Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
от 30 декабря 2015 г. N 166
Резолютивная часть решения объявлена 25 декабря 2015 г.
Решение в полном объеме изготовлено 30 декабря 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
А.А. Сешенов - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области;
Члены комиссии:
Черкашина Л.А. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;
Беккер Т.В. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;
О.А. Ширкова - государственный инспектор отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области;
рассмотрев дело N 166 по признакам нарушения Управлением энергетики и тарифов Липецкой области (ул. Советская, д. 3, г. Липецк, 398001) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту Закон "О защите конкуренции"), в присутствии представителей:
от ответчика: <_> - представитель Управления энергетики и тарифов Липецкой области (доверенность от 03.12.2015 N 01-14);
<_> - представитель Управления энергетики и тарифов Липецкой области (доверенность от 27.11.2015 N 91-17);
от заявителя: <_> - представитель Ассоциации Газэнергострой "Содействие развитию и осуществлению деятельности субъектов малого бизнеса: газовиков, энергетиков, строителей" (доверенность от 24.12.2015);
от заинтересованных лиц:
<_>- представитель филиала ПАО "МРСК Центра" -"Липецкэнерго" (доверенность от 30.04.2014 N 84);
<_> - представитель филиала ПАО "МРСК Центра" -"Липецкэнерго" (доверенность от 27.05.2014 зарегистрирована в реестре N 3-1883); установила:
В Липецкое УФАС России поступило заявление от Ассоциации Газэнергострой "Содействие развитию и осуществлению деятельности субъектов малого бизнеса: газовиков, энергетиков, строителей" (ул. Студёновская, вл. 132, г. Липецк, 398007) (далее по тексту Ассоциация) от 12.11.2015 N 41/11 на действия Управления энергетики и тарифов Липецкой области, которое, по мнению заявителя, при разработке Схемы и программы развития электроэнергетики в Липецкой области на 2016-2020 г.г. нарушило действующее законодательство, а именно Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики", что может привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 14.12.2015 N 401 было возбуждено дело N 166 по признакам нарушения Управлением энергетики и тарифов Липецкой области части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
В соответствии с п. 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики" схемы и программы развития электроэнергетики субъектов РФ разрабатываются органами исполнительной власти субъектов РФ при участии системного оператора и сетевых организаций на 5-летний период с учётом схемы и программы развития Единой энергетической системы России.
В Липецкой области полномочиями по разработке схемы и программы развития электроэнергетики при участии системного оператора и сетевых организаций с учётом схемы и программы развития единой энергетической системы России в соответствии с п. п. 1.4, 1.5 главы 2 Положения об управлении энергетики и тарифов Липецкой области, утверждённым распоряжением администрации Липецкой области от 27.07.2010 N 280-р, наделено Управление энергетики и тарифов Липецкой области (далее по тексту Управление).
Своим ответом от 30.11.2015 N 06-4168 управление энергетики и тарифов Липецкой области на запрос Липецкого УФАС России о предоставлении информации о разработчике схемы и программы развития электроэнергетики Липецкой области на 2016-2020 г.г., источнике финансирования и основания сообщило, что схема и программа развития электроэнергетики Липецкой области на 2016-2020 г.г. была разработана филиалом ПАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" в рамках инвестиционной программы филиала 2015 года и на основании технического задания.
Техническое задание на разработку "Схемы и программы развития электроэнергетики Липецкой области на 2016-2020 г.г." согласовано филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" и филиалом ОАО "СО ЕЭС" Липецкое РДУ, утверждено Управлением энергетики и тарифов Липецкой области в 2014 году. В соответствии с п. 7 Технического задания данная схема должна быть выполнена, согласована и утверждена не позднее 01.05.2015. На основании п. 8 Технического задания организация - разработчик определяется конкурсом.
В ходе рассмотрения антимонопольного дела N 166 Управлением были даны следующие пояснения.
В целях разработки схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Липецкой области в 2016-2020 г.г. управлением энергетики и тарифов Липецкой области приказом по Управлению от 30.08.2012 N 01-03/221 создан Общественный совет.
28.08.2015 председатель Общественного совета назначил заседание Совета на 01.10.2015 с повесткой дня, в числе которых значился вопрос "Об утверждении схемы и программы развития электроэнергетики Липецкой области на 2016-2020 г.г. 01.10.2015 заседание Совета состоялось, результаты оформлены протоколом. Согласно протоколу "рекомендовано утвердить схемы и программы развития электроэнергетики Липецкой области на 2016-2020 г.г. с учётом следующих замечаний" (следует отметить, что замечания, касающиеся финансирования, инвестирования данной Схемы и программы отсутствовали).
Данных об организации - разработчике Схемы и программы развития электроэнергетики Липецкой области на 2016-2020 г.г. Управлением не представлено.
В приложении 3 к Постановлению Управления от 18.04.2014 N 15 "Об утверждении инвестиционной программы филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" на 2014 - 2019 годы" на корректировку Схемы и программы развития электроэнергетики Липецкой области предусмотрено 2600,0 тыс. руб. (без НДС), источником финансирования реализации инвестиционной программы являются регулируемые долгосрочные тарифы по передаче электроэнергии.
Своим ответом от 17.12.2015 N 05/5034 филиал ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" на запрос Липецкого УФАС России о предоставлении информации о разработчике схемы и программы развития электроэнергетики Липецкой области на 2016-2020 г.г., источнике финансирования и основания сообщил, что Управлением была утверждена инвестиционная программа филиала "Липецкэнерго" на 2014-2019 г.г. В рамках 2015 года Управлением было одобрено включение и реализация инвестиционного проекта "Корректировка Схемы перспективного развития на 2016-2020 годы" в объёме 2600,0 тыс. руб. (без НДС).
На основании утверждённой инвестиционной программы развития филиалом ПАО "МРСК Центра"-"Липецкэнерго" была инициирована торгово-закупочная процедура и ПАО "МРСК Центра" был проведён конкурс. Предметом закупки являлось право заключения Договора
на выполнение проектных и изыскательских работ на разработку схемы и программы развития электроэнергетики Липецкой области на 2016-2020 г.г. В соответствии с извещением о проведении запроса предложений, начальная (предельная) цена Договора составляет 2600,0 тыс. руб. (без НДС).
22.01.2015 победителем признан ООО "Электропромсервис" (Советсткий пр-т, д. 135, г. Вологда, 160000) с ценой предложения 2560998,6 руб. (без НДС), с НДС - 3021978,35 руб. и сроком выполнения работ до 01.05.2015.
Постановлением главы администрации Липецкой области от 29.10.2015 утверждена Схема и Программа развития электроэнергетики Липецкой области на 2016-2020 годы.
Подводя итоги процедуры разработки и утверждении Схемы и программы развития электроэнергетики Липецкой области на 2016-2020 г.г., учитывая хронологию документально подтверждённой информации антимонопольный орган пришёл к следующему выводу.
Инвестиционная программа филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" утверждена Постановлением Управления от 18.04.2014 N 15 "Об утверждении инвестиционной программы филиала на 2014 - 2019 годы". Источником финансирования реализации инвестиционной программы являются регулируемые долгосрочные тарифы по передаче электроэнергии в сумме 2600,0 тыс. руб. (без НДС).
Выполнение проектно - изыскательских работ по разработке Схемы и программы развития электроэнергетики Липецкой области на 2016-2020 г.г. в соответствии с договором от 09.02.2015 N Э - 1502006/4800/02210/15, заключенного между филиалом ПАО "МРСК Центра" -"Липецкэнерго" и ООО "Электропромсервис" осуществлялось ООО "Электропромсервис" (Советсткий проспект, д. 135, г. Вологда, 160012).
Сумма, предусмотренная в инвестиционной программе филиала ОАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" на корректировку Схемы и программы развития электроэнергетики Липецкой области в размере 2600,0 тыс. руб. (без НДС) совпадает с начальной суммой цены Договора на выполнение проектно - изыскательских работ по разработке Схемы и программы развития электроэнергетики Липецкой области на 2016-2020 г.г. также в размере 2600,0 тыс. руб. (без НДС).
В соответствии с п. 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики" только после утверждения Схемы и программы развития электроэнергетики являются основой для разработки инвестиционных программ распределительных сетевых компаний.
Данных об организации - разработчике Схемы и программы развития электроэнергетики Липецкой области на 2016-2020 г.г. в соответствии с п. 8 Технического задания Управлением не представлено.
28.08.2015 на Общественном совете при Управлении энергетики и тарифов Липецкой области Схема и программа развития электроэнергетики Липецкой области на 2016-2020 г.г. утверждена большинством голосов членов Совета с учётом замечаний, в числе которых замечания, касающиеся финансирования, инвестирования данной Схемы и программы отсутствовали.
Постановлением главы администрации Липецкой области от 29.10.2015 утверждена "Схема и Программа развития электроэнергетики Липецкой области на 2016-2020 годы".
Таким образом, действия органа государственной исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а именно, Управления энергетики и тарифов Липецкой области по передаче своих функций по разработке схемы и программы развития электроэнергетики Липецкой области на 2016-2020 г.г. хозяйствующему субъекту, прямо противоречат требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики".
Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта"
В соответствии с Положением об управлении энергетики и тарифов Липецкой области, утверждённым распоряжением администрации Липецкой области от 27.07.2010 N 280-р Управление энергетики и тарифов Липецкой области является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области. Функцией Управления в электроэнергетике является разработка на 5-летний период схемы и программы развития электроэнергетики Липецкой области при участии системного оператора и сетевых организаций с учётом схемы и программы развития Единой энергетической системы России; утверждение схемы и программы развития электроэнергетики Липецкой области ежегодно до 1 мая.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области, решила:
Признать в действиях Управления энергетики и тарифов Липецкой области нарушение ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся в передаче своих функций по разработке схемы и программы развития электроэнергетики Липецкой области на 2016-2020 г.г. хозяйствующему субъекту, а именно филиалу ПАО "МРСК Центра" -"Липецкэнерго".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 30 декабря 2015 г. N 166
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016