦ установлены все условия исполнения Договора, в том числе и место оказания услуг.
Таким образом, указание Заявителя на нарушение в части отсутствия в Извещении места оказания услуг не соответствует действительности.
ФГУП "Почта России" проводит закупки в соответствии с процедурой установленной Положением о закупках, а также регламентом Электронной торговой площадки Сбербанк-АСТ (далее- ЭТП Сбербанк-АСТ).
Информация о том, что закупки ФГУП "Почта России" после 01.07.2014 г. размещаются на ЭТП Сбербанк-АСТ указана на официальном сайте ФГУП "Почта России" по адресу http://www.russianpost.ru/rp/company/ru/home/tenders.
Извещение и Закупочная документация по оспариваемым торгам были размещены на сайте Электронной торговой площадки по адресу http: utp.sberbank-ast.ru/RussianPost/NBT/PurchaseView/64/0/0/139666 07.12.2015 г., датой начала подачи заявок являлось 09.12.2015 г.
Таким образом, ФГУП "Почта России" добросовестно исполняет требования действующего законодательства и не может быть привлечено к ответственности в соответствии с нормами Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании того факта, что Заявитель не принимал участие в торгах, так как не смог найти информацию о проведении торгов.
ФГУП "Почта России" не может отвечать за количество поданных заявок на участие в закупочных процедурах, тем более не может гарантировать участие 3-х и более участников, так как принятие решения об участии или не участии в той или иной закупке является свободной волей юридических и физических лиц.
Довод Заявителя о том, что участие одного претендента говорит в пользу нарушений со стороны ФГУП "Почта России" не соответствует действительности.
На момент рассмотрения жалобы представители ФГУП "Почта России" в лице Новосибирского МСЦ- ОСП ГЦМПП подтвердили вышеизложенные возражения на жалобу, а также указали на то, что размещение информации о проведении закупки (извещение, закупочная документация и т.д.) сотрудниками ФГУП "Почта России" в лице Новосибирского МСЦ- ОСП ГЦМПП на официальном сайте в сети интернет http://zakupki.gov.ru не осуществляется. Данную работу проводит электронная торговая площадка utp.sberbank-ast.ru. На сайте http://zakupki.gov.ru публикуются только сведения о заключенном договоре.
Согласно пояснений представителей ответчика, вышеуказанное закреплено в Положении о закупках ФГУП "Почта России".
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, представленные материалы и доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводам о том, что заказчиком рассматриваемой процедуры закупки является Главный Центр Магистральных Перевозок Почты - филиал Федерального Государственного Унитарного Предприятия "Почта России" в лице Новосибирского филиала (далее - ФГУП "Почта России" в лице Новосибирского МСЦ- ОСП ГЦМПП).
Данный вывод подтверждается протоколом вскрытия заявок на участие в рассматриваемом редукционе; протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в рассматриваемом редукционе, согласно которым заказчиком рассматриваемой процедуры закупки является ФГУП "Почта России" в лице Новосибирского МСЦ- ОСП ГЦМПП. Кроме того, документация об открытом редукционе утверждена Новосибирским МСЦ-ОСП ГЦМПП.
В процессе рассмотрения жалобы, представители ФГУП "Почта России" в лице Новосибирского МСЦ-ОСП ГЦМПП подтвердили, что процедура закупки происходила в г. Новосибирске, размещение информации о закупке было осуществлено сотрудником ФГУП "Почта России" в лице Новосибирского МСЦ-ОСП ГЦМПП.
ФГУП "Почта России" в лице Новосибирского МСЦ-ОСП ГЦМПП в своей закупочной деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также Положением о закупке ФГУП "Почта России".
На официальном сайте в сети интернет http://zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о проведении редукциона на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории (N извещения 31503049284).
Согласно Протоколу вскрытия конвертов от 24.12.2015 г., на участие в рассматриваемом редукционе была подана одна заявка- ООО "ДК-Сервис".
На момент рассмотрения жалобы по существу представители ФГУП "Почта России" в лице Новосибирского МСЦ-ОСП ГЦМПП сообщили о том, что договор по результатам рассматриваемой процедуры закупки заключен.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг размещается на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru, согласно ч. 10 ст. 8 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Требования к содержанию извещения о проведении закупки и содержанию закупочной документации установлены частями 9-10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Так, в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:
1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);
2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Положением о закупках ФГУП "Почта России" также утвержден аналогичный перечень сведений, содержащихся в извещении о проведении закупки (раздел 12 Положения), а именно - в извещении о закупке товаров, работ, услуг должны быть указаны следующие сведения:
- способ закупки и форма проведения закупки;
- наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона и факса (при его наличии) Заказчика;
- предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
- код продукции в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг
ОК 004-93 (ОКДП). С 1 января 2016 года - код продукции в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 034-2014 (КПЕС 2008);
- место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- начальная (максимальная) цена договора (цена лота) с учетом НДС в размере ставки, определенной в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации;
- общая начальная (максимальная) цена товаров, работ, услуг, указанных в пункте 7.13, с учетом НДС в размере ставки, определенной в
главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации, с указанием начальной (максимальной) цены каждого товара и начальной (максимальной) цены единицы услуги и (или) работы в случае, если в документации о закупке отсутствуют сведения о точном количестве поставляемого товара, объеме выполнения работ, оказания услуг в соответствии с пунктом 7.13;
- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в процедуре закупки;
- срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой Заказчиком за предоставление документации о закупке, если такая плата установлена Заказчиком, за исключением случаев предоставления документации о закупке в форме электронного документа;
- место и дата рассмотрения заявок участников закупки и подведения итогов закупки;
- источник финансирования закупки.
Извещение о закупке является частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Пункт 4.2 Положения о закупках ФГУП "Почта России" определяет, что в ходе проведения закупки Заказчик размещает в единой информационной системе (помимо прочего) извещение о проведении закупки, документацию о закупке, проект договора как неотъемлемую часть документации о закупке - в момент объявления закупки.
В соответствии с пунктом 4.3 раздела 4 Положения о закупках ФГУП "Почта России" документы и сведения, подлежащие размещению в соответствии с настоящим разделом в единой информационной системе, могут быть размещены на сайте заказчика, а также в любых средствах массовой информации, в том числе в электронной форме. При этом такое опубликование не исключает обязанности размещения информации в единой информационной системе.
В соответствии с пунктом 1.7 Положения о закупках ФГУП "Почта России", Единая информационная система (ЕИС) - единая информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Официальный сайт ЕИС) предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.
Порядок размещения информации на Официальном сайте ЕИС и ее содержание регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также соответствующими подзаконными актами.
Таким образом, Новосибирское УФАС России приходит к выводам о том, что довод ФГУП "Почта России" в лице Новосибирского МСЦ - ОСП ГЦМПП о том, что у заказчика отсутствует обязанность публикации данных о проведении закупки на сайте http://zakupki.gov.ru опровергается требованиями Положения о закупках "ФГУП Почта России" и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что извещения о проведении рассматриваемого редукциона, размещенные на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, а также на сайте электронной торговой площадки http://utp.sberbank-ast.ru содержат следующие сведения:
1) о наименовании, месте нахождения, почтовом адресе, адресе электронной почты, номере контактного телефона заказчика:
zakupki.gov.ru |
http://utp.sberbank-ast.ru |
Наименование заказчика | |
Главный Центр Магистральных Перевозок Почты - филиал Федерального Государственного Унитарного Предприятия "Почта России" |
Главный Центр Магистральных Перевозок Почты - филиал Федерального Государственного Унитарного Предприятия "Почта России" |
Место нахождения заказчика | |
107140, г. Москва, Краснопрудный переулок дом 7 |
131000, Российская Федерация, г. Москва, Москва, Варшавское шоссе, д. 37 |
Почтовый адрес заказчика | |
131000, Российская Федерация, г. Москва, Москва, Варшавское шоссе, д. 37 |
107140, г. Москва, Краснопрудный переулок дом 7 |
Адрес электронной почты заказчика | |
top@nmsc.ru |
top@nmsc.ru |
Номер контактного телефона заказчика | |
zam@nmsc.ru |
zam@nmsc.ru |
2) о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг:
zakupki.gov.ru |
http://utp.sberbank-ast.ru |
Предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг:
| |
- |
Согласно закупочной документации |
3)
zakupki.gov.ru |
http://utp.sberbank-ast.ru |
место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг | |
- |
Регион- Новосибирская область |
Таким образом, в извещении, опубликованном на официальном сайте zakupki.gov.ru отсутствует описание предмета договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, не указан контактный номер телефона заказчика (вместо него указан адрес электронной почты), не указано место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
В извещении, опубликованном на сайте электронной торговой площадки http://utp.sberbank-ast.ru, отсутствует описание предмета договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг (вместо не него указана отсылка к закупочной документации), не указан контактный номер телефона заказчика (вместо него указан адрес электронной почты). Кроме того, данные о почтовом адресе и адресе места нахождения заказчика, размещенные на сайтах zakupki.gov.ru и http://utp.sberbank-ast.ru противоречат друг другу.
Вышеуказанная информация отражена в документации рассматриваемого редукциона (утверждена начальником Новосибирского МСЦ-ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России" А.В. Кретовым), согласно которой предмет договора- уборка помещений и территории Новосибирского МСЦ-ОСП ГЦМПП- филиала ФГУП "Почта России".
Однако, Федеральным законодательством установлено требование о размещении вышеуказанной информации в извещении о проведении процедуры закупки. Таким образом, информация о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг и месте поставки товара, выполнения работ, оказания услуг должна быть доступна потенциальным участником закупки на официальном сайте в сети интернет http://zakupki.gov.ru и до ознакомления с закупочной документацией.
Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводам о том, что заказчиком - ФГУП "Почта России" в лице Новосибирского МСЦ-ОСП ГЦМПП в извещении о проведении редукицона на право заключения договора по оказанию услуг по уборке помещений и прилегающей территории (N извещения 31503049284), размещенном на сайте http://zakupki.gov.ru, не опубликованы обязательные для размещения сведения:
- предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
- место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Вышеуказанное привело (могло привести) к неверному определению потенциальными участниками редукциона предмета закупки и места поставки (что подтверждает факт обращения хозяйствующего субъекта, ООО "Сибконтакт" в антимонопольный орган) и противоречит указанным выше требованиям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также требованиям Положения о закупке ФГУП "Почта России".
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135- ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Сибконтакт" на действия ФГУП "Почта России" в лице Новосибирского МСЦ-ОСП ГЦМПП, заказчика редукциона на право заключения договора по оказанию услуг по уборке помещений и прилегающей территории (N извещения 31503049284) обоснованной.
Обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 13 января 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016