Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 12859/03-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:
<>
в присутствии
- от ООО ЧОО "Фрегат":
- от закупочной комиссии:
рассмотрев дело N 12 859/03-2015, возбужденное по жалобе ООО ЧОО "Фрегат" (далее - заявитель) на действия закупочной комиссии (заказчик - ОАО "Ульяновскэнерго") при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного отбора N 31502982780 на право заключения договора (договоров) на оказание услуг по охране объектов для нужд ОАО "Ульяновскэнерго" на 2016 год (дата подведения итогов - 16.12.2015 г.) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Вх. N 8844 от 21.12.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО ЧОО "Фрегат" на действия закупочной комиссии при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного отбора N 31502982780.
Содержание жалобы ООО ЧОО "Фрегат" составляет указание на следующее.
По мнению заявителя, заказчик необоснованно признал заявку ООО ЧОО "Фрегат" несоответствующей требованиям документации на основании отсутствия вооружённой физической охраны, поскольку конкурсная документация не содержала данного требования. Кроме того, заявитель ссылается на подпункт 1.1 пункта 1 проекта контракта на оказание охранных услуг, где заказчик установил, что принимает услуги в виде невооруженной физической охраны имущества заказчика, использует в целях охраны технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной и телефонной связи.
Представители ООО ЧОО "Фрегат" на заседании Комиссии 29.12.2015 г. поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Представитель заказчика и члены закупочной комиссии на заседании Комиссии 29.12.2015 г. с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, пояснили, что в извещении о проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного отбора N 31502982780 и документации содержится противоречие, вместе с тем у заказчика имеется потребность в получении услуг именно по вооружённой физической охране в связи с чем и была отклонена заявка ООО ЧОО "Фрегат".
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 10:30 30.12.2015 г. для документального анализа материалов по делу.
Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО ЧОО "Фрегат" обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
На официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru и www.ulenergo.ru 20.11.2015 г. были опубликованы извещение и документация о проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного отбора N 31502982780 на право заключения договора (договоров) на оказание услуг по охране объектов для нужд ОАО "Ульяновскэнерго" на 2016 год (дата подведения итогов - 16.12.2015 г.).
11.12.2015 г. был опубликован протокол вскрытия конвертов N 19/0023 от 11.12.2015 г., согласно которому на участие в указанном открытом одноэтапном конкурсе было подано 11 заявок.
18.12.2015 г. был опубликован протокол оценки конкурсных заявок N 19/0023 от 16.12.2015 г. согласно которому заявки на участие в конкурсе ООО "ЧОО "Арисс", ООО ЧОО "Фрегат", ООО "Центр комплексной безопасности "Защита" были отклонены, как не отвечающие условиям конкурса, победителями открытого конкурса были признаны: ООО ЧОО "Армада" по лотам N 1,3,4,6-9,11; ООО "ЧОП "Заслон" по лотам N 2,13; ООО "ЧОП "Филин-С" по лоту N 5; ООО ЧОО "Редуть" по лоту N 10; ООО ЧОО "Стрелец +" по лоту N 12, по лоту N 14 открытый конкурс признан несостоявшимся.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Протоколом совета директоров ОАО "Ульяновскэнерго" N 11 от 30.03.2012 г. было утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Ульяновскэнерго" (далее - Положение о закупках).
Согласно подпунктам "b" и "е" пункта 8.2.1.2 Положения о закупке извещение о проведении конкурса должно содержать предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объёма выполняемых работ, оказываемых услуг и важнейшие требования к участнику конкурса.
Пункт 8.2.2.1 и подпункт "a" пункта 8.2.2.2 Положения о закупке предусматривает, что конкурсная документация должна содержать информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы участники могли принять решение об участии в конкурсе, подготовить и подать заявки таким образом, чтобы организатор конкурса мог оценить их по существу и выбрать наилучшее предложение и общие сведения о конкурсе и его целях, основании его проведения.
В соответствии с пунктом 8.2.2 Положения о закупке конкурсная документация дополняет, уточняет и разъясняет извещение о проведении конкурса. Конкурсная документация должна содержать все требования и условия конкурса, а также подробное описание всех его процедур; извещение о проведении конкурса является неотъемлемой частью конкурсной документации. Сведения, содержащиеся в извещении о проведении конкурса, должны соответствовать сведениям, содержащимся в конкурсной документации.
Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 4 Закона о закупках.
20.11.2015 г. на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru и www.ulenergo.ru были опубликованы извещение и документация о проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного отбора N 31502982780 на право заключения договора (договоров) на оказание услуг по охране объектов для нужд ОАО "Ульяновскэнерго" на 2016 год.
Согласно пункту 2 извещения о проведении открытого конкурса заказчику необходимы, в том числе, услуги в виде вооруженной физической охраны.
При этом, пункты 2.1.1 и 2.2.1 конкурсной документации предусматривает оказание услуг физической охраны объектов, без указания на необходимость предоставления услуг вооруженной охраны.
Таким образом, предмет закупки установленный извещением противоречит предмету закупки, указанному в конкурсной документации, что является нарушением части 8 статьи 4 Закона о закупках.
Подпункт "b" пункта 8.2.2.2 Положения о закупке предусматривает, что конкурсная документация должна содержать требования к участникам конкурса и перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 2.1.1 конкурсной документации заказчику необходимо получение услуг по физической охране объектов и охране объектов через ПЦО.
Пункт 2.2.1 конкурсной документации предусматривает, что услуги по физической охране должны соответствовать следующим обязательным требованиям:
- наличие групп быстрого реагирования;
- обеспечение правопорядка на охраняемой территории;
- охрана жизни и здоровья сотрудников заказчика;
- обеспечение контрольно- пропускного режима;
- охрана периметра объекта;
- охрана товарно-материальных ценностей на объекте;
- охрана отдельных помещений, складов;
- реагирование на тревожные вызовы;
- несение материальной ответственности за сохранность товарно-материальных ценностей заказчика.
Раздел 4.5 конкурсной документации содержит требования к участникам конкурса и к документам, подтверждающим соответствие участника установленным требованиям.
Пункт 4.5.1.1 конкурсной документации предусматривает, что участвовать в конкурсе может любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Однако чтобы претендовать на победу в конкурсе и получение права заключить с заказчиком договор, участник конкурса должен отвечать следующим требованиям:
a) участник конкурса должен обладать необходимыми профессиональными знаниями и опытом, иметь ресурсные возможности (финансовые, материально-технические, информационные, трудовые), управленческой компетентностью, опытом и репутацией, опытом выполнения аналогичных договоров не менее 3 (трёх) лет;
b) участник конкурса должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения Договора (должен быть зарегистрирован в установленном порядке и иметь соответствующие действующие лицензии на выполнение видов деятельности в рамках Договора);
c) участник конкурса не должен являться неплатежеспособным или банкротом, находится в процессе ликвидации, на имущество Участника конкурса в части, существенной для исполнения договора, не должен быть наложен арест, экономическая деятельность Участника конкурса не должна быть приостановлена;
d) члены объединений, являющихся коллективными участниками закупок, должны иметь соглашение между собой (иной документ), соответствующее нормам Гражданского кодекса РФ, в котором определены права и обязанности сторон и установлен лидер коллективного участника. В соглашении должна быть установлена солидарная ответственность по обязательствам, связанным с участием в закупках, заключением и последующем исполнением договора.
e) сведения об Участнике конкурса должны отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Пункт 4.5.2.1 предусматривает, что участник конкурса должен включить в состав конкурсной заявки следующие документы, подтверждающие его соответствие вышеуказанным требованиям:
a) заверенную участником копию свидетельства о внесении записи об Участнике конкурса в Единый государственный реестр юридических лиц;
b) бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках за последний отчётный период;
c) заверенную участником копию свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе;
d) заверенную участником копию сертификата страхования профессиональной деятельности (при наличии);
e) заверенную участником копию устава в действующей редакции;
f) заверенные участником копии документов (приказов, протоколов собрания учредителей о назначении руководителя и т.д.), подтверждающие полномочия лица, подписавшего Конкурсную заявку, а также его право на заключение соответствующего договора по результатам конкурса. Если конкурсная заявка подписывается по доверенности, предоставляется оригинал или копия доверенности, заверенная участником и вышеуказанные документы на лицо, выдавшее доверенность;
g) заверенные участником копии действующих лицензий на виды деятельности, связанные с выполнением договора, вместе с приложениями, описывающими конкретные виды деятельности, на которые у Участника конкурса есть лицензия;
h) анкету по установленной в настоящей Конкурсной документации форме - Анкета участника конкурса (форма 4 приложения к конкурсной документации);
i) оригинал справки о выполнении аналогичных по характеру и объему работ договоров по установленной в настоящей конкурсной документации форме - справка о перечне и годовых объемах выполнения аналогичных договоров (форма 5 приложения к конкурсной документации);
j) оригинал справки о материально-технических ресурсах, которые будут использованы в рамках выполнения договора по установленной в настоящей Конкурсной документации форме - Справка о материально-технических ресурсах (форма 6 приложения к конкурсной документации);
k) оригинал справки о кадровых ресурсах, которые будут привлечены в ходе выполнения Договора, по установленной в настоящей Конкурсной документации форме - Справка о кадровых ресурсах (форма 7 приложения к конкурсной документации);
l) оригинал информационного письма о наличии у Участника конкурса связей, носящих характер аффилированности с сотрудниками заказчика по установленной в настоящей конкурсной документации форме - Информационное письмо о наличии у участника конкурса связей, носящих характер аффилированности с сотрудниками заказчика (форма 8 приложения к конкурсной документации)
m) иные документы, которые по мнению Участника конкурса подтверждают его соответствие установленным требованиям, с соответствующими комментариями, разъясняющими цель предоставления этих документов.
Согласно подпунктам "b" и "f" пункта 8.2.8.4 Положения о закупках в рамках отборочной стадии (в случае, если предварительный квалификационный отбор не проводился) закупочная комиссия проводит проверку участника конкурса на соответствие требованиям конкурса и отклонение конкурсных заявок, которые, по мнению членов конкурсной комиссии не соответствуют требованиям конкурса по существу.
Аналогичные положения изложены в разделе 4.8 конкурсной документации.
В соответствии с протоколом оценки конкурсных заявок N 19/0023 от 16.12.2015 г. заявка на участие в конкурсе ООО ЧОО "Фрегат" была отклонена, как не отвечающая условиям конкурса, а именно в связи с отсутствие вооруженной физической охраны.
Вместе с тем, возможность предоставления услуг вооруженной физической охраны не была установлена в конкурсной документации как требование к оказываемым услугам (пункт 2.2.1 конкурсной документации) или как требование к участникам закупки (пункт 4.5.1.1 конкурсной документации).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Таким образом, закупочной комиссией допущено нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в предъявлении к участнику закупки требований, не установленных конкурсной документацией.
Учитывая изложенное, жалоба ООО ЧОО "Фрегат" является обоснованной.
Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Фрегат" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 8 статьи 4 Закона о закупках.
3. Признать в действиях закупочной комиссии нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках.
4. Обязать заказчика, закупочную комиссию устранить допущенные нарушения части 8 статьи 4, части 6 статьи 3 Закона о закупках путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, возврата заявок на участие в конкурсе, внесения изменений в извещение и документацию о проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного отбора N 31502982780, на что выдать предписание.
<>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 14
30.12.2015 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:
<>
на основании своего решения от 30.12.2015 г. по делу N 12 859/03-2015, возбужденному по жалобе ООО ЧОО "Фрегат" (далее - заявитель) на действия закупочной комиссии (заказчик - ОАО "Ульяновскэнерго") при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного отбора N 31502982780 на право заключения договора (договоров) на оказание услуг по охране объектов для нужд ОАО "Ульяновскэнерго" на 2016 год (дата подведения итогов - 16.12.2015 г.) в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а также ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), предписывает:
ОАО "Ульяновскэнерго", закупочной комиссии в срок до 20.01.2016 г. устранить нарушения части 8 статьи 4, части 6 статьи 3 Закона о закупках путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, возврата заявок на участие в конкурсе, внесения изменений в извещение и документацию о проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного отбора N 31502982780.
В срок до 22.01.2016 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.
<>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 12859/03-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016