Резолютивная часть решения оглашена 21.12.2015 г.
Полный текст решения изготовлен 29.12.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председатель Комиссии - (_); члены Комиссии: (_), (_),
в отсутствие представителя службы архитектуры Иркутской области, представителя администрации МО города Бодайбо и района, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев дело N 485, возбужденное по признакам нарушения МО города Бодайбо и района ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 г., установила:
Приказом N 485 от 23.11.2015 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по заявлению службы архитектуры Иркутской области в отношении администрации МО города Бодайбо и района (далее - Администрация) возбуждено дело N 485, по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), в связи с бездействием - не согласованием схемы размещения рекламных конструкций на территории МО города Бодайбо и района в службе архитектуры Иркутской области до 01.01.2014 г., что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Определением N 2051 от 23.11.2015 г. дело N 485 назначено к рассмотрению на 21.12.2015 г. в 17 ч. 00 мин.
В соответствии с доводами, изложенными в заявлении службы архитектуры Иркутской области (далее - Служба), в соответствии со ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе") органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций (далее - Схемы) на земельных участках независимо от форм собственности, а так же на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схемы и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Иркутской области от 12.09.2013 г. N 352-пп (в ред. от 26.06.2014 г. N 294-пп) утверждено Положение о порядке предварительного согласования схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений муниципальных образований Иркутской области, в соответствии с которым служба архитектуры Иркутской области (далее - Служба) предварительно согласовывает Схемы.
На момент подачи Службой данного заявления в Иркутское УФАС России, в том числе, МО города Бодайбо и района не утвердило Схему.
Служба неоднократно обращалась в адрес МО города Бодайбо и района по вопросу разработки и утверждения Схемы, однако до момента подачи Службой данного заявления в Иркутское УФАС России на предварительное согласование Схемы не поступили, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении вопроса местного значения муниципального района, установленного Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании вышеизложенного, Служба просит о рассмотрении вопроса о возможности проведения проверки по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о рекламе органом местного самоуправления муниципального района.
Из письменных пояснений Службы от 07.12.2015 г. следует, что на момент подачи настоящих письменных пояснений Службой в Иркутское УФАС России, в Службе предварительно согласована схема размещения рекламных конструкций на территории МО города Бодайбо и района.
До рассмотрения дела по существу от ответчика - администрации МО города Бодайбо и района поступили письменные пояснения от 14.12.2015 г., согласно которых администрация МО города Бодайбо и района сопроводительным письмом от 23.12.2013 г. N 4286 направила в службу архитектуры Иркутской области разработанную Схему для предварительного согласования. Письмом от 17.01.2014 г. N 82-37-69/14 служба архитектуры Иркутской области отказала в предварительном согласовании Схемы на основании пп.1,3 п.9 Положения о порядке предварительного согласования, рекомендовав ее доработать и привести в соответствие с требованиями к оформлению схем размещения рекламных конструкций, утвержденных приказом службы архитектуры Иркутской области от 15.11.2013 г. N 254-спр.
Основная проблема для подготовки Схемы заключалась в сжатых сроках подготовки, отсутствием квалифицированных специалистов, которые могли бы подготовить Схему в соответствии с требованиями, установленными Положением. Стоимость разработки Схемы в 2014 году по коммерческому предложению ООО "АРТ ГРУПП" составляла 100 000, 00 рублей. В связи с дефицитом бюджета МО города Бодайбо и района предусмотреть средства на разработку Схемы не представлялось возможным.
Администрация города Бодайбо и района собственными силами осуществила разработку Схемы и направила ее в адрес службы архитектуры Иркутской области для предварительного согласования.
Письмом службы архитектуры Иркутской области от 30.09.2015 г. N 82-37-1179/15 Схема была согласована и утверждена постановлением администрации г.Бодайбо и района от 30.09.2015 г. N 187-пп "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования города Бодайбо и района.
Администрация города Бодайбо и района сообщает, что заявлений на установку рекламных конструкций на данный момент не поступало.
Кроме того, в соответствии с п.18 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 г. N 2 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно п.6 ст. 24.5 КоАП РФ, одним из обязательств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с п.13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных ст. 4.5. КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
В п.14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотрена нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, наступает течь с момента наступления указанного срока.
На основании ч.1 ст. 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Ввиду отсутствия авиабилетов маршрутом Бодайбо-Иркутск администрация города Бодайбо и района просит Комиссию Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области рассмотреть по существу дело от 23.11.2015 г. N 485, назначенное к рассмотрению на 21.12.2015 г. на 17-00 часов, в отсутствие представителя администрации города Бодайбо и района.
Изучив материалы дела, объяснения ответчика, жалобу заявителя, Комиссия УФАС по Иркутской области пришла к следующим выводам.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступила жалоба службы архитектуры Иркутской области от 25.08.2015 г. вхд. N 9597 на не соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе органом местного самоуправления муниципального образования города Бодайбо и района.
Администрация города Бодайбо и района сопроводительным письмом от 23.12.2013 г. N 4286 направила в службу архитектуры Иркутской области разработанную Схему для предварительного согласования. Письмом от 17.01.2014 г. N 82-37-69/14 служба архитектуры Иркутской области отказала в предварительном согласовании Схемы на основании пп.1,3 п.9 Положения о порядке предварительного согласования, рекомендовав ее доработать и привести в соответствие с требованиями к оформлению схем размещения рекламных конструкций, утвержденных приказом службы архитектуры Иркутской области от 15.11.2013 г. N 254-спр.
Согласно письма администрации города Бодайбо и района от 19.10.2015 г., вх.11691, и ее письменных пояснений от 15.12.2015 г., вх.14228, служба архитектуры Иркутской области письмом от 30.09.2015 г. N 82-37-1179/15, предварительно согласовала схему размещения рекламных конструкций на территории МО города Бодайбо и района; исполняющий обязанности мэра города Бодайбо и района И.А. Крицкий вынес Постановление от 30.09.2015 г. N 187-пп "Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования г.Бодайбо и района"
В соответствии с п.2 ст. 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 07.05.2013 г. N 98-ФЗ, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2014 года органы местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном ч.5.8 ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (в редакции настоящего Федерального закона).
Согласно ч.5.8 ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", в редакции настоящего Федерального закона от 07.05.2013 г. N 98-ФЗ, органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, бездействие администрации муниципального образования города Бодайбо и района, связанное с не согласованием схемы размещения рекламных конструкций в службе архитектуры Иркутской области до 01.01.2014 г., нарушает ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", что приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Что касается доводов ответчика о том, что для привлечения администрации МО города Бодайбо и района к административной ответственности истекли сроки давности, Комиссия Иркутского УФАС России пришла к следующим выводам.
Сроки давности привлечения администрации МО города Бодайбо и района к административной ответственности не могут являться предметом рассмотрения антимонопольного законодательства, поскольку предусмотрены административным законодательством.
Кроме того, исходя из п.1 и п.6 ст. 4.5 КоАП, срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, составляет один год, и начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, у Комиссии Иркутского УФАС России отсутствуют правовые основания для выдачи предписания о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции, поскольку администрация МО города Бодайбо и района, до возбуждения настоящего дела N 485 от 23.11.2015 г., устранила нарушения ч.1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, связанные с бездействием - не согласованием схемы размещения рекламных конструкций на территории МО города Бодайбо и района в службе архитектуры Иркутской области до 01.01.2014 г.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия. решила:
1. Признать администрацию МО города Бодайбо и района нарушившей ч.1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), в связи с бездействием - не согласованием схемы размещения рекламных конструкций на территории МО города Бодайбо и района в службе архитектуры Иркутской области до 01.01.2014 г.
2. Предписание о совершении действий направленных на обеспечении конкуренции не выдавать.
3. Копию решения направить ответчику, заявителю.
Председатель Комиссии (_)
Члены Комиссии (_)
(_)
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 680 (опубликовано 11 января 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016