Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 31 июля 2007 г. N 24
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Лопаткина Т.В.,
члены Комиссии - Камнева Н.П., Волохина И.В., Антошина А.Н.,
рассмотрев дело N 24 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы, имеющей звуковое сопровождение, в салонах автобуса маршрута N 1141 и маршрута N 1038, что указывает на нарушение ч.б ст.20 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", а также по факту распространения рекламы "Оздоровительный комплекс "Березка" и "Отдых в Хакасии" без предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию рекламируемых медицинских услуг, необходимости получения консультации специалиста, что указывает на нарушение ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - закон о рекламе), в присутствии представителей:
<_> установила:
Новосибирским УФАС России в результате проведенной проверки рекламы, размещаемой на транспорте, установлено, что 01.05.2007 г. в период с 10 ч. 35 мин. до 11 ч. 05 мин. на автобусном маршруте N 1141 (гос. номер ТТ 511 54) и 26.04.2007 г. на маршруте N1038 осуществлялось распространение рекламы со звуковым сопровождением (акты проверки от 1 и 11 мая 2007 г.).
Размещение рекламы внутри транспортного средства осуществляется на основании договора N1 от 18.01.2007 г., согласно которому ООО "Сибирское Транспортное Телевидение" принимает в аренду от НПП "Транспортный союз Сибири" места для установки медиакомплекса в наземном транспорте с целью размещения рекламы внутри транспортного средства. В свою очередь НПП "Транспортный союз Сибири" передает в аренду места на основании договора N 1 от 2 февраля 2007 г. с ООО "Транссибавто",
являющимся собственником транспортного средства гос.рег.N ТТ 511 (свидетельство N
54 ОТ 668911 о регистрации транспортного средства, лицензионная карточка per, N 1133613 / 115922 на автотранспортное средство per. N ТТ 511), следующего по маршруту N 1141 (договор N 349 от 19 мая 2006 г.), и имеющим лицензию N 54-АСС-1016979 от 03.12.2004 г. на осуществление перевозки пассажиров.
На запрос Новосибирского УФАС России от ООО "Сибирское Транспортное Телевидение" представлен типовой договор на размещение рекламы в пассажирских автобусах, в том числе, на автобусах маршрута N 1141 и N1038. Согласно указанному договору распространение рекламы в салоне транспортных средств осуществляется, в том числе, посредством LCD монитора (передающего зрительную информацию), и акустической системы (передающей звуковую информацию) - медиакомплекс.
В соответствии с ч.б ст.20 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - закон о рекламе) распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а такжезвуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускается.
На Комиссии Новосибирского УФАС России представитель ООО "Сибирское Транспортное Телевидение" Непомнящих Т.С. заявила ходатайство о приостановлении производства по данному делу в связи с тем, что в Арбитражном суде Приморского кр на рассмотрении находится дело по иску ООО "Знахарь" к Приморскому УФАС России ь """ признании недействительным решения, предписания Приморского УФАС России о признании ненадлежащей рекламы, распространенной ООО "Знахарь" в салонах городских автобусов по ч.б ст.20 закона о рекламе.
Комиссия Новосибирского УФАС России, рассмотрев ходатайство ООО "Сибирское Транспортное Телевидение", на основании п.35 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, приняла решение его отклонить, поскольку выводы по указанному делу не будут иметь значение для результатов рассмотрения дела, возбужденного Новосибирским УФАС России в отношении ООО "Сибирское Транспортное Телевидение".
Кроме того, ООО "Сибирское Транспортное Телевидение" не согласно с наличием нарушения требований ч.б ст.20 закона о рекламе, на основании следующего.
В указанной статье нет прямого запрета на звуковую рекламу внутри транспортного средства, а требование статьи, по мнению представителя, распространяется только на звуковую рекламу, исходящую от транспортного средства.
В соответствии с Федеральным законом N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" под понять "использование транспортного средства" понимается эксплуатация транспортного средства; эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в движении, не является использованием транспортного средства.
Также, представитель ООО "Сибирское Транспортное Телевидение" сослалась на то, что в ч.б ст. 20 закона о рекламе содержится указание на "транспортные средства", а не "транспортные средства общего пользования", поэтому требования данной статьи не распространяются на транспортные средства, осуществляющие пассажирские перевозки.
По мнению представителя ООО "Сибирское Транспортное Телевидение" требования ч.б ст.20 закона о рекламе также не распространяются на "социальную рекламу", т.к. формулировка статьи содержит именно термин "звуковая реклама", а не "звуковая социальная реклама".
Комиссия Новосибирского УФАС России не согласилась с указанными доводами по следующим основаниям.
Запрет, установленный ч.б ст.20 закона о рекламе, на распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, по мнению Новосибирского УФАС России в равной мере распространяется на звуковую рекламу, размещаемую как внутри транспортного средства, так и снаружи.
В данной норме речь не идет об использовании транспортного средства, а говорится о распространении рекламы с использованием транспортного средства, т.е. о распространении рекламы в процессе его эксплуатации.
В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ транспортные средства - это автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). Таким образом, требования ч.б ст.20 закона о рекламе распространяются, в том числе на транспортные средства, осуществляющие пассажирские перевозки.
Согласно п.1 ст.З закона о рекламе реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и продвижение на рынке. В соответствии с п. 11 ст.З закона о рекламе социальная реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. По смыслу статей 2 и 3 закона о рекламе требования, предъявляемые к рекламе, распространяются, в том числе, и на социальную рекламу.
Таким образом, распространение в транспорте на автобусном маршруте N 1141 (гос. номер ТТ 511 54) и на автобусном маршруте N1038 рекламы, имеющей звуковое сопровождение, является нарушением, предусмотренным ч.б ст.20 закона о рекламе.
Кроме того, в результате проверки представленной в адрес Новосибирского УФАС России записи средства массовой информации: "Сибирское транспортное телевидение" от 26.04.2007 г. и 01.05.2007 г., распространяемой в автобусных маршрутах N1141 и N1038 (акт проверки от 11.05.2007 г), установлено следующее.
26 апреля 2007 г. на автобусном маршруте N 1038 и 1 мая 2007 г. на автобусном маршруте N 1141 в электронном периодическом издании "Сибирское транспортное телевидение" размещается реклама Оздоровительного комплекса "Березка", а также 1 мая 2007 г. на маршруте N1141 распространяется реклама Санатория-прафилактория "Отдых в Хакасии".
В рекламе "Оздоровительного комплекса "Березка" содержится следующая информация: "все здесь располагает к приятному отдыху и лечению", "гордостью оздоровительного комплекса является новая лечебно-диагностическая база", "оздоровительный комплекс "Березка" специализируется на заболеваниях опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы, нервной системы и детей старше трехлетнего возраста", "мы берем пациентов, страдающих сердечно-сосудистой системой", "в нашем санатории разработана программа по омоложению, по коррекции веса, программа специально для мужчин", "программа по оздоровлению позвоночника", "забота о вашем здоровье приятна и многообразна. Широкий выбор водных процедур: душ Шарко, циркулярный и восходящий душ, более десяти видов целебных ванн, включая пантогематогенновые, морские, антицеллюлитные. Если вас беспокоят простудные заболевания, к вашим услугам физиотерапевтические процедуры, ингаляции с минеральной водой и экстрактами лекарственных растений. Уникальный аппарат "Пролонг" снимет боль в суставах", "высокий уровень лечения, квалифицированный и заботливый персонал помогут вам поправить свое здоровье", "если проблемы со здоровьем, можно проконсультироваться в пансионате "Березка", "оздоровительная программ новой лечебно-диагностической базы предполагает подбор процедур индивидуально для каждого пациента". Данная информация указывает на то, что "Оздоровительный комплекс "Березка" осуществляет медицинские услуги.
Реклама Санатория-профилактория "Отдых в Хакасии" следующего содержания: "Санаторий-профилакторий г. Абаза республики Хакасия приглашает на лечение и отдых всех желающих, в том числе на летние заезды "Мать и дитя". Для вас - целебные грязи, массаж, водные процедуры, плавательных бассейн. Санаторий-профилакторий "Отдых в Хакасии" г.Абаза ул.Гагарина, 5. тел. 8(390-47)2-49-99. РХ-МН Г 839838N00036/05/03 от 14.05.03 г.".
В рассматриваемой рекламе отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию рекламируемых медицинских услуг, необходимости получения консультации специалиста.
В соответствии с ч, 7 ст. 24 закон о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Относительно неуказания необходимой, в соответствии с законодательством информации в рекламе Оздоровительного комплекса "Березка" и Санатория-профилактория "Отдых в Хакасии" представитель ООО "Сибирское Транспортное Телевидение" Непомнящих Т.С. на заседании Комиссии пояснила следующее.
- Объектом рекламирования в указанных рекламных материалах является не
медицинская услуга как таковая, а организация как комплекс учреждений, где можно
отдохнуть и пройти лечение.
- Фраза, используемая в рекламном ролике Оздоровительного комплекса "Березка":
".если проблемы со здоровьем, можно проконсультироваться в пансионате "Березка.",
расценивается ООО "Сибирское Транспортное Телевидение" как требуемое
предупреждение о необходимости получения консультации специалистов.
- Отсутствие в действующем законодательстве определения медицинской услуги,
метода лечения создает сложности отнесения целебных грязей и водных процедур к
медицинской услуге.
Комиссия Новосибирского УФАС России, заслушав мнение стороны по данному вопросу, пришла к следующим выводам.
Согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ от 10.04.2001 г. N113 "О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" грязелечение, водные процедуры содержатся в 20 разделе классификатора простых медицинских услуг, что позволяет, по мнению Новосибирского УФАС России, отнести грязелечение, водные процедуры к медицинским услугам.
В данных рекламных роликах содержится два объекта рекламирования -медицинские услуги и организации, предлагающие данные медицинские услуги.
Фраза: ".если проблемы со здоровьем, можно проконсультироваться в пансионате "Березка" в общем контексте рассматриваемой рекламы указывает на наличие в Оздоровительном комплексе "Березка" наряду с другими предлагаемыми медицинскими услугами услугу по консультации. Следовательно, данная информация не может быть расценена как один из видов предупреждения, установленных ч.7 ст.24 закона о рекламе.
Таким образом, в рекламе Оздоровительного комплекса "Березка" и Санатория-профилактория "Отдых в Хакасии" содержится нарушение ч.7 ст.24 закона о рекламе.
В соответствии с п.4 ст.З закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ, является ненадлежащей.
За нарушение требований установленных ч.б ст.20 и ч.7 ст.24 закона о рекламе ответственность несет рекламораспространитель (ч.7 ст, 38 закона о рекламе).
Согласно п.7 ст. 3 закона о рекламе, рекламораспространителем признается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Учитывая то, что учредителем электронного периодического издания "Сибирское Транспортное Телевидение" выступает ООО "Сибирское Транспортное Телевидение" (свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N ФС 12-1316 от 5 марта 2007 г.), договоры с рекламодателями на распространение рекламы в указанном электронном периодическом издании заключены ООО "Сибирское Транспортное Телевидение", а также то, что распространение рекламы внутри транспортного средства осуществляется оборудованием (медиакомплекс) ООО "Сибирское Транспортное Телевидение" (на основании договора N 1 от 18.01.2007 г.), следовательно, рекламораспространителем является ООО "Сибирское Транспортное Телевидение".
Заслушав мнение лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев материалы данного дел, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Комиссия решила:
1. Признать рекламу, имеющую звуковое сопровождение и распространяемую в
салонах автобуса маршрутов N 1141, N1038 с нарушением требований ч.б ст.20
Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", рекламу Оздоровительного
комплекса "Березка", распространенную 26 апреля 2007 г. на автобусных маршрутах
NN1038, 1141 и 1 мая 2007 г. на автобусном маршруте N1141, рекламу Санатория-
профилактория "Отдых в Хакасии", распространенную 1 мая 2007 г. на автобусном
маршруте N1141, с нарушением требований ч.7 ст.24 Федерального закона от 13.03.2006
г. N 38-ФЗ "О рекламе", ненадлежащей рекламой.
2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Сибирское Транспортное
Телевидение" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу
Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном
правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "03" августа 2007 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии Н.П. Камнева
И.В. Волохина
А.Н. Антошина
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"31" июля 2007 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Лопаткина Т.В.,
члены Комиссии - Камнева Н.П., Волохина И.В., Антошина А.Н.,
на основании своего решения от 31 июля 2007 г. по делу N 24 о признании
ненадлежащей рекламы, имеющей звуковое сопровождение, а также рекламы
Оздоровительного комплекса "Березка" и Санатория-профилактория "Отдых в Хакасии",
распространенной без предупреждения о наличии противопоказаний к применению и
использованию рекламируемых медицинских услуг, необходимости получения
консультации специалиста, распространенной в салонах автобусов маршрута N 1141,
N1038 и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44,45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Сибирское Транспортное Телевидение" (630048, г. Новосибирск, ул. Серебренниковская, 14) в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: ч.б ст.20 и ч.7 ст. 24 Федерального закона "О рекламе" для чего:
не допускать распространение в салонах автобусов рекламы, имеющей звуковой сопровождение,
не допускать распространение рекламы медицинских услуг с нарушением Федерального закона "О рекламе", согласно которому реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
2. Обществу с ограниченной ответственностью "Сибирское Транспортное Телевидение" (630048, г. Новосибирск, ул. Серебренниковская, 14) представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 августа 2007 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от ста двадцати тысяч рублей до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии Н.П. Камнева
И.В. Волохина
А.Н. Антошин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 31 июля 2007 г. N 24
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016