Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
от 30 декабря 2015 г. N 170
Резолютивная часть решения оглашена "29" декабря 2015
В полном объеме решение изготовлено "30" декабря 2015
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Сешенов А.А. руководитель
Члены Комиссии:
Гребенщиков М.А. старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
Талинская А.С. государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
в присутствии:
от заявителей: <_>
от АО "Липецкая городская энергетическая компания" - представитель <_> представитель <_>
рассмотрев дело N 170 по признакам нарушения АО "Липецкая городская энергетическая компания" (398001, г. Липецк, пл. Петра Великого, 4а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В адрес Липецкого УФАС России поступили заявления по вопросу нарушения сроков технологического присоединения объектов к электрическим сетям АО "Липецкая городская энергетическая компания" (далее - АО "ЛГЭК") от <_> (гараж, расположенный по адресу: <_>); <_> (индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <_>); <_> (садовый домик, расположенный по адресу: <_>); <_> (садовый домик, расположенный по адресу: <_>); <_> (садовый домик, расположенный по адресу: <_>); <_> (садовый домик, расположенный по адресу: <_>) (далее - заявители).
С целью объективного и всестороннего рассмотрения данного заявления Липецким УФАС России была получена необходимая информация и документы, в результате анализа которых установлено следующее.
24.02.2014 между АО "ЛГЭК" и <_> заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 497/14 гаража, расположенного по адресу: <_> а также выданы технические условия N Э0151-165 от 11.02.2014.
06.03.2015 между АО "ЛГЭК" и <_> заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 623/15 индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <_> а также выданы технические условия N Э0241/15 от 02.03.2015.
01.09.2014 между АО "ЛГЭК" и <_> заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 2654/14 садового домика, расположенного по адресу: <_> а также выданы технические условия N Э1232/14 от 22.08.2014.
01.08.2014 между АО "ЛГЭК" и <_> заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 2251/14 садового домика, расположенного по адресу: <_> а также выданы технические условия N Э1069/14 от 29.07.2014.
01.08.2014 между АО "ЛГЭК" и <_> заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 2249/14 садового домика, расположенного по адресу: <_> а также выданы технические условия N Э1070/14 от 29.07.2014.
15.12.2014 между АО "ЛГЭК" и <_> заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 3940/14 садового домика, расположенного по адресу: <_> а также выданы технические условия N Э1838/14 от 10.12.2014.
Согласно п. 5 договоров срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 180 дней со дня заключения настоящего договора.
Согласно п. 6 договоров сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
04.12.2014 между АО "ЛГЭК" и <_> подписано дополнительного соглашение к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 497/14, согласно которому срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 180 дней со дня заключения указанного дополнительного соглашения.
Согласно абзацу 2 пункта 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861 (далее - Правила), независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пункт 7 Правил устанавливает следующую процедуру технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию и увеличение объема присоединенной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;
г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил);
г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");
г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
Пунктом 16 Правил установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в п. 14 Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Согласно п. 16.3 Правил обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Пунктом 18 Правил предусмотрено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;
е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя);
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
В соответствии с п. 19 Правил по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения.
Из материалов дела следует, что заявители относятся к лицам, указанным в п. 14 Правил, а именно заявки поданы в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт по 3 категории надежности, несвязанного с осуществлением предпринимательской деятельности.
Сетевая организация, заключив с потребителями договора, возложила на себя обязательства по исполнению условий данных договоров в предусмотренные Правилами сроки.
При этом из содержания пункта 16 Правил следует, что срок, установленный для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который составляет 180 дней и в рамках которого сетевой организацией должны быть произведены все необходимые согласования мест размещения объектов электроснабжения, получена исходно-разрешительная документация на строительство электросетевого хозяйства, проведена конкурсная процедура закупок, урегулированы отношения с третьими лицами, а также решены иные вопросы, носит императивный характер и изменению не подлежит.
Оснований для продления либо увеличения указанного срока Правила не содержат.
В связи с чем, является не состоятельным довод АО "ЛГЭК" о том, что причинами неосуществления действий по технологическому присоединению объектов заявителей в срок, согласно заключенным договорам об осуществлении технологического присоединения, является продолжительность проведения конкурсных процедур на проектно-изыскательские работы, на строительно-монтажные работы, срыв сроков выполнения строительно-монтажных работ подрядной организацией ООО "Электросвязь".
Таким образом, АО "ЛГЭК" в силу п. 3 Правил обязано было выполнить предусмотренные в п. 18 Правил мероприятия по технологическому присоединению объектов заявителя, в сроки, установленные п. 16 данных Правил.
В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 4 Федерального Закона от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Частью 5 статьи 5 Федерального Закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 года "О защите конкуренции" установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, АО "ЛГЭК" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии по принадлежащему ему на законном основании объектам электросетевого хозяйства.
Кроме того, АО "ЛГЭК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, приказом Липецкого УФАС России N 79 от 01.04.2015 в сфере услуг: 1) водоснабжение и канализация; 2) передача электрической энергии, с долей более 50% в географических границах г. Липецка.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" не допускаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Невыполнение АО "ЛГЭК" мероприятий по технологическому присоединению объектов <_> <_> <_> <_> к электрическим сетям в установленный п. 16 Правил срок, который не может превышать 180 дней, является или может явиться ущемлением охраняемым законом интересов и прав заявителей на своевременное подключение объектов к электрическим сетям, и является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Договора и препятствовавших АО "ЛГЭК" в осуществлении надлежащего исполнения своих обязательств, либо доказательств выполнения АО "ЛГЭК" со своей стороны мероприятий по технологическому присоединению объектов заявителей и не выполнение технических условий со стороны указанных заявителей, не представлено.
Согласно письму АО "ЛГЭК" от 16.12.2015 N 7637 <_> <_> <_> <_> выполнили технические условия, о чем была уведомлена сетевая организация.
В отношении <_> <_> Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что ими не исполнен п. 8 Договора в части уведомления сетевой организации о выполнении технических условий после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями. В связи с чем Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу об отсутствии злоупотребления со стороны АО "ЛГЭК" в отношении <_> <_> и отсутствии нарушения их интересов.
Оснований для прекращения рассмотрения дела N 170 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствие со статьей 48 Закона о защите конкуренции Комиссией Липецкого УФАС России не установлено.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать наличие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях АО "Липецкая городская энергетическая компания", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём невыполнения АО "ЛГЭК" мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям объектов: садового домика <_> расположенного по адресу: <_> садового домика <_> расположенного по адресу: <_> садового домика <_> расположенного по адресу: <_> садового домика <_> расположенного по адресу: <_> к электрическим сетям в сроки, установленные п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004.
2. Выдать АО "Липецкая городская энергетическая компания" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 170
"30" декабря 2015 город Липецк
Комиссия Липецкого УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Сешенов А.А. руководитель
Члены Комиссии:
Гребенщиков М.А. старший государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
Талинская А.С. государственный инспектор отдела защиты конкуренции,
руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от "30" декабря 2015 по делу N 170 о нарушении АО "Липецкая городская энергетическая компания" (398001, г. Липецк, пл. Петра Великого, 4а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. АО "Липецкая городская энергетическая компания" в срок до "01" марта 2016 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов других лиц путём невыполнения АО "ЛГЭК" мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям объектов: садового домика <_> расположенного по адресу <_> садового домика <_> расположенного по адресу: <_> садового домика <_> расположенного по адресу: <_> садового домика <_> расположенного по адресу: <_> к электрическим сетям в сроки, установленные п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004, а именно устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства путем выполнения АО "Липецкая городская энергетическая компания" мероприятий по технологическому присоединению объектов: садового домика <_> расположенного по адресу: <_> садового домика <_> расположенного по адресу: <_> садового домика <_> расположенного по адресу: <_> садового домика <_> расположенного по адресу: <_>
2. АО "Липецкая городская энергетическая компания" о выполнении настоящего предписания письменно сообщить в Липецкое УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 30 декабря 2015 г. N 170
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016