Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 27 августа 2008 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <> <> <> <> руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.4 ст.41, ст.50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 27 августа 2008 г. по делу NА-115/10-08 о нарушении ООО "АТЭК" (адрес: 450005, г.Уфа, ул.Достоевского, 107) ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия, предписывает:
Обществу с ограниченной ответственностью "АТЭК" (адрес: 450005, г.Уфа, ул.Достоевского, 107)
1. Прекратить нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотребление доминирующим положением на рынке авиационного керосина в границах Республики Башкортостан, путем экономически необоснованного установления различных цен на один и тот же товар (авиакеросин ТС-1), влекущее ущемление интересов отдельных хозяйствующих субъектов, для чего:
1). Обеспечить равные условия хозяйствующим субъектам при поставке авиационного керосина, установив экономически обоснованную цену на один и тот же товар.
2). В срок до 15.09.2008 г. предоставить в адрес управления доказательства исполнения предписания.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч.2 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
РЕШЕНИЕ
27 августа 2008 г. г.Уфа, ул.Пушкина, 95
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: <> <> <> <> рассмотрев дело NА-115/10-08 по признакам нарушения ООО "АТЭК" (адрес: 450005, г.Уфа, ул.Достоевского, 107) ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии представителей от ООО "АТЭК": <> (доверенность от 26.08.2008 г. N01-2/1170); <> (доверенность от 26.08.2008 г. N01-2/1165); <> (доверенность от 26.08.2008 г. N01-2/1166),Комиссия, установила:
На основании задания Башкортостанского УФАС России от 25.07.2008 г. N11 была проведена проверка по соблюдению требований Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" ООО "АТЭК" на рынке авиационного керосина. По результатам проверки в действиях ООО "АТЭК" были выявлены признаки нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен на авиационный керосин ТС-1.
В ходе проведенного анализа было установлено следующее.
На территории Республики Башкортостан действует один аэропорт - ОАО "Международный аэропорт "Уфа". На его территории предоставление услуг топливно-заправочных комплексов осуществляют ОАО "Международный аэропорт "Уфа" (далее - ОАО "МАУ") и ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ "Уфа".
За период 2007 г. и 1 полугодие 2008 г. ООО "АТЭК" является единственным поставщиком топлива для реактивных двигателей - керосин авиационный марки ТС-1 (топливо самолетное) на территории Республики Башкортостан.
Между ООО "АТЭК" и двумя хозяйствующими субъектами: ОАО "Международный аэропорт "Уфа", ООО "АЭРОФЬЮЭЛЗ "Уфа" заключены и действуют гражданско-правовые договора поставки нефтепродуктов от 20.08.2007 г. N01-01-0832 и от 14.04.2006 г. N01-01-0653.
За период 2007 г. и 1 полугодие 2008 г. ООО "АТЭК" являлся единственным поставщиком топлива для реактивных двигателей - керосин авиационный марки ТС-1 (топливо самолетное) на территории Республики Башкортостан.
Согласно указанным договорам 27.12.2007 г. ООО "АТЭК" устанавливал своим покупателям разные цены на авиакеросин ТС-1:
-ОАО "Международный аэропорт "Уфа" - 18040,42 руб./т (без НДС);
-ООО "ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ" - 18840,00 руб./т (без НДС).
Аналогичный факт нарушения ООО "АТЭК" был выявлен Башкортостанским УФАС России в договорах от 29.02.2008 г. и от 30.04.2008 г.
Таким образом, Комиссия Башкортостанского УФАС России установила в действиях ООО "АТЭК" признаки нарушения антимонопольного законодательства ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
ООО "АТЭК" считает, что установление различных цен не ограничивает конкуренцию, не ущемляет интересов хозяйствующих субъектов и не создает для них препятствий для доступа на рынок.
Изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства и объяснения сторон по делу и лиц, участвовавших в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
Сырьем для производства керосина является нефть и нефтепродукты. В результате дистилляции нефти или крекинга тяжелых нефтепродуктов образуется керосин, используемый, как реактивное топливо.
ООО "АТЭК" закупает нефть и поставляет её на нефтеперерабатывающие заводы для переработки.
Согласно договору УНХ/с/2-1/3/326/07//ДАВ от 20.12.2006 г. и договору УНХ/с/2-1/3/211/08/ДАВ от 14.12.2007 г., заключенных между ОАО "Уфанефтехим" и ООО "АТЭК", ОАО "Уфанефтехим" по заданию ООО "АТЭК" выполняет работу по переработке углеводородного сырья, принадлежащего ООО "АТЭК" (процессинг), в результате которой производит продукцию (нефтепродукты и нефтехимическую продукцию) в согласованном с ООО "АТЭК" ассортименте (письмо ООО "АТЭК" от 31.07.2008 г. исходящий N01-2/1608).
Нефтепродукты и нефтехимическая продукция, выработанные из углеводородного сырья являются собственностью ООО "АТЭК".
По представленной информации ООО "АТЭК" (письмо от 31.07.2008 г. исходящий N01-2/1608) ООО "АТЭК" заключило договор на переработку углеводородного сырья с ОАО "Новойл" (NУНХ/с/2-1/2/314/07/ДАВ от 20.12.2006 г.).
Согласно вышеуказанному договору ОАО "Новойл" обеспечивает переработку и производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции в согласованном ассортименте, в том числе топливо для реактивных двигателей ТС-1. Произведенный продукт, а именно авиационный керосин ТС-1 поступает на территорию ОАО "Международный аэропорт "Уфа" до резервуаров склада ГСМ ОАО "МАУ" с ОАО "Новойл" по нефтепродуктопроводу (прямая магистраль с пункта прокачки на НПЗ до резервуаров склада ГСМ ОАО "МАУ").
Кроме того, доставка авиакеросина возможна по железной дороге до сливной эстакады склада ГСМ ОАО "МАУ". В качестве альтернативы возможны поставки железнодорожным транспортом с Омского НПЗ, ОАО Пермьнефтеоргсинтез, Самарской группа НПЗ, ОАО Орский НПЗ.
Однако с 2005 г. до 01.07.2008 г. поставка железнодорожным транспортом не производиться, так как проводилась реконструкция сливной эстакады. Таким образом, поставка авиакеросина производилась только трубопроводом с ОАО "Новойл", как единственного переработчика, имеющего возможность по процессингу вырабатывать авиакеросин марки ТС-1. Таким образом, ООО "АТЭК" является собственником углеводородного сырья. Следовательно, на данном товарном рынке в изучаемый период на территории Республики Башкортостан действовал, только один поставщик авиационного керосина ТС-1 ООО "АТЭК", доля которого составила 100%.
На заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России установлено и представители ООО "АТЭК" не отрицали, что общество на территории Республики Башкортостан является единственным поставщиком авиационного керосина ТС-1.
Таким образом, ООО "АТЭК", являясь единственным поставщиком авиационного керосина ТС-1, занимает доминирующее положение на рынке услуг авиационного керосина.
В вышеуказанный период ООО "АТЭК" были заключены договора поставки нефтепродуктов с ОАО "Международный аэропорт "Уфа" (договор от 20.08.2007 г. N01-01-0832), с ООО "ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ" (договор от 14.04.2006 г. N01-01-0653), с ООО "Бекар" (договор от 04.09.2007 г. N01-01-0853), и установлены своим покупателям разные цены на авиакеросин ТС-1. Так, например, поставка по договорам на дату 27.12.2007 г. цена составила для:
-ОАО "Международный аэропорт "Уфа" - 18040,42 руб./т (без НДС),
-ООО "ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ" - 18840,00 руб./т (без НДС), а поставка по договорам на дату 29.02.2008 г. цена составила для:
-ОАО "Международный аэропорт "Уфа" - 17220,38 руб./т (без НДС),
-ООО "ТЗК АЭРОФЬЮЭЛЗ" - 17966,50 руб./т (без НДС).
Кроме того, на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России представители ООО "АТЭК", действующие на основании доверенностей, подтвердили, что специальной методики установления скидок (наценок) у Общества нет и отсутствуют специально предусмотренными законами или иными правовыми, в т.ч. локальными актами, влияющие на установление различных цен на авиакеросин при заключении договоров поставки. ООО "АТЭК" в г. Уфе устанавливает цены на нефтепродукты с учетом ряда факторов: объема реализации, регулярности закупок, комплектности закупок, рисков, связанных с несвоевременной оплатой продукции при продаже нефтепродуктов с отсрочкой платежа.
В силу положений ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.
В соответствии со ст.ст.1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно требованиям ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар.
Следовательно, объективной стороной правового состава указанного антимонопольного правонарушения охватывается и сама возможность (угроза) недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц как результат действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
Согласно п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. N30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства" для квалификации действий (бездействий) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого последствия, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц.
Таким образом, действия ООО "АТЭК", занимающего доминирующее положение на рынке услуг авиационного керосина ТС-1 образуют состав правонарушения по ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, т.е. действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке услуг авиационного керосина ТС-1, могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1 - 4 ст.41, ч.1 ст.49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать действия ООО "АТЭК" (адрес: 450005, г.Уфа, ул.Достоевского, 107), нарушающими ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар - авиакеросин ТС-1.
2. Выдать ООО "АТЭК" предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 27 августа 2008 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016