Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
N 04-05/7406 (опубликовано 31 декабря 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Бугаев Д.В. |
Руководитель Управления, |
Члены комиссии:
Вознесенская Н.В. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
Шарыгина Е.С. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
в отсутствии представителей от Заказчика, Заявителя, которые уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направили. установила:
21 декабря 2015 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Желдорсервис" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации муниципального образования "Шенкурский муниципальный район" Архангельской области (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ по строительству средней общеобразовательной школы на 250 учащихся с блоком временного проживания на 50 человек в селе Ровдино Шенкурского района Архангельской области (извещение N 0124300023915000092).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика в связи с утверждением документации об аукционе, несоответствующей ФЗ "О контрактной системе", в части установления требований к товарам и их конкретным показателя, используемым при производстве работ. Заявитель указывает, что Заказчик разместил документацию об аукционе в формате PDF, не обеспечивающем возможность копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя.
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 25.12.2015 N 01-20/566.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
05.12.2015 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0124300023915000092 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ по строительству средней общеобразовательной школы на 250 учащихся с блоком временного проживания на 50 человек в селе Ровдино Шенкурского района Архангельской области (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта - 311 131 412,07 рублей.
Оператор электронной площадки - ООО "РТС-тендер".
09.12.2015, 11.12.2015, 24.12.2015 внесены изменения в извещение и в документацию об аукционе.
В пункте 1 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 ФЗ "О контрактной системе".
Частью 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" определены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации об аукционе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В жалобе заявитель указал, что "в аукционной документации Заказчик умышленно составил документацию таким образом, чтобы запутать участников аукциона, указывая повторяющиеся конкретные показатели (на стр.5,стр.23, стр.50 бетон В 7,5, М100, F100, W2; на стр. 10, стр. 28, стр.55 (сталь AI (А240)-d=8); на стр.14 и стр.32 (d=8) (AIII (A400) d=8 сталь); на стр.18 и стр.36- песок одни и те же показатели; стр.1, стр.45 и 46-бетон В22.5 М300; стр. 16 и стр.34-класс арматуры -A III (A400) d=16); указаны не все (или не полные) характеристики материалов (стр.18-20 -песок-не все характеристики, а именно- после пункта 6.5. идет сразу п.11); на стр.20 указаны показатели от другого материала (окончание которого на 23 стр.), а не песка; несоответствие показателей: стр.38-ФБС -9-4-6-Т (отклонение), стр.42-ФБС-12-4-6-Т (отклонение, нет по высоте и по размерам вырезов-п.19); нет полной информации по материалам-стр.45 п.10-прерывается на полслове и не соответствует установленным нормам)".
Из анализа документации об аукционе следует, что Заказчик внес изменения (изменения от 24.12.2015) в Техническое задание в части исключения повторяющихся конкретных показателей.
Следовательно, Заказчик согласился с данным доводом Заявителя.
Таким образом, Заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе".
Пунктом 2 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи ФЗ "О контрактной системе" и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно приложению документации об аукционе "Техническое задание" установлены, в том числе, требования к химическому составу:
По позиции 1 "Бетон" Допустимое содержание пород и минералов, отнесенных к вредным примесям в заполнителях (31.1- 31.7 позиции показателей);
По позиции 2 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций" химический состав стали (13 позиция показателя);
По позиции 4 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций" химический состав стали (12 позиция показателя);
По позиции 5 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций" химический состав стали (12 позиция показателя);
По позиции 6 "Песок" допустимое содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в песке (6.1- 6.6 позиции показателей);
По позиции 9 "Розетка" материал контактов (8 позиция показателя).
ФЗ "О контрактной системе" не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при оказании услуг, веществ и компонентов, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования к описанию участниками закупок химического состава, компонентов товаров, используемых при выполнении работ, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе".
Частями 1, 2 статьи 4 ФЗ "О контрактной системе" предусмотрено, что в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Согласно часть 2 статьи 65 ФЗ "О контрактной системе" документация о закупке должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Согласно пунктам 3, 8 Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н (далее - Положение), информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений. Прикрепляемые к размещаемой информации файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Вышеизложенные нормы свидетельствуют о том, что основной целью функционирования официального сайта является размещение информации о закупках и предоставление беспрепятственного доступа к ознакомлению с ней всех заинтересованных лиц.
Из материалов дела следует, что приложение к документации об аукционе "Техническое задание" размещено Заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru в общераспространенном и открытом формате PDF, который позволяет осуществлять ознакомление с данным документом, а также его печать и копирование общедоступными средствами.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что нормы ФЗ "О контрактной системе", Положения не устанавливают требований к форматам размещаемых файлов и их функциональным характеристикам, а наличие/отсутствие возможности поиска и копирования фрагментов текста аукционной документации не ограничивает пользовательский доступ и не препятствует ознакомлению с ней, нарушения порядка и способа размещения информации об аукционе отсутствуют со стороны Заказчика.
Вместе с тем, 24.12.2015 на сайте www.zakupki.gov.ru размещено Заказчиком приложение к документации об аукционе "Техническое задание" с изменениями, согласно которым новый файл обеспечивает возможность копирования фрагментов текста.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок, решила:
1. Признать жалобу ООО "Желдорсервис" обоснованной.
2. Признать Заказчика - администрацию муниципального образования "Шенкурский муниципальный район" Архангельской области, нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе".
3. Заказчику, оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ "О контрактной системе", а именно:
3.1. Оператору электронной площадки не позднее 5 рабочих дней с момента выдачи настоящего решения (предписания):
- вернуть заявки участникам закупки, подавшим заявки на участие в электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ по строительству средней общеобразовательной школы на 250 учащихся с блоком временного проживания на 50 человек в селе Ровдино Шенкурского района Архангельской области (извещение N 0124300023915000092);
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о возможности подачи заявок на участие в электронном аукционе вновь;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
3.2. Заказчику в документацию об электронном аукционе и в извещение внести изменения в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ; продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ по строительству средней общеобразовательной школы на 250 учащихся с блоком временного проживания на 50 человек в селе Ровдино Шенкурского района Архангельской области (извещение N 0124300023915000092) на срок не менее 14 дней с момента размещения на официальном сайте указанных изменений; установить дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и дату проведения электронного аукциона в соответствии с действующим законодательством.
3.3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3.2 настоящего решения (предписания) назначить время проведения электронного аукциона и уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения аукциона.
4. Заказчику исполнить пункты 3.2 настоящего решения (предписания) в срок до 22 января 2016 года и в тот же срок сообщить об исполнении настоящего решения (предписания) в Архангельское УФАС России в письменном виде, по факсу (8182) 21-54-45, либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru с приложением подтверждающих документов.
5. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.В. Бугаев
Члены Комиссии Н.В. Вознесенская
Е.С. Шарыгин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области N 04-05/7406 (опубликовано 31 декабря 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016