Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 12 862/03-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе: <_>
рассмотрев дело N 12 862/03-2015, возбужденное по жалобам ООО "Торговый Дом Элеватормельмаш", Ульяновской региональной общественной организации "Общественный контроль контрактной системы" (далее - ООО "ТД Элеватормельмаш", УРОО "ОККС", заявители) на действия заказчика - Муниципального бюджетного учреждения "Дорремстрой" (далее - МБУ "Дорремстрой", заказчик, уполномоченный орган - Комитет по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации города Ульяновска, далее - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона N 0368300000115001343 на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) на приобретение дорожной техники и навесного оборудования (начальная (максимальная) цена контракта - 171 829 020,33 руб., дата окончания срока подачи заявок - 25.12.2015 г. в 09:00) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, установила:
Вх. N 8864 от 22.12.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО "ТД "Элеватормельмаш" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0368300000115001343.
Содержание жалобы составило указание на следующее.
По мнению ООО "ТД "Элеватормельмаш", заказчиком при формировании аукционной документации допущен ряд нарушений, а именно: в нарушение статьи 8 и статьи 33 Закона о контрактной системе требования к товару, установленные в документации влекут ограничение числа участников закупки, так как необходимому к поставке оборудованию соответствует только дорожная техника шведской компании BRODD Son AB, а также в документации необоснованно отсутствует ограничение, предусмотренное статьей 14 Закона о контрактной системе. Кроме того, в нарушение требований статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта предусмотрена возможность изменения размера лизинговых платежей по соглашению сторон.
Вх. N 8930 от 24.12.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба УРОО "ОККС" на действия заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
По мнению УРОО "ОККС", заказчиком при формировании аукционной документации допущен ряд нарушений, а именно: в нарушение статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчик недостоверно исполнил требования о предоставлении сведений об источнике финансирования закупки, а также в нарушение пункта 1 части 1 и части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик установил незаконное требование об обязанности лизингодателя осуществить страхование гражданской ответственности лизингополучателя. Также УРОО "ОККС" считает, что в соответствии со статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальное бюджетное учреждение не вправе заключать муниципальный контракт от имени муниципального образования.
На заседание Комиссии 28.12.2015 г. представитель ООО "ТД "Элеватормельмаш" не явился (доказательство надлежащего извещения - отчет о направлении уведомления по факсу 24.12.2015 г. в 13:30).
На заседание Комиссии 28.12.2015 г. представитель УРОО "ОККС" не явился (доказательство надлежащего извещения - отчет о направлении уведомления по электронной почте 25.12.2015 г. в 14:42).
Представитель заказчика на заседании Комиссии 28.12.2015 г. не согласилась с доводами жалобы, предоставила письменные возражения, содержащие указание, в том числе, на следующее.
Установленные требования к предмету лизинга не ограничивают число участников, так как объектом закупки являются услуги финансовой аренды (лизинга), при этом запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств при осуществлении закупок для муниципальных нужд не распространяется на лизинг. По мнению заказчика, проект контракта соответствует требованиям законодательства о контрактной системе. Также, представитель заказчика указывает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на основании решений местной администрации и долгосрочной целевой программы, закупка на заключение долгосрочного контракта на лизинг техники и навесного оборудования, является законной и обоснованной.
Также в письменном возражении указано, что сторонами контракта по вышеуказанной закупке являются лизингодатель и лизингополучатель, свободные в заключении соглашения об установлении гражданских прав и обязанностей в части обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств (далее - ОСАГО). Стоимость страхования автомобиля по ОСАГО включена в состав лизинговых платежей, соответственно при уплате лизинговых платежей лизингополучатель возмещает лизингодателю затраты, связанные с страхованием по ОСАГО.
Кроме того, заказчик считает, что жалобы ООО "ТД "Элеватормельмаш", УРОО "ОККС" не подлежат рассмотрению Ульяновским УФАС России, так как заявители не обладают статусом участника закупки.
Представитель уполномоченного органа на заседании Комиссии 28.12.2015 г. поддержал возражения заказчика.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 30.10.2015 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0368300000115001343 на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) на приобретение дорожной техники и навесного оборудования (начальная (максимальная) цена контракта - 171 829 020,33 руб., дата окончания срока подачи заявок - 25.12.2015 г. в 09:00).
09.11.2015 г., 23.11.2015 г., 24.11.2015 г., 27.11.2015 г., 30.11.2015 г., 09.12.2015 г. в аукционную документацию на основании решения заказчика были внесены изменения.
05.11.2015 г., 06.11.2015 г., 23.11.2015 г., 27.11.2015 г. были опубликованы разъяснения положений документации.
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобы ООО "ТД "Элеватормельмаш", УРОО "ОККС" необоснованными. При этом Комиссия исходила из следующего.
I. 1) В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе содержит указание на то, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта и условий его исполнения, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями.
При этом частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге) договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.
Согласно пункту 9 Раздела 1 "Информационная карта" документации объектом закупки является оказание услуг финансовой аренды (лизинга) на приобретение дорожной техники и навесного оборудования.
Приложение N 1 "Описание объекта закупки и количество" содержит наименование техники, ее технические характеристики и количество.
В данном случае МБУ "Дорремстрой" является лизингополучателем, а победитель электронного аукциона - лизингодателем.
В силу части 1 статьи 5 Закона о лизинге лизинговые компании (фирмы) - коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.
Таким образом, рассматриваемый электронный аукцион проводился не среди производителей дорожной техники и навесного оборудования, и организаций, осуществляющих реализацию такой техники, а среди лизинговых компаний.
При этом, доказательств ограничения числа участников закупки - лизингодателей заявителем не представлено.
Кроме того, Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 г. N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" устанавливает запрет на закупку отдельных видов товаров машиностроения и не распространяется на выполнение работ или оказание услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Учитывая изложенное, жалоба ООО "ТД "Элеватормельмаш" в указанной части является необоснованной.
2) Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Проект контракта содержится в разделе 4 документации об электронном аукционе N 0368300000115001343.
Часть 3 "Цена контракта и порядок расчетов" раздела 4 документации "Проект контракта" содержит указание на то, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (пункт 3.1). Цена контракта включает в себя (пункт 3.3) график лизинговых платежей (приложение N 2). При этом, проектом контракта предусмотрено, что размер лизинговых платежей может быть изменен по соглашению сторон в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности лизингополучателя. Установленный в разделе 4 "Проект контракта" документации порядок оплаты по контракту и порядок расчетов между сторонами не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе и гражданского законодательства.
Кроме того, раздел 4 "Проект контракта" документации содержит установленные, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе положения об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных по контракту.
Учитывая изложенное, жалоба ООО "ТД "Элеватормельмаш" в указанной части является необоснованной.
II. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
1. Согласно пункту 17 Раздела 1 "Объект закупки и условия контракта" документации источником финансирования закупки является бюджет муниципального образования "город Ульяновск" на 2015 - 2020 гг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 72 Бюджетного кодекса государственные (муниципальные) контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, принимаемыми в соответствии со статьей 79 Бюджетного кодекса, на срок реализации указанных решений.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что Постановлением Администрации г. Ульяновска N 5124 от 06.10.2015 г. утвержден Порядок принятия решений о заключении муниципальных контрактов муниципального образования "город Ульяновск" на выполнение работ, оказание услуг на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Согласно пункту 5 указанного Порядка решение администрации города Ульяновска о заключении муниципального контракта принимается в форме распоряжения администрации города Ульяновска.
Согласно Распоряжениям Администрации г. Ульяновска N 322-р и 323-р от 29.10.2015 г. МБУ "Дорремстрой", МБУ "Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска" даны поручения заключить долгосрочные муниципальные контракты на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) на приобретение специализированной техники и навесного оборудования.
Согласно паспорту "Ведомственной целевой программы", утвержденной приказом N 201/1 от 28.09.2015 г. финансирование МБУ "Дорремстрой", МБУ "Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска" установлено на 2015-2020 годы.
При этом, закон о контрактной системе не содержит указание на обязанность заказчика формировать аукционную документацию с обязательным указанием в ней на подробное описание источника финансирования. Указание в аукционной документации источника финансирования как "бюджет МО г. Ульяновска на 2015-2020 гг", не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, при формировании извещения требование пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе нарушено не было, жалоба УРОО "ОККС" в указанной части является необоснованной.
2. Согласно пункту 9 Раздела 1 "Объект закупки и условия контракта" документации объектом закупки является оказание услуг финансовой аренды (лизинга) на приобретение дорожной техники и навесного оборудования.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге) договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.
В соответствии с пунктом 8.1. Проекта контракта обязанность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) возлагается на лизингодателя.
В силу части 1 статьи 21 Закона о лизинге предмет лизинга может быть застрахован от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения с момента поставки имущества продавцом и до момента окончания срока действия договора лизинга, если иное не предусмотрено договором. Стороны, выступающие в качестве страхователя и выгодоприобретателя, а также период страхования предмета лизинга определяются договором лизинга.
Согласно статье 1 Федерального закона N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) под владельцем транспортного средства понимается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное).
Таким образом, в соответствии с Законом об ОСАГО, под понятие владельца транспортного средства подпадает как лизингодатель, так и лизингополучатель.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона об ОСАГО владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Законом об ОСАГО и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Согласно части 3 статьи 21 Закона о лизинге лизингополучатель в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, должен застраховать свою ответственность за выполнение обязательств, возникающих вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в процессе пользования лизинговым имуществом.
Учитывая изложенное, исходя из положений Закона о лизинге и Закона об ОСАГО, страхование ОСАГО владельцев транспортных средств может быть возложено как на лизингодателя, так и на лизингополучателя.
Учитывая изложенное, жалоба УРОО "ОККС" в указанной части является необоснованной.
3. Относительно доводов УРОО "ОККС" о том, что МБУ "Дорремстрой" не вправе заключать муниципальный контракт от имени муниципального образования, Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет следующее.
Ульяновское УФАС России является органом, осуществляющим контроль за процедурой закупки с момента размещения извещения до заключения контракта. При этом, контроль за соблюдением бюджетного законодательства (статьи 72 Бюджетного кодекса) не входит в полномочия антимонопольного органа.
Учитывая изложенное, жалоба УРОО "ОККС" является необоснованной.
4. Относительно доводов заказчика об отсутствии оснований для подачи жалоб ООО "ТД "Элеватормельмаш", УРОО "ОККС" в связи с отсутствием у заявителей статуса участника закупки, Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет следующее.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном Законом о контрактной системе, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
Согласно пункту 26 раздела 1 "Информационная карта" документации датой окончания подачи заявок на участие в указанном аукционе является 25.12.2015 г., 09.00.
Жалобы ООО "ТД "Элеватормельмаш", УРОО "ОККС" поступили в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области 22.12.2015 г. (вх. N 8864), 24.12.2015 г. (вх. 8930 от 24.12.2015 г.) соответственно.
Таким образом, учитывая положения частей 1 и 3 статьи 105 Закона о контрактной системе у Ульяновского УФАС России имелись законные основания к принятию и рассмотрению указанной жалобы.
В связи с изложенным, оператору электронной торговой площадки необходимо прекратить приостановление закупки N 0368300000115001343.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, решила:
Признать жалобы ООО "ТД "Элеватормельмаш", УРОО "ОККС" необоснованными.
<_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 12 862/03-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016