Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
от 29 декабря 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена "15" декабря 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "29" декабря 2015 г.
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
"_"
рассмотрев дело N А-14/59 2015 по признакам нарушения ООО "Росгосстрах" в лице филиала в Амурской области части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), выраженного в нарушении антимонопольного законодательства путем занижения размера страховой премии по результатам участия в запросе котировок на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств ФКУ "ГБ МСЭ по Амурской области" Минтруда России, объявленном управлением государственного заказа Амурской области (извещение 0823100000315000056), установила:
В Амурское УФАС России поступила жалоба САОА "ВСК" на действия ООО "Росгосстрах" по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции", выраженные в занижении размера страховой премии по результатам участия в запросе котировок на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, объявленном управлением государственного заказа Амурской области (извещение 0823100000315000056).
Приказом Амурского УФАС России от 16.11.2015 N 216 в отношении ООО "Росгосстрах" в лице филиала в Амурской области возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции" и в соответствии с требованиями части 3 статьи 40 Закона "О защите конкуренции" создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Определением от 20.11.2015 рассмотрение дела назначено на 18.12.2015 в 10 час. 00 мин.
На заседание Комиссии 18.12.2015 явились: представители филиала ООО "Росгосстрах" в Амурской области - "_", представители ФКУ "ГБ МСЭ по Амурской области" Минтруда России - "_". САО "ВСК" явку своего представителя не обеспечило, уведомлено надлежащим образом.
Представитель ответчика на заседании Комиссии Амурского УФАС России сообщил, что при расчете страховой премии ОАО "Росгосстрах" производил расчет в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так же представитель пояснил, что понижающие и повышающие коэффициенты "Бонус-Малус" ООО "Росгосстрах" брало на основании данных из РСА и на основании данных ФКУ "ГБ МСЭ по Амурской области" Минтруда России. В связи с этим применялись вышеуказанные коэффициенты в соответствии с предыдущим годом. По 13 машинам были применены понижающий или повышающие коэффициенты, по 14 машине был применен коэффициент единица.
Представитель заинтересованного лица на заседании Комиссии Амурского УФАС России сообщил, что при рассмотрении котировочных заявок котировочная комиссия приняла наименьшее предложение, цена обоснована из постановления расчетным методом, все компания были уведомлены о том, что все транспортные средства были застрахованы ранее.
Рассмотрев материалы, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
22.09.2015 уполномоченным органом - управлением государственного заказа Амурской области на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Заказчик - ФКУ "ГБ МСЭ по Амурской области" Минтруда России.
Вскрытие конвертов состоялось 02.10.2015. В запросе котировок участвовали: страховое акционерное общество "ВСК", акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности", филиал ООО "Росгосстрах" в Амурской области, публичное акционерное общество "Страховое "ХОСКА".
02.10.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликован протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок. Победителем признан филиал ООО "Росгосстрах" в Амурской области с предложением цены контракта 99526,66 рублей.
Предметом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих Заказчику, в количестве 14 единицы.
Перечень транспортных средств и информация, на основании которой осуществляется расчет суммы страхования, указаны в документации запроса котировок.
Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" (далее - Постановление от 08.12.2005 N 739).
Из пункта 6 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" следует, что установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
В ходе проведения торгов ООО "Росгосстрах" предложена цена контракта, которая, исходя из доводов заявителя жалобы, не соответствует требованиям установленным Постановлением от 08.12.2005 N 739, так как установлена в размере ниже минимального предела, установленного законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Доводы жалобы ОАО "ВСК" подтверждены представленной ООО "Росгосстрах" информацией. Согласно представленному обществом расчету страховой премии ООО "Росгосстрах" в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 занижены коэффициенты страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров ОСАГО. В частности, ООО "Росгосстрах" в расчете страховой премии по транспортным средствам:
Tоyota Town Ace NoAH применен КБМ 0,6 вместо возможного 0,65;
Nissan RNessa применен КБМ 0,6 вместо возможного 0,65;
Fiat Ducato В003КТ применен КБМ 0,8 вместо возможного 0,85;
Fiat Ducato В006КТ применен КБМ 0,8 вместо возможного 0,85;
Fiat Ducato В004КТ применен КБМ 0,8 вместо возможного 0,85;
Fiat Ducato В002КТ применен КБМ 0,8 вместо возможного 0,85;
UAZ Patriot применен КБМ 0,6 вместо возможного 0,85;
Tоyota Town Ace NoAH применен КБМ 0,75 вместо возможного 0,8;
Tоyota Town Ace NoAH применен КБМ 0,65 вместо возможного 0,70;
ГАЗ -2217 применен КБМ 0,95 вместо возможного 1;
ГАЗ -2217 применен КБМ 0,95 вместо возможного 1;
HONDA STEP WGN применен КБМ 0,6 вместо возможного 0,65.
Такие действия ООО "Росгосстрах" повлекли занижение страховой премии, вследствие чего, общество признано победителем, как лицо, предложившее наименьшую цену.
Довод ООО "Росгосстрах" о том, что при оформлении договоров ОСАГО была допущена техническая ошибка и при расчете страховой премии, указанная ошибка на окончательную цену государственного контракта не повлияла, Комиссия считает несостоятельным, поскольку обществом не представлено доказательств, подтверждающих вышеуказанный довод.
Не основанным на нормах действующего законодательства Комиссия считает довод ООО "Росгосстрах" о правомерности действий общества по применению коэффициентов "Бонус-Малус" в соответствии с предыдущим годом на основании данных из РСА и ФКУ "ГБ МСЭ по Амурской области" Минтруда России, по следующим основаниям.
Постановлением от 08.12.2005 N 739 предусмотрено, что коэффициент КБМ применяется в случае заключения, изменения или продления договора обязательного страхования со сроком действия 1 год. При заключении договора ОСАГО собственнику транспортного средства присваивается класс в зависимости от количества произведенных страховщиком страховых выплат при наступлении страховых случаев. Если по транспортному средству отсутствуют страховые выплаты в период действия предыдущих договоров обязательного страхования, в каждый последующий период страхования применяется понижающий коэффициент КБМ с присвоением более высокого класса согласно таблице пункта 3 названного постановления. Согласно пункту 6 статьи 9 Закона "Об ОСАГО" страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
В связи с этим, Комиссия считает действия филиала ООО "Росгосстрах" в Амурской области по расчету страховой премии исходя из коэффициентов КБМ в зависимости от предыдущего года на основании данных из РСА и ФКУ "ГБ МСЭ по Амурской области" Минтруда России не основанными на нормах действующего законодательства.
Действия ООО "Росгосстрах" по применению коэффициентов "Бонус-Малус", не основанных на информации, содержащейся в аукционной документации, повлекли занижение страховой премии, вследствие чего, общество признано победителем, как лицо, предложившее наименьшую цену.
Частью 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции" введен запрет на недобросовестную конкуренцию.
Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Росгосстрах" в лице филиала в Амурской области, выраженных в занижении размера страховой премии по результатам участия в запросе котировок на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, объявленном управлением государственного заказа Амурской области на сайте www.zakupki.gov.ru (извещение N 0823100000315000056), нарушения части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции".
Так же Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства, поскольку, как следует из материалов дела, государственный контракт N 0823100000315000056 - 0451582-01 заключённый между ФКУ "ГБ МСЭ по Амурской области" Минтруда России и ООО "Рогосстрах" исполнен 03.12.2015, так как ООО "Рогосстрах" выполнил свои обязательства.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Амурского УФАС России решила:
Признать действия ООО "Росгосстрах" в лице филиала в Амурской области, выраженные в занижении размера страховой премии по результатам участия в запросе котировок на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств ФКУ "ГБ МСЭ по Амурской области" Минтруда России, нарушающими часть 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции".
Предписания ООО "Росгосстрах" не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 29 декабря 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016