Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 24 декабря 2015 г. N 1-11-1655/77-15
Резолютивная часть решения оглашена "15" декабря 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено "24" декабря 2015 года.
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя Московского УФАС России <> членов Комиссии: заместителя начальника отдела антимонопольного контроля финансовых и товарных рынков Московского УФАС России <>, специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля финансовых и товарных рынков Московского УФАС России <>, специалиста 1 разряда административного отдела Московского УФАС России <> (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 1-11-1655/77-15 по признакам нарушения ООО "АТЛАНТ" ИНН 7701378996 (место нахождения: 105066, г. Москва, ул. Новорязанская, д. 38, II комн. 1), ООО "ГрадоСтрой" ИНН 7707819990 (место нахождения: 127055, г. Москва, ул. Новослободская, д. 14/19, корп. 1) и ООО "Стройпотенциал" ИНН 7724823481 (место нахождения: 115230, г. Москва, Хлебозаводский проезд, д.7, стр.9) п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Основанием для проведения проверки участия в электронных торгах ООО "АТЛАНТ", ООО "ГрадоСтрой" и ООО "Стройпотенциал" послужило заявление Департамента города Москвы по конкурентной политике (вх. N46001 от 27.11.2014), поступившее из ФАС России, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства при проведении открытых аукционов в электронной форме.
Основанием для возбуждения дела послужило выявление Московским УФАС (далее - Управление) признаков нарушения антимонопольного законодательства в сведениях, полученных в ответ на запрос Управления (исх. N ЕП/39101 от 01.12.2014) от АО "ЭТС" (далее - Торговая площадка).
В ходе анализа указанных выше сведений было установленно, что ООО "АТЛАНТ", ООО "ГрадоСтрой" и ООО "Стройпотенциал" приняли участие в 2 аукционах в электронной форме с реестровыми NN 0373200018814000172, 0373200018814000198. ООО "АТЛАНТ" и ООО "ГрадоСтрой", подав в ходе аукционов по несколько ценовых предложений, отказались от дальнейшей конкурентной борьбы, а ООО "Стройпотенциал" вообще отказалось от конкурентных действий и не подавало ценовые предложения. В результате снижение по аукционам составило от 3% до 3,5% от начальной (максимальной) цены контрактов.
На основании приказа Московского УФАС России от 08.10.2015 N 277 в отношении ООО "АТЛАНТ", ООО "ГрадоСтрой" и ООО "Стройпотенциал", было возбуждено дело N 1-11-1655/77-15 о нарушении антимонопольного законодательства.
На заседании Комиссии, состоявшемся 15.12.2015 в 16:00 присутствовал представитель заявителя - Департамента города Москвы по конкурентной политике - <>, действующая на основании доверенности N 77-13-25/5-22 от 02.06.2015, представитель ООО "АТЛАНТ" - <>, действующий на основании доверенности от 05.11.2015, представитель ООО "ГрадоСтрой" - <>, действующая на основании доверенности от 14.12.2015 и представитель ООО "Стройпотенциал" - <>, действующий на основании доверенности от 05.11.2015.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.
На Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru Государственным казенным учреждением г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа" 30.07.2014 было опубликовано 2 аукциона в электронной форме с реестровыми NN 0373200018814000172 и 0373200018814000198, предметом которых являлось соответственно:
выполнение работ по благоустройству территории с целью организации пешеходного пространства (благоустройство рекреационной зоны по адресам: ул. Дубнинская д.2 к.4,5;ул. Дубнинская д.4 к.1);
выполнение строительно-монтажных работ и пуско-наладочных работ на телемеханическое оборудование управления наружным освещением БРП-1 к ТП и АИИСКУЭ на объекте: г. Москва, САО, район Левобережный, зона отдыха пляж "Левобережный".
Аукционы состоялись 04.08.2014, в них приняли участие три хозяйствующих субъекта: ООО "АТЛАНТ", ООО "ГрадоСтрой" и ООО "Стройпотенциал".
Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее - НМЦ) составила 10 871 974,2 руб.
Данные о реестровых номерах аукционов, их предметах, начальных (максимальных) ценах торгов (далее - НМЦ), датах публикации, датах проведения, победителях, ценовых предложениях, снижениях и участниках сведены в Таблицу N 1.
Таблица N 1
N заказа |
Заказчик |
Предмет заказа |
НМЦ |
Дата опубликования заказа |
Дата проведения аукциона |
Победитель |
Предложение победителя |
Снижение |
Другой участник |
Предложение другого участника |
Снижение |
0373200018814000172 |
Государственное казенное учреждение города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа" |
Аукцион в электронной форме на право заключения Государственного контракта на выполнение работ по благоустройству территории с целью организации пешеходного пространства (благоустройство рекреационной зоны по адресам: ул. Дубнинская д.2 к.4,5;ул. Дубнинская д.4 к.1) |
9 687 989,66 |
30.07.14 |
04.08.14 |
ООО "Градострой" |
9 348 910,01 |
-3,5 |
ООО "АТЛАНТ" |
9 397 349,96 |
-3 |
ООО "Стройпотенциал" |
не подавалось |
- |
|||||||||
0373200018814000198 |
Государственное казенное учреждение города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа" |
Аукцион в электронной форме на право заключения Государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ и пуско-наладочных работ на телемеханическое оборудование управления наружным освещением БРП-1 к ТП и АИИСКУЭ на объекте: г. Москва, САО, район Левобережный, зона отдыха пляж "Левобережный" |
1 183 984,54 |
30.07.14 |
04.08.14 |
ООО "Градострой" |
1 148 465,02 |
-3 |
ООО "АТЛАНТ" |
1 154 384,94 |
-2,5 |
ООО "Стройпотенциал" |
не подавалось |
- |
По итогам 2 вышеуказанных аукционов ООО "ГрадоСтрой" заключило контракты на сумму 10 497 375,03 руб.
Торговой площадкой представлены сведения, что подача заявок и ценовых предложений ООО "АТЛАНТ", ООО "ГрадоСтрой", ООО "Стройпотенциал" а также подписание контрактов ООО "ГрадоСтрой", осуществлялась с одного IP-адреса 213.141.132.80.
Согласно сведениям с сайта ФНС России, а также информации с Выписок из Единого государственного реестра юридических лиц, поданных ООО "АТЛАНТ", ООО "ГрадоСтрой", ООО "Стройпотенциал" для участия в вышеуказанных аукционах в электронной форме, местом нахождения ответчиков на даты рассматриваемых аукционов являлось соответственно:
г. Москва, ул. Новорязанская, д. 38, II комн. 1;
г. Москва, ул. Новослободская, д. 14/19, корп. 1;
г. Москва, Хлебозаводский проезд, д.7, стр.9.
Согласно сведениям ООО "АТЛАНТ" (вх. N6717 от 02.03.2015), ООО "ГрадоСтрой" (вх. N 6721 от 02.03.2015), ООО "Стройпотенциал" (вх. N6254 от 27.02.2015) подтверждено нахождение ответчиков по указанным адресам.
Таким образом, ответчики имели отличные адреса мест нахождения, с которых мог осуществляться выход в сеть Интернет для реализации юридически значимых действий на рассматриваемых аукционах.
Предоставление одного и того же IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно, в силу того что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol - протокол динамической настройки узла - сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.
В ответ на запрос Управления провайдером ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг" (вх. N3850 от 09.02.2015) представлены сведения о том, что IP-адрес 213.141.132.80 был выделен ООО "Управляющая компания ЮНИ-ДОМ" по адресу: г. Москва, р. Богородское, ул. 4-я Гражданская, д. 25.
Соответственно Комиссия пришла к выводу, что ООО "АТЛАНТ", ООО "ГрадоСтрой" и ООО "Стройпотенциал" совершали юридически значимые действия на аукционах NN 0373200018814000172 и 0373200018814000198, такие, как подача заявок и/или подача ценовых предложений, используя совместно единую инфраструктуру, принадлежащую ООО "Управляющая компания ЮНИ-ДОМ".
Согласно сведениям представленным ответчиками (вх.N6717, вх.N6721 от 02.03.2015, вх. N6254 от 27.02.2015), установлено, что подготовку заявок на аукционы, подачу ценовых предложений, а также подписание контрактов осуществляли самостоятельно:
от имени ООО "АТЛАНТ" - генеральный директор - Елжов Анатолий Геннадьевич;
от имени ООО "ГрадоСтрой" - генеральный директор - Елжова Татьяна Сергеевна;
от имени ООО "Стройпотенциал" - генеральный директор - Елжов Александр Геннадьевич.
Однако, в результате анализа свойств файлов, полученных Торговой площадкой с одного и того же IP-адреса от ООО "АТЛАНТ", ООО "ГрадоСтрой" и ООО "Стройпотенциал", установлено совпадение учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок, а также их наименований и объемов. (данные сведены в таблицу N 3).
Таблица N 2
Наименование участника |
Наименование файла в составе заявки |
Учетная запись создавшая файл |
Учетная запись изменявшая файл |
Объем, байт |
Аукцион N 0373200018814000172 | ||||
ООО "АТЛАНТ" |
Приложение 1 |
Marina |
Marina |
23 552 |
Приложение 2 |
Marina |
Marina |
41 472 |
|
ООО "Градострой" |
Приложение 1 |
Marina |
Marina |
23 552 |
Приложение 2 |
Marina |
Marina |
41 472 |
|
ООО "Стройпотенциал" |
Приложение 1 |
Marina |
Marina |
23552 |
Приложение 2 |
Marina |
Marina |
41472 |
|
Аукцион N 0373200018814000198 | ||||
ООО "Градострой" |
Приложение 1 |
Marina |
Marina |
23552 |
Приложение 2 |
Marina |
Marina |
41472 |
|
ООО "АТЛАНТ" |
Приложение 1 |
Marina |
Marina |
23552 |
Приложение 2 |
Marina |
Marina |
41472 |
|
ООО "Стройпотенциал" |
Приложение 1 |
Marina |
Marina |
23552 |
Приложение 2 |
Marina |
Marina |
41472 |
Более того, Комиссией было проанализировано и признано абсолютно идентичным содержание файлов "Приложение 1" и файлов "Приложение 2", поданных ответчиками для участия в аукционах.
Комиссией установлено, что учетные записи, на которых создавались и изменялись файлы, поданные для участия в вышеуказанных аукционах ООО "АТЛАНТ", ООО "ГрадоСтрой" и ООО "Стройпотенциал" отличны от учетных записей файлов, размещенных заказчиком в составе аукционной документации.
Совпадение одних и тех же учётных записей, а также их содержания, наименования и размеров, свидетельствует об использовании и обмене файлами заявок ООО "АТЛАНТ", ООО "ГрадоСтрой" и ООО "Стройпотенциал" между собой и осуществлении координации по подготовке заявок на аукционы.
Тот факт, что заказчиком ни одна заявка не отклонена, косвенно указывает на то, что обмен информацией между ООО "АТЛАНТ", ООО "ГрадоСтрой" и ООО "Стройпотенциал" осуществлялся в целях допуска всех участников до аукционов.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации. При этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО "АТЛАНТ", ООО "ГрадоСтрой" и ООО "Стройпотенциал" возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
Кроме того, ООО "Стройпотенциал" представило заявление (вх. N46207 от 11.12.2015) о признании факта нарушения антимонопольного законодательства. В своем заявлении ООО "Стройпотенциал" сообщает, что летом 2014 года было заключено устное соглашение с ООО "АТЛАНТ", ООО "ГрадоСтрой", недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством, с целью поддержания цен на торгах. При участии в аукционах NN 0373200018814000172 и 0373200018814000198 между ответчиками было реализовано данное соглашение. ООО "Стройпотенциал" сообщено об отказе от дальнейшего участия в соглашении в сентябре 2014 года.
Остальные ответчики - ООО "АТЛАНТ" и ООО "ГрадоСтрой" 15.12.2015 на заседании Комиссии также представили заявления о заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения, чем подтвердили изложенные в заявлении ООО "Стройпотенциал" факты. ООО "АТЛАНТ" и ООО "ГрадоСтрой" также сообщили об отказе от дальнейшего участия в соглашении с сентября 2014 года.
Сведения, изложенные в заявлениях ООО "Стройпотенциал", ООО "АТЛАНТ" и ООО "ГрадоСтрой", представленные ими доказательства, а также установленные Комиссией обстоятельства по делу свидетельствуют о наличии заключённого устного соглашения в отношении аукционов с реестровыми NN 0373200018814000172 и 0373200018814000198.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Соответственно, итоги аукционов с реестровыми NN 0373200018814000172 и 0373200018814000198 не могут быть признаны результатом конкурентной борьбы, а являются следствием устного соглашения, не отвечающего принципам конкуренции, подтверждающихся совокупностью установленных фактических обстоятельств по делу.
Согласно сведениям с сайта ФНС России, а также информации имеющейся в материалах дела, установлено, что ООО "АТЛАНТ", ООО "ГрадоСтрой" и ООО "Стройпотенциал" не входят в одну группу лиц (на даты рассматриваемых аукционов и в настояще время) по признакам, предусмотренным ч. 7,8 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о том, что ООО "Стройпотенциал", ООО "АТЛАНТ" и ООО "ГрадоСтрой" нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении летом 2014 года устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме с реестровыми NN 0373200018814000172 и 0373200018814000198, состоявшихся 04.08.2014, предметом которых являлось соответственно:
выполнение работ по благоустройству территории с целью организации пешеходного пространства (благоустройство рекреационной зоны по адресам: ул. Дубнинская д.2 к.4,5;ул. Дубнинская д.4 к.1);
выполнение строительно-монтажных работ и пуско-наладочных работ на телемеханическое оборудование управления наружным освещением БРП-1 к ТП и АИИСКУЭ на объекте: г. Москва, САО, район Левобережный, зона отдыха пляж "Левобережный".
На основании документов и информации, имеющихся в материалах дела, Комиссия пришла к выводу, что в результате реализации картельного соглашения, ООО "ГрадоСтрой" был получен доход в размере 10 497 375,03 руб. Ущерб от реализации картельного соглашения между ООО "АТЛАНТ", ООО "ГрадоСтрой" и ООО "Стройпотенциал".
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, часть 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, часть 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать ООО "АТЛАНТ", ООО "ГрадоСтрой" и ООО "Стройпотенциал" нарушившими требования п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения летом 2014 года устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на аукционах в электронной форме с реестровыми NN 0373200018814000172, 0373200018814000198, состоявшихся 04.08.2014, предметом которых являлось соответственно:
выполнение работ по благоустройству территории с целью организации пешеходного пространства (благоустройство рекреационной зоны по адресам: ул. Дубнинская д.2 к.4,5;ул. Дубнинская д.4 к.1);
выполнение строительно-монтажных работ и пуско-наладочных работ на телемеханическое оборудование управления наружным освещением БРП-1 к ТП и АИИСКУЭ на объекте: г. Москва, САО, район Левобережный, зона отдыха пляж "Левобережный".
В соответствии с п.п. д, н) п. 2 ч. 1 ст. 23, ст. 50 Закона о защите конкуренции выдать ООО "АТЛАНТ", ООО "ГрадоСтрой" и ООО "Стройпотенциал" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Материалы по делу N 1-11-1655/77-15 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования в соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии: <>
Члены комиссии: <>
<>
<>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
<><>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 декабря 2015 г. N 1-11-1655/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016