Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 16 декабря 2015 г. N 05-09/04-15/Т
Резолютивная часть решения оглашена 10 декабря 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 16 декабря 2015 года
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> - руководитель Смоленского УФАС России, |
Члены Комиссии: |
<_> - начальник отдела контроля товарных рынков и рекламы Смоленского УФАС России, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных рынков и рекламы Смоленского УФАС России, |
рассмотрев дело N 05-09/04-15/Т по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Евроторг-Запад" (местонахождение: 214031, г. Смоленск,
ул. 25 Сентября, д. 30 В) пункта 1 части 1 и подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации",
в присутствии представителя Ответчика - юрисконсульта ООО "Евроторг-Запад" <_> (доверенность от 03.11.2015 N 7), установила:
На основании приказа Смоленского УФАС России от 30.07.2015 N 42 инспекцией Смоленского УФАС России в отношении ООО "Евроторг-Запад" (местонахождение: 214031, г. Смоленск, ул. 25 Сентября, д. 30 В) в период с 17.08.2015 по 11.09.2015 проводилась плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований статей 9, 13 и 14 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле) и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам проверки инспекцией Смоленского УФАС России 17.09.2015 был составлен Акт проверки N 19, в котором указано, что в результате проверки в действиях ООО "Евроторг-Запад" выявлены признаки нарушения пункта 1 части 1 и подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле.
Приказом Смоленского УФАС России от 30.11.2015 N 79 было возбуждено дело N 05-09/04-15/Т по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Евроторг-Запад" (местонахождение: 214031, г. Смоленск, ул. 25 Сентября, д. 30 В) пункта 1 части 1 и подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле. Определением Смоленского УАС России от 30.11.2015 о назначении дела N 05-09/04-15/Т о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, рассмотрение дела было назначено на 10.12.2015.
Комиссия Смоленского УФАС России, рассмотрев материалы дела, установила следующее.
Согласно пункту 8 статьи 2 Закона о торговле: "торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации".
ООО "Евроторг-Запад" осуществляет деятельность по торговле продовольственными товарами на территории Смоленской области посредством организации торговой сети под коммерческим обозначением "Евроторг". На момент проведения проверки торговая сеть "Евроторг" осуществляла деятельность в 26 стационарных торговых объектах. ООО "Евроторг-Запад" заключено 206 договоров с поставщиками на поставку продовольственных товаров и алкогольной продукции в розничную торговую сеть "Евроторг".
Таким образом, ООО "Евроторг-Запад" является хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети.
В соответствии со статьёй 421 ГК РФ, юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно требованиям части 1 статьи 422 ГК РФ: "договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения".
Одной из основных целью Закона о торговле, является обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия.
Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле: "Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации".
В соответствии с положениями Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 2 статьи 3 указанного Закона, подлежат изъятию, уничтожению или утилизации (статьи 24 и 25 Закона N 29-ФЗ).
В пункте 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ указано, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в частности, не имеют сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В соответствии с пунктом 12 технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68 "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции"): "Не допускается обращение на рынке государств-членов продуктов убоя и мясной продукции, не соответствующих требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, в том числе продуктов убоя и мясной продукции с истекшим сроком годности".
Следовательно, ни один из вышеназванных нормативных документов не предусматривает возможность возврата торговым предприятием поставщикам мясопродуктов и колбасных изделий в связи с истечением срока годности продукции.
При проведении сравнительного анализа договоров поставки в торговую сеть "Евроторг", заключенных ООО "Евроторг - Запад" с разными поставщиками одной группы товаров - продукции мясной промышленности (мясопродуктов и колбасных изделий), были выявлены различные условия поставки, предоставляемые поставщикам:
1. Договор поставки N 11 от 01.01.2014, заключенный ООО "Евроторг-Запад" (Покупатель) с индивидуальным предпринимателем <_> (Поставщик).
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 договора, платежи за поставленный товар производятся Покупателем на условиях отсрочки платежа 21 день с момента поставки.
Согласно пункту 1 Дополнительного соглашения N 1 от 15.06.2015 к указанному договору, в целях увеличения продаж Поставщик ежемесячно предоставляет Покупателю вознаграждение в размере 6% от стоимости закупленной у Поставщика колбасной продукции, при условии достижения общего объема закупок равного 10 000 руб. за месяц и при условии возврата просроченной или поврежденной колбасной продукции не более 10% от объема продаж. Следует отметить, что возврат просроченной или поврежденной колбасной продукции в данном случае подразумевает продукцию, срок годности которой истёк или повреждение которой произошло в период реализации продукции в торговой сети, т.е. после перехода в собственность Покупателя. Условия возврата товара с истёкшим
сроком реализации либо повреждённого, выявленного при приёмке товара, предусмотрены статьёй 4 договора.
Таким образом, включенные в договор поставки условия: о возврате просроченной или поврежденной колбасной продукции не более 10% от объёма продаж, что предполагает условие возврата ООО "Евроторг-Запад" поставщику продукции с истекшим сроком годности и поврежденной в период реализации продукции в торговой сети; о выплате вознаграждения в размере 6% от стоимости закупок равной всего 10 000 руб.; об отсрочке платежа в 21 день с момента поставки, без указания, в каких днях следует считать исчисление - в банковских, рабочих либо календарных, как указано в условиях других договоров поставки, может привести к увеличению сроков оплаты за поставленную продукцию, тем самым ставят индивидуального предпринимателя <> в неравное положение по сравнению с другими поставщиками одноименной продукции.
2. Договор поставки N 0114/115115 от 01.01.2014, заключенный ООО "Евроторг-Запад" (Покупатель) с индивидуальным предпринимателем <> (Поставщик).
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 договора, платежи за поставленный товар производятся Покупателем на условиях отсрочки платежа 15 (пятнадцать) банковских дней день с момента поставки. Выплата вознаграждения от стоимости закупленной у Поставщика колбасной продукции и условия возврата просроченной или поврежденной колбасной продукции в период реализации в торговой сети, условиями договора не предусмотрены.
3. Договор поставки N 270 от 03.03.2014, заключенный ООО "Евроторг-Запад" (Покупатель) с ОАО "Великолукский мясокомбинат" (Поставщик).
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 договора, платежи за поставленный товар производятся Покупателем на условиях отсрочки платежа 14 рабочих дней с момента поставки. Выплата вознаграждения от стоимости закупленной у Поставщика колбасной продукции и условия возврата просроченной или поврежденной колбасной продукции в период реализации в торговой сети, условиями договора не предусмотрены.
4. Договор поставки N 155 от 14.06.2013, заключенный ООО "Евроторг-Запад" (Покупатель) с ОАО "Брянский мясокомбинат" (Поставщик).
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 договора, платежи за поставленный товар производятся Покупателем на условиях отсрочки платежа 10 банковских дней с момента поставки. Выплата вознаграждения от стоимости закупленной у Поставщика колбасной продукции и условия возврата просроченной или поврежденной колбасной продукции в период реализации в торговой сети, условиями договора не предусмотрены.
Индивидуальный предприниматель <> письмом от 26.11.2015, в ответ на запрос Смоленского УФАС России от 24.11.2015 исх. N 3499/05 сообщил, что объём продукции, поставленной предприятием индивидуального предпринимателя <> в торговую сеть "Евроторг" (ООО "Евроторг-Запад") за период с 01.06.2015 по 31.10.2015 составил 7 361 254,58 рублей. Объем продукции, возврат которой в результате истечения 70% от общего срока годности произвело ООО "Евроторг-Запад" предприятию индивидуального предпринимателя <> в указанный период, составил 664 021,10 рублей.
Таким образом, возврат продукции в результате истечения 70% от общего срока годности за период с 01.06.2015 по 31.10.2015, составил 9% от общего объёма закупок за указанный период.
ООО "Евроторг-Запад" письмом от 10.12.2015 исх. N 1140, в ответ на указанное Определение Смоленского УФАС России, сообщило, что за период с 01.01.2015 по 10.12.2015 ООО "Евроторг-Запад" у индивидуального предпринимателя <> было закуплено мясопродуктов и колбасных изделий на сумму 15 256 872,08 руб., объём возврата некачественного товара составил 1 457 572,52 рублей. Общая сумма вознаграждений, выплаченных индивидуальным предпринимателем <> за указанный период, составила 275 919,35 рублей.
Таким образом, возврат мясопродуктов и колбасных изделий от общего объёма закупки ООО "Евроторг-Запад", индивидуальному предпринимателю <> за период с 01.01.2015 по 10.12.2015 составил 9,6%. Размер вознаграждений, выплаченных индивидуальным предпринимателем <> ООО "Евроторг-Запад" за указанный период составил 1,8% от общего объёма закупки и 2% от объёма закупки за минусом возврата продукции.
На рассмотрении дела N 05-09/04-15/Т представитель ООО "Евроторг-Запад"
<> пояснила, что предоставляемая индивидуальному предпринимателю <> отсрочка в 21 день по факту соответствует 15 банковским дням. Однако, чтобы не было неясностей, в договоре необходимо конкретизировать в каких днях идёт исчисление. Условия договора поставки N 11 от 01.01.2014, заключенного ООО "Евроторг-Запад" с индивидуальным предпринимателем <> необходимо привести в соответствие с требованиями Закона о торговле и в настоящее время ООО "Евроторг-Запад" разрабатываются новые типовые формы договоров.
Комиссия Смоленского УФАС России, рассмотрев все материалы дела, выслушав представителя Ответчика, установила следующее.
Наличие в договоре поставки от 01.01.2014 N 11, заключенного ООО "Евроторг-Запад" с индивидуальным предпринимателем <> условий о выплате ежемесячного вознаграждения в размере 6% при условии общего объема закупок на 10 000 руб. за месяц и при условии возврата просроченной или поврежденной колбасной продукции не более 10% от объема продаж (Дополнительное соглашение N 1 от 15.06.2015 к указанному договору), создаёт для индивидуального предпринимателя <> невыгодные и худшие для него условия по сравнению с другими поставщиками мясопродуктов и колбасных изделий; ставит его в неравное положение с другими поставщиками, но при этом, в целях сбыта продукции предприятия, индивидуальный предприниматель <> вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для него условиях.
Учитывая вышеизложенное, в действиях и ООО "Евроторг-Запад" усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 и подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле в части создания индивидуальному предпринимателю <> дискриминационных условий, по сравнению с условиями иных поставщиков, при поставке в торговую сеть "Евроторг" мясопродуктов и колбасных изделий, путём включения в условия договора поставки от 01.01.2014 N 11 ежемесячной выплаты вознаграждения в размере 6% при закупке равной 10 000 руб. и при условии возврата просроченной или поврежденной колбасной продукции не более 10% от объема продаж, а также в части навязывания невыгодных условий о возврате не проданной по истечении определенного срока и повреждённой колбасной продукции.
Доказательств, свидетельствующих об устранении нарушения антимонопольного законодательства ООО "Евроторг-Запад" до рассмотрения дела по существу, Комиссии Смоленского УФАС России не представлено.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия общества с ограниченной ответственностью "Евроторг-Запад" (местонахождение: 214031, г. Смоленск, ул. 25 Сентября, д. 30 В) нарушившими требования пункта 1 части 1 и подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в части создания индивидуальному предпринимателю <> дискриминационных условий, по сравнению с условиями иных поставщиков, при поставке в торговую сеть "Евроторг" мясопродуктов и колбасных изделий, путём включения в условия договора поставки от 01.01.2014 N 11 ежемесячной выплаты вознаграждения в размере 6% при закупке равной 10 000 руб. и при условии возврата просроченной или поврежденной колбасной продукции не более 10% от объема продаж, а также в части навязывания невыгодных условий о возврате не проданной по истечении определенного срока и повреждённой колбасной продукции.
2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Евроторг-Запад" (местонахождение: 214031, г. Смоленск, ул. 25 Сентября, д. 30 В) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 16 декабря 2015 г. N 05-09/04-15/Т
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016