Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
от 30 декабря 2015 г. N 169
Резолютивная часть решения оглашена "30" декабря 2015
В полном объеме решение изготовлено "30" декабря 2015
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии
Сешенов А.А. руководитель
Члены Комиссии:
Гребенщиков М.А. старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
Талинская А.С. государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
в присутствии:
от заявителя: ОАО "ЛИТОП" - представитель <_>
от ответчика: ООО "Городская энергосбытовая компания" - <_>
рассмотрев дело N 169 по признакам нарушения ООО "Городская энергосбытовая компания" (398024, г. Липецк, пр. Победы, д. 87а) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В адрес Липецкого УФАС России поступило заявление от ОАО "ЛИТОП" по вопросу навязывания ООО "Городская энергосбытовая компания" (далее - ООО "ГЭСК") невыгодных условий при заключении дополнительного соглашения к договору N 10889 от 01.01.2007 в отношении объекта: встроенное нежилое помещение N 1, расположенное по адресу: г. Липецк, ул. Краснозаводская, д. 4.
С целью объективного и всестороннего рассмотрения данного заявления Липецким УФАС России была получена необходимая информация и документы, в результате анализа которых установлено следующее.
ОАО "ЛИТОП" является собственником встроенного нежилого помещения N 1, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Краснозаводская, д. 4 (далее - нежилое помещение), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.10.2005.
01.01.2015 между ОАО "ЛИТОП" (арендодатель) и ООО "Звездочка-К" (арендатор) заключен договор N 1, в соответствии с которым нежилое помещение передано в аренду ООО "Звездочка-К".
21.08.2015 между ОАО "ЛИТОП" и ООО "Звездочка-К" подписано соглашение о расторжении договора N 1 от 01.01.2015 с 21.08.2015, при этом арендатор обязуется погасить задолженность за коммунальные услуги.
В период с 01.04.2006 по 21.08.2015 между ООО "ГЭСК" и ООО "Звездочка-К" был заключен договор энергоснабжения N 11631 от 01.01.2007 на поставку электроэнергии в нежилое помещение.
В соответствии с письмами от 08.05.2015 N 4414-22, от 07.07.2015 N 6364-22 ООО "ГЭСК" направило в адрес АО "ЛГЭК" уведомления о введении ограничения в отношении ООО "Звездочка-К" в связи с наличием задолженности.
Согласно актам, составленным АО "ЛГЭК", от 14.07.2015, 03.09.2015 подача электроэнергии в отношении потребителя ООО "Звездочка-К" по ул. Краснозаводская, 4 прекращена.
В соответствии с обращением ООО "Звездочка-К" о расторжение договора энергоснабжения ООО "ГЭСК" письмом от 09.09.2015 N 3485-18-01 направило соглашение о расторжении договора энергоснабжения N 11631 от 01.01.2007 с 21.08.2015.
Также между ООО "ГЭСК" и ОАО "ЛИТОП" заключен договор энергоснабжения N 10889 от 01.01.2007, в котором отсутствует объект: нежилое помещение N 1, расположенное по адресу: г. Липецк, ул. Краснозаводская, д. 4.
03.09.2015 ОАО "ЛИТОП" (письмо N 177) обращается в ООО "ГЭСК" с просьбой заключить дополнительное соглашение к договору N 10889 от 01.01.2007 в отношении нежилого помещения.
ООО "ГЭСК" письмом N 9869-18-01 от 14.10.2015 направило в адрес ОАО "ЛИТОП" дополнительное соглашение N 7 от 07.09.2015.
Согласно п. 2 дополнительного соглашения в отношении энергопринимающих устройств по объекту: встроенное нежилое помещение N 1, расположенному по адресу: г. Липецк, ул. Краснозаводская, д. 4, сетевой организацией введено полное ограничение режима потребления электрической энергии, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем (действовавшим в его интересах лицом) обязательств по оплате электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, по предыдущему договору энергоснабжения, исполнение гарантирующим поставщиком обязательств по продаже электрической энергии (мощности) по заключенному договору энергоснабжения начинается не ранее даты и времени отмены введенного полного ограничения режима потребления в связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.
03.11.2015 ОАО "ЛИТОП" сообщило в ООО "ГЭСК" о несогласии с формулировкой п. 2 дополнительного соглашения к договору N 10889 от 01.01.2007 и просило изменить указанную формулировку и подать электрическую энергию после подписания измененного дополнительного соглашения.
ООО "ГЭСК" в письме от 24.11.2015 N 11769-18-01 сообщило ОАО "ЛИТОП", что в п. 2 дополнительного соглашения N 7 к договору N 10889 от 01.01.2007 по объекту нежилое помещение, условие об исполнении гарантирующим поставщиком обязательств по продаже электрической энергии ООО "ГЭСК" включило в соответствии с п. 46 Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
Согласно п. 46 Основных положений при заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, в отношении которых сетевой организацией введено полное ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем (действовавшим в его интересах лицом) обязательств по оплате электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, по предыдущему договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), исполнение гарантирующим поставщиком обязательств по продаже электрической энергии (мощности) по заключенному договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) начинается не ранее даты и времени отмены введенного полного ограничения режима потребления в связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.
Пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций утверждается Правительством Российской Федерации. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии.
Пунктом 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила полного и (или) частичного ограничения), установлен перечень обстоятельств, при наступлении которых вводится ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе, нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям; возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии.
ООО "Звездочка-К" является самостоятельным юридическим лицом, не ликвидировано, в связи с чем в силу положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации должно самостоятельно и надлежащим образом исполнить обязательства по договору с ООО "ГЭСК".
Из системного толкования пункта 46 Основных положений и пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения следует, что указанное ограничение режима потребления электрической энергии действует в отношении конкретного потребителя и связано в том числе с ненадлежащим исполнением им своих обязательств по договору.
В случае отчуждения объекта электроснабжения эта норма не может быть истолкована как допускающая сохранение ограничения режима потребления электрической энергии, введенного в отношении арендатора объекта электроснабжения, при заключении договора энергоснабжения с собственником такого объекта.
Иное толкование названной нормы будет означать необоснованное возложение негативных последствий ненадлежащего исполнения арендатором объекта электроснабжения своих обязательств по оплате на собственника этого объекта, не допускающего каких-либо нарушений.
Таким образом, на ОАО "ЛИТОП" не должно распространяться действие ограничения режима потребления по причине наличия задолженности ООО "Звездочка-К", поскольку ОАО "ЛИТОП" не имеет неисполненных обязательств перед ООО "ГЭСК" и не является лицом, обязанным по исполнению за ООО "Звездочка-К" по оплате электроэнергии.
ООО "ГЭСК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, приказом Липецкого УФАС России N 18 от 09.03.2007 в сфере услуг поставки электрической энергии с долей более 65% в географических границах г. Липецка, в связи с чем занимает доминирующее положение на товарном рынке.
В силу пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) не допускаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
На основании изложенного в действия ООО "ГЭСК" были установлены признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путем навязывания ОАО "ЛИТОП" невыгодных условий в дополнительном соглашении N 7 от 07.09.2015 к договору энергоснабжения N 10889 от 01.01.2007 в части включения положений о том, что в отношении энергопринимающих устройств по объекту: встроенное нежилое помещение N 1, расположенному по адресу: г. Липецк, ул. Краснозаводская, д. 4, исполнение гарантирующим поставщиком обязательств по продаже электрической энергии (мощности) по заключенному договору энергоснабжения начинается не ранее даты и времени отмены введенного полного ограничения режима потребления в связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.
В результате рассмотрения данного заявления Липецким УФАС России было вынесено предупреждение N 6304-05 от 04.12.2015 о прекращении ООО "ГЭСК" действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому гарантирующему поставщику необходимо было в срок до 17.12.2015 исключить из п. 2 дополнительного соглашения N 7 от 07.09.2015 к договору энергоснабжения N 10889 от 01.01.2007 с ОАО "ЛИТОП" положений о том, что в отношении энергопринимающих устройств по объекту: встроенное нежилое помещение N 1, расположенному по адресу: г. Липецк, ул. Краснозаводская, д. 4, исполнение гарантирующим поставщиком обязательств по продаже электрической энергии (мощности) по заключенному договору энергоснабжения начинается не ранее даты и времени отмены введенного полного ограничения режима потребления в связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.
В соответствии с ч. 5 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.
Согласно ч. 6 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
16.12.2015 в Липецкое УФАС России поступило письмо ООО "ГЭСК" N 11-1245А от 15.12.2015, в котором общество уведомило о том, что направило заявление об оспаривании предупреждения в Арбитражный суд Липецкой области.
Документов об исполнении указанного предупреждения от ООО "ГЭСК" в Липецкое УФАС России не поступало.
В соответствии ст. 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Приказом Липецкого УФАС России от 17.09.2015 N 409 в отношении ООО "ГЭСК" возбуждено дело N 169 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с определением от 17.12.2015 рассмотрение дела N 169 было назначено на 29.12.2015 в 15.00.
На заседании Комиссии Липецкого УФАС России, проходившего 29.12.2015, представитель ООО "ГЭСК" <_> заявила ходатайство о приобщении к материалам дела документов, свидетельствующих о выполнении предупреждения Липецкого УФАС России - письмо от 15.12.2015 N 12761/1-18-01, в соответствии с которым дополнительное соглашение N 7 от 15.12.2015 изложено в новой редакции.
При этом каких-либо доказательств направления или вручения ОАО "ЛИТОП" указанных документов, которые могли бы свидетельствовать о выполнении предупреждения, Комиссии Липецкого УФАС России представлено не было.
Представитель ОАО "ЛИТОП" <_> пояснил, что по состоянию на 29.12.2015 в общество не поступали документы, свидетельствующие об исполнении предупреждения.
В целях получения от ОАО "ЛИТОП" сведений о получении письма ООО "ГЭСК" от 15.12.2015 N 12761/1-18-01, а также от ООО "ГЭСК" документов, подтверждающих направление или получение ОАО "ЛИТОП" указанного письма, и иных документов, которые могли свидетельствовать об исполнении предупреждения, Комиссия Липецкого УФАС России объявила перерыв до 12 час. 00 мин. 30.12.2015.
На заседании Комиссии Липецкого УФАС России, проходившего 30.12.2015, представитель ООО "ГЭСК" <_> пояснила, что письмо от 15.12.2015 N 12761/1-18-01 было направлено посредством почтовой связи простым письмом. Документов, подтверждающих направление или вручение ОАО "ЛИТОП" указанного письма у ООО "ГЭСК" не имеется.
Представитель ОАО "ЛИТОП" <_> пояснил, что письмо ООО "ГЭСК" от 15.12.2015 N 12761/1-18-01 в общество не поступало.
Каких-либо иных документов лицами, участвующими в деле, Комиссии Липецкого УФАС России представлено не было. Также не было заявлено каких-либо ходатайств.
При таких обстоятельствах Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о том, что предупреждение Липецкого УФАС России ООО "ГЭСК" не исполнено, нарушение антимонопольного законодательство не устранено.
На основании изложенного, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу о нарушении ООО "ГЭСК" пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём навязывания ОАО "ЛИТОП" невыгодных условий в дополнительном соглашении N 7 от 07.09.2015 к договору энергоснабжения N 10889 от 01.01.2007 в части включения положений о том, что в отношении энергопринимающих устройств по объекту: встроенное нежилое помещение N 1, расположенному по адресу: г. Липецк, ул. Краснозаводская, д. 4, исполнение гарантирующим поставщиком обязательств по продаже электрической энергии (мощности) по заключенному договору энергоснабжения начинается не ранее даты и времени отмены введенного полного ограничения режима потребления в связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.
При этом данными действиями ООО "ГЭСК" ущемляет или может ущемить интересы ОАО "ЛИТОП", поскольку общество не имеет возможности пользоваться электроэнергией на законных основаниях в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Оснований для прекращения рассмотрения дела N 169 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствие со статьей 48 Закона о защите конкуренции комиссией Липецкого УФАС России не установлено.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать наличие нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях ООО "Городская энергосбытовая компания", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём навязывания ОАО "ЛИТОП" невыгодных условий в дополнительном соглашении N 7 от 07.09.2015 к договору энергоснабжения N 10889 от 01.01.2007 в части включения положений о том, что в отношении энергопринимающих устройств по объекту: встроенное нежилое помещение N 1, расположенному по адресу: г. Липецк, ул. Краснозаводская, д. 4, исполнение гарантирующим поставщиком обязательств по продаже электрической энергии (мощности) по заключенному договору энергоснабжения начинается не ранее даты и времени отмены введенного полного ограничения режима потребления в связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.
2. Выдать ООО "Городская энергосбытовая компания" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для принятия решения о привлечении ООО "Городская энергосбытовая компания" к административной ответственности за допущенное правонарушение по ст. 14.31 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в установленном законом порядке.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 169
"30" декабря 2015 город Липецк
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии
Сешенов А.А. руководитель
Члены Комиссии:
Гребенщиков М.А. старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
Талинская А.С. государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от "30" декабря 2015 по делу N 169 о нарушении ООО "Городская энергосбытовая компания" (398024, г. Липецк, пр. Победы, д. 87а) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ООО "Городская энергосбытовая компания" в срок до "22" января 2016 прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём навязывания ОАО "ЛИТОП" невыгодных условий в дополнительном соглашении N 7 от 07.09.2015 к договору энергоснабжения N 10889 от 01.01.2007 в части включения положений о том, что в отношении энергопринимающих устройств по объекту: встроенное нежилое помещение N 1, расположенному по адресу: г. Липецк, ул. Краснозаводская, д. 4, исполнение гарантирующим поставщиком обязательств по продаже электрической энергии (мощности) по заключенному договору энергоснабжения начинается не ранее даты и времени отмены введенного полного ограничения режима потребления в связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии, а именно направить в адрес ОАО "ЛИТОП" дополнительное соглашение N 7 от 07.09.2015 к договору энергоснабжения N 10889 от 01.01.2007, из п. 2 которого необходимо исключить положения о том, что в отношении энергопринимающих устройств по объекту: встроенное нежилое помещение N 1, расположенному по адресу: г. Липецк, ул. Краснозаводская, д. 4, исполнение гарантирующим поставщиком обязательств по продаже электрической энергии (мощности) по заключенному договору энергоснабжения начинается не ранее даты и времени отмены введенного полного ограничения режима потребления в связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.
2. ООО "Городская энергосбытовая компания" о выполнении настоящего предписания письменно сообщить в Липецкого УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 30 декабря 2015 г. N 169
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016