Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
N АТ3-37/15 (опубликовано 13 января 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) по осуществлению контроля за проведением торгов и порядком заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.
ведущий специалист - эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Кузнецова К.С.,
в присутствии представителя организатора торгов ОАО "Корпорация "Росхимзащита" - <_>),
в отсутствие представителя Заявителя ООО "Центр Смазок",
рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалобу ООО "Центр Смазок", установила:
ОАО "Корпорация "Росхимзащита" (далее - Заказчик, организатор торгов) 27.11.2015 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru разместило извещение о проведении закупки: открытый запрос предложений в электронной форме на поставку масел в ассортименте (извещение N 31503010801).
До окончания срока подачи заявок, указанного в извещениях, организатору торгов поступило 6 заявок на участие в закупке, в том числе, от ООО "Центр смазок".
В результате рассмотрения заявок на участие в процедуре закупки закупочная комиссия ОАО "Корпорация "Росхимзащита" приняла решение об отказе в допуске к участию в торгах в отношении всех поданных заявок, в том числе отказано ООО "Центр смазок". Заявка ООО "Центр смазок" признана несоответствующей требованиям документации, а именно: заявка не соответствует форме закупочной документации (участником закупки представлена справка о выполнении аналогичных договоров не по форме N 6, установленной документацией: не указана номенклатура и объем поставок).
Посчитав действия закупочной комиссии по отказу в допуске к участию в торгах незаконным, ООО "Центр смазок" 18.12.2015 обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Присутствовавший на рассмотрении жалобы представитель организатора торгов не согласился с доводами жалобы, сообщил, что закупочная комиссия ОАО "Корпорация "Росхимзащита" действовала в соответствии с нормами документации и Положения о закупке; процедура закупки признана несостоявшейся, в связи с тем, что все претенденты не допущены к участию в запросе предложений.
Комиссия Тамбовского УФАС России в результате рассмотрения жалобы, возражений на нее и материалов закупки пришла к следующим выводам.
Согласно статье 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) Заказчик при закупке товаров, работ, услуг должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке утверждается советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество (пункт 4 части 3 статьи 2 Закона о закупках).
24.12.2014 советом директоров ОАО "Корпорация "Росхимзащита" утверждено Положение о закупке товаров, работ и услуг (протокол N 19) (далее - Положение). Указанное Положение размещено на официальном сайте и доступно для ознакомления.
Указанное Положение предусматривает закупки товаров, работ, услуг путем проведения запроса предложений в электронной форме.
Согласно п. 1 ст. 53 Положения предложения представляются по форме, в порядке, в месте и до истечения срока, указанных в документации запроса предложений.
В соответствии с пп. 9.4 п. 9 ст. 56 Положения по результатам рассмотрения предложений Комиссия по закупкам имеет право отклонить Предложение в случае несоответствия предложения на участие в запросе предложений требованиям документации.
Аналогичное требование установлено в документации о запросе предложений, а именно: согласно пп. 3 п. 10.6 документации Комиссия не допускает участника закупки к участию в запросе предложений в случае несоответствия заявки форме закупочной документации и/или не является полной и/или не имеет в содержании обязательной информации согласно требованиям документации.
Приложением к документации (форма N 6) утверждена форма справки о выполнении аналогичных договоров, согласно которой, при описании представленных договоров необходимо указать номенклатуру и объем поставок.
ООО "Центр смазок" в составе заявки представило справку о выполнении аналогичных договоров, заполненную не в соответствии с формой N 6, а именно: в справке отсутствовали сведения о номенклатуре и объеме поставок по договору.
Согласно протоколу рассмотрения заявок и подведения итогов открытого запроса предложений в электронной форме N 31503010801-02 от 09.12.2015 ООО "Центр смазок" отказано в допуске к участию в торгах в связи с несоответствием заявки форме закупочной документации (не указана номенклатура и объем поставок).
Таким образом, отказ закупочной Комиссии в допуске к участию в закупке соответствует Положению Заказчика, доводы ООО "Центр смазок", изложенные в жалобе, не подтвердились.
Вместе с тем, в ходе проведения Комиссией Тамбовского УФАС России проверки рассматриваемой закупки выявлен ряд нарушений при утверждении Заказчиком документации.
В соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно п. 4.2 документации перечень документов, подтверждающих соответствие предлагаемого претендентами товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, указан в Информационной карте.
Так, в пункте 29 Информационной карты содержатся дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта выполнения аналогичных договоров не менее пяти лет; наличие опыта сотрудничества с Заказчиком, отсутствие у участника закупки судебных решений против участника вследствие неисполнения обязательств по договорам, заключенным ранее.
Между тем, исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к участникам закупочных процедур, установлен статьей 18 Положения и не содержит требований о наличии опыта сотрудничества с Заказчиком, об отсутствии у участника закупки судебных решений против участника вследствие неисполнения обязательств по договорам. Также в Положении отсутствует указание на продолжительность опыта выполнения аналогичных договоров (не менее пяти лет).
Таким образом, ОАО "Корпорация "Росхимзащита" установило в документации требования к участникам, не определенные Положением, что является нарушением п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
Помимо прочего, требование о продолжительности опыта выполнения аналогичных договоров не менее пяти лет Комиссия Тамбовского УФАС России считает чрезмерным, необоснованным.
Предметом закупки является поставка масел в ассортименте. Поставка товаров не представляет собой трудновыполнимую работу, требующую длительного опыта работ в данной сфере (не менее пяти лет). Соответствие претендента указанному требованию существенным образом не отразится на качестве оказанных услуг по договору - поставка масел.
Таким образом, данное требование создает необоснованные преимущества отдельным участников торгов.
В соответствии с пп. 3 п. 5.1 документации участник закупки должен обладать необходимыми сертификатами на товары в соответствии с действующим законодательством РФ, поставка которых является предметом заключаемого договора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1007 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам продажи товаров и оказания услуг" внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N55. Так, пункт 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N55, изложен в следующей редакции: "Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона".
Учитывая изложенное, возможность получить сертификаты соответствия на товар возникает непосредственно при покупке такого товаров. Таким образом, установление требования о представлении сертификата соответствия на товары в заявке ведет к необоснованному затруднению принять участие в закупке, и как следствие, ограничению конкуренции.
Представитель Заказчика в ходе рассмотрения жалобы также не привел объективные доводы в обоснование установления требования о продолжительности опыта выполнения аналогичных договоров не менее пяти лет; о наличии сертификатов на товары.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
С учетом изложенного Заказчиком нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
В тоже время, по результатам рассмотрения заявок в допуске отказано всем 6 претендентам. Закупка признана несостоявшейся, правовые основания для заключения договора по результатам закупки у Заказчика отсутствуют.
С учетом изложенного Комиссия Тамбовского УФАС России не усматривает необходимости выдать предписание об устранении нарушений закона.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Тамбовского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "Центр смазок" необоснованной.
Признать ОАО "Корпорация "Росхимзащита" нарушившей требования п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
Предписание не выдавать.
Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
|
|
Члены комиссии |
С.В. Мазаева
К.И. Мурзин
К.С. Кузнецова |
|
|
|
|
Исп. Кузнецова К.С.
Тел. 8 (4752) 72-93-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области N АТ3-37/15 (опубликовано 13 января 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016