Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
N 05-13/10862 (опубликовано 13 января 2016 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 08 декабря 2015 г.
Решение изготовлено в полном объеме 11 декабря 2015 г.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - зам. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии "_"
члены Комиссии:
"_"
рассмотрев дело N 43-Р-2015, возбужденное в отношении ООО "Директ Финанс" по факту распространения рекламы финансовых услуг общества с признаками нарушения требований, определенных пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе",
в присутствии:
"_" (директора ООО "Директ Финанс"), установила:
осуществляя мониторинг рекламной информации, распространяемой в печатных средствах массовой информации на территории Чувашской Республики, Чувашское УФАС России установило, что ООО "Директ Финанс" на 1-й странице рекламно-информационного еженедельника "ПРО-город" (N 43 (270) от 31.10.2015 г.) разместило следующую информацию:
"Мне нравятся Банк отказал в кредите
ДЕНЬГИ МЫ ВАМ ПОМОЖЕМ!
Финансовая компания ООО "Директ Финанс"
до 1 млн. руб.
займы с обеспечением
(недвижимость/авто)
Возьмите деньги прямо сейчас!
Тел. 8 (8352)228-555".
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Изучив содержание информации, распространенной ООО "Директ Финанс" на 1-й странице рекламно-информационного еженедельника "ПРО-город" (N 43 (270) от 31.10.2015 г.), Чувашское УФАС России установило, что данная информация:
публично распространена;
предназначена для неопределенного круга лиц;
преследует цель обратить внимание на финансовую услугу по выдаче займов под залог недвижимости и транспорта;
направлена на продвижение указанной финансовой услуги на рынке аналогичных финансовых услуг.
Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона "О рекламе", поэтому является рекламой.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц; финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе по выдаче кредитов (займов).
В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является финансовая услуга ООО "Директ Финанс" по выдаче денежных займов под залог недвижимости и транспорта.
При этом указанная финансовая реклама содержит сумму займа (до 1 000 000 рублей), а информация об иных существенных условиях, таких как процентная ставка по договору займа; срок, на который дается заем, а также иные условия, влияющие на окончательную сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, не указаны.
Так как реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться рекламируемой услугой, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Следовательно, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.
Таким образом, в содержании рекламы ООО "Директ Финанс" указаны неполные сведения об условиях договора по выдаче займов, что может привести к искажению сути рекламируемой финансовой услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушения требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несёт рекламодатель.
Представитель ООО "Директ Финанс" не признал нарушение требований рекламного законодательства, допущенное при распространении на 1-й странице рекламно-информационного еженедельника "ПРО-город" (N 43 (270) от 31.10.2015 г.) рекламы финансовых услуг общества по выдаче краткосрочных займов.
Пояснил, что в соответствии с пунктом 8 статьи 12 Федерального закона N 151 "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", микрофинансовая организация не может выдавать заемщику микрозаем (микрозаймы), если сумма обязательств заемщика перед микрофинансовой организацией по договорам микрозаймов в случае предоставления такого микрозайма (микрозаймов) превысит один миллион рублей.
Таким образом, рассматриваемая информация "сумма займа 1000000 руб." не относится к условиям предоставляемой микрофинансовой организацией ООО "Директ Финанс" финансовой услуги по выдаче займов, а сообщает об ограничении суммы займов в соответствии с действующим законодательством, а также указанная сумма 1000000 руб. не влияет на расход, который понесут заемщики.
Кроме того, в рассматриваемой рекламе финансовых услуг указан телефон, по которому клиент всегда получает достоверную информацию о потребительском договоре.
Доводы представителя ООО "Директ Финанс" о том, что рассматриваемая информация не является рекламой финансовых услуг, содержащей условие оказания соответствующих услуг, а является указанием максимально возможной суммы займа, предоставляемого микрофинансовой организацией в соответствии с действующим законодательством, Комиссия считает несостоятельным по следующим основаниям.
При оценке рекламы учитывается субъективное восприятие сообщенных ею сведений. Определяющим в этом случае является не то, что имел в виду рекламодатель, и не то, насколько сообщенные сведения соответствуют истине, а лишь их восприятие потребителями.
Рассматриваемая реклама ООО "Директ Финанс" не содержит информации о принадлежности данного общества к микрофинансовым организациям, следовательно, потребитель не может понять информацию "сумма займа 1000000 руб." как максимально возможную сумму займа, предоставляемого этой микрофинансовой организацией в соответствии с действующим законодательством.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлениях от 31.03.2009 N 15275/08 и N 15340/08 указал открытый перечень условий, влияющих на стоимость кредита (займа):
- условия о размере процентной ставки;
- условия о сумме и сроке кредита (займа);
- условия о платежах и комиссиях;
- условия о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (займа) - по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог и др.
Исходя из вышеизложенного, указанная на стойках в местах оформления займов информация о сумме займа ("сумма займа 1000000 руб.") является существенным условием, влияющим на стоимость займа, следовательно, указание неполных сведений об иных условиях предоставления займа может привести к искажению сути рекламируемой финансовой услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.
Довод представителя ООО "Директ Финанс" о том, что с условиями предоставляемых займов можно ознакомиться, позвонив по указанному в рекламе телефону общества, не может быть принят во внимание, так как Пленум ВАС РФ в п. 24 Постановления "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" от 8 октября 2012 г. N 58 указал, что наличие информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или из иного источника, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования непосредственно в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу о нарушении требований пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе финансовых услуг, распространенной ООО "Директ Финанс" на 1-й странице рекламно-информационного еженедельника "ПРО-город" (N 43 (270) от 31.10.2015 г.).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела ООО "Директ Финанс" не представил доказательства того, что рассматриваемая реклама не распространяется, в связи с чем Комиссия Чувашского УФАС России установила необходимость выдачи обществу предписания о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг, распространенную ООО "Директ Финанс" на 1-й странице рекламно-информационного еженедельника "ПРО-город" (N 43 (270) от 31.10.2015 г.), в связи с нарушением требований, установленных пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Директ Финанс" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии: "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия N 05-13/10862 (опубликовано 13 января 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016