Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 4 сентября 2008 г. N 25
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Камнева Н.П.,
члены Комиссии - Скоп Е.А., Виногорова Ю.В., Скорнякова В.Н., Сидельникова Н.С.,
рассмотрев дело N 25, по факту размещения ООО "Красота и здоровье" рекламы комплекса для похудения "Афродита" в эфире 38 канала (ТВ-З), канала "Домашний", 21 канала, 23 канала г. Новосибирска с признаками нарушения:
· п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" - не допускается
недостоверная реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его составе, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара;
· п.п.9, 11 ч.3 ст.5 ФЗ "О рекламе" - недостоверной признается реклама, которая
содержит не соответствующие действительности сведения, в частности об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов и иных наград (п.9), о результатах исследований и испытаний (п.11);
· п.1 ч. 1 ст. 25 ФЗ "О рекламе" - реклама БАД и пищевых добавок не должна создавать
впечатления о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
· п. 2 ч. 1 ст. 25 ФЗ "О рекламе" - реклама БАД и пищевых добавок не должна содержать
ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
· п. 5 ч.1 ст. 25 ФЗ "О рекламе" - запрещается в рекламе БАД и пищевых добавок создавать
впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации таких добавок,
в присутствии: заявителей <_> <_> <_> <_> <_> <_>(не явились, уведомлены надлежаще), третьих лиц <_> <_> (не явились, Определение об отложении дела N 25 от 05.08.2008 г. направлено 06.08.2008 г.);
представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Красота и здоровье", <_> (по доверенности ), установила
Событие административного правонарушения и его квалификация: в адрес Новосибирского УФАС России поступили заявления:
01.04.2008 г. от <_> (вх. N 1552);
16.04.2008 г. от <_> (вх. N 1893);
28.04.2008 г. от <_> (вх. N 2111);
12.05.2008 г. от <_> (вх. N 2328);
15.05.2008 г. от <_> (вх. N 2423);
29.05.2008 г. <_> (материалы от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по НСО, вх. N 2721);
30.05.2008 г. материалы от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с копией, поступившего из прокуратуры Дзержинского района г. Новосибирска обращения от потребителя <_>вх. N 2747);
27.06.2008 г. от <_> (вх. N 3357).
В рекламе прозвучала информация о том, что комплекс "Афродита" является эффективным средством для похудения.
По мнению заявительниц, поскольку приобретённые препараты не уменьшили вес, реклама о снижении веса при помощи комплекса "Афродита", размещенная на телеканалах г. Новосибирска, является недостоверной.
Проверка, проведенная Новосибирским УФАС России показала, что рекламу (рекламный ролик "лишний вес, шлаки, токсины_") о комплексе для снижения веса "Афродита" разместило через ЗАО Телерадиокомпания "Молодая культура Сибири" в эфире 21 канала в марте 2008 г. ООО "Красота и здоровье", на основании договора N 5р от 28.02.2008 г. В рекламном сюжете рекламируется комплекс "Афродита", в розовой упаковке, содержимое коробки не указывается:
"Лишний вес, шлаки, токсины, целлюлит, плохое настроение. От всего этого можно избавиться быстро и без побочных эффектов".
Указанную рекламную информацию, согласно п. 3.2. Договора N 5р от 28.02.2008 г. ООО "Красота и здоровье" предоставило рекламораспространителю на видеоносителе.
Также данный рекламный ролик распространялся на ТК "Домашний" в марте 2008 г., размещался через ООО "Рекламное агентство "Четверка", на основании Договора N 2 от 09.01.2008 г., заключенного с ООО "Красота и здоровье". На основании того же договора осуществлялся показ рекламного сюжета в передаче "Красотка":
"_комплекс создан по уникальной технологии_ метод холодного гидролиза_ новейшие разработки_ они позволяют получать из клетки растения такую вытяжку, которая особо глубоко проникает в клетку биологического человека и тем самым, более эффективно, по сравнению с другими какими - то средствами, на нее воздействуют_ Соответственно, мы получаем результат точно, эффективно и надолго_";
"_Сколько можно сбросить килограммов благодаря комплексу "Афродита" Благодаря конкретному комплексу столько, сколько нужно. Вопрос на сколько это будет продолжительный курс и все, больше вопросов нет. Т.е. мы в любом случае добьемся того результата, который нужен_";
"_если нам нужно сбросить 20-30 кг, это достигается, благодаря этому комплексу _ Да, просто в одном случае это будет месяц, в другом случае это будет 2 мес., 3 мес. и т. д._";
"_А вот не всегда это бывает, наверное, после этого, там всевозможные диеты, потому что организм не дополучает очень нужных определенных минеральных веществ, органических. Вот, комплекс "Афродита", он помогает, в этой ситуации, справится с такой проблемой.
Специалист.: он помогает справиться по двум направлениям_
1 ведущая: _т.е. человек худеет, каким образом
<_>: Во-первых, мы не вынуждены поддерживать диету, мы можем дать некоторые рекомендации по планам питания людям, они, если хотят, они будут этого придерживаться, а женщины хотят, и они этого, естественно, придерживаются. Но достаточно продержаться первое время, потом организм сам начинает, у., в этом режиме работать. И второе, по поводу того, что мы недополучаем витаминов, минералов, это все есть в составе препарата, все поддерживает организм, особенно сейчас, когда, когда на дворе солнышка, к сожалению, нет и очень многих витаминов мы, из продуктов питания мы не имеем_";
"_смотрите, 2 составляющие, которые идут на внутреннее применение - они изнутри в течение дня: утренний чай, он расщепляет легкие жировые отложения, вечерний - за ночь расщепляет тяжелые, фактически их в легкие, которые, в свою очередь, с утра будет, опять же расщеплять, разрушать, выводить утренний напиток. Т.е. это, опять же, та же самая круговерть. А гель, он за счет того, что заставляет кожу подтягиваться и разрушает целлюлитные отложения. Это же не просто жировые клетки, это несколько иное. И за счет того, что заставляет растягиваться, это просто, это все проблема, она вот так вот, в тисках. Мы ее зажимаем и ничего иного не остается, нашим жировым клеткам, кроме как покинуть наш организм_".
Согласно п.2.2.1. Договора N 2 от 09.01.2008 г., рекламные материалы также предоставляются заказчиком - ООО "Красота и здоровье"
Рекламный ролик ("весна всегда праздник_") в марте 2008 г. размещался в эфире 23 телеканала в телепрограмме "Форпост Медиа" (ретранслирующий программу "ТВ-Дарьял" на территории г. Новосибирска), на основании договора N 85 от 17.05.2008 г. заключенного между ЗАО ТРК "Молодая культура Сибири плюс" и ООО "Красота и здоровье":
"_Весна всегда праздник, но иногда приход весны приносит огорчения.
Решение сесть на строгую диету, приходит одновременно с примеркой весеннего гардероба. Однако уже через день, максимум полтора, мы почему-то вновь открываем холодильник в предвкушении сладостных минут поглощения вкусной и нездоровой пищи. И так постоянно. Что же делать У вас есть прекрасная возможность в кратчайшие сроки сбросить вес, поправить свое здоровье.
Представляем принципиально новый, натуральный комплекс "Афродита". "Афродита" не только может помочь вам избавиться от лишнего веса, но и очистить ваш организм от шлаков с помощью экстракта морских водорослей Японского моря, а достигнутый результат закрепляется на долгие, долгие годы".
В сопроводительном письме, предоставленным ЗАО ТРК "Молодая культура Сибири плюс", говорится, что рекламный ролик в готовом виде был предоставлен непосредственно рекламодателем.
Из предоставленных 30.05.2008 г. документов и материалов ЗАО "АРС и К" следует:
ООО "Красота и здоровье" в марте 2008 г. разместило в эфире канала "ТВ-3" рекламный ролик "шлаки, токсины, целлюлит_", а также 6 рекламных сюжетов в передаче "Красотка". Размещение указанных рекламных материалов производило ООО "Рекламное агентство "Четверка" в соответствии с Договором N 2 от 09.01.2008 г. заключенного с ООО "Красота и здоровье", которое в свою очередь, согласно п.2.2.1. Договора N 2 от 09.01.2008 г., предоставляло рекламные материалы.
Передача "Красотка" N 1:
".те же результаты можно добиться, как после пластической хирургии. Просто более безвредный для здоровья, абсолютно, и результаты действительно потрясающие_";
"_ все подбирается строго индивидуально, у нас очень большой ассортимент трав, более 600 видов_ и на протяжении всего курса специалист ведет своего пациента до желаемого результата_";
"_ первый результат уже после первой недели приема_ уже видят улучшения и общего состояния и физического, и активность повышается_ идет снижение веса, на 3 кг. в неделю. После прохождения курса, конечно, идет мощнейшее закрепление результата и в последующей жизни уже не набирается_".
Передача "Красотка" N 2:
"_специалисты оказывают женщинам психологическую помощь,_ психологический настрой_";
"_Вы, как Вы сами сказали, смогли похудеть и постройнеть благодаря комплексу "Афродита". Что это за чудодейственный комплекс.";
"да, действительно, что только я не пробовала, и диеты, и различные препараты, и все, что угодно_наоборот, вес растет_";
"_какие программы существуют у вас похудения по вашему комплексу.а, действительно, программ очень много и все больше разрабатывается, и подбираются новые_ ускоренный курс_ ускоренное снижение веса, омолаживающая программа_ у кого проблемы со здоровьем, обращаются мужчины, добавляем компоненты, отвечающие за мужскую силу, за потенцию_";
"_витамины включены, входят в функциональный состав витамины А, Е, С, также йод биогенный, бетта-каратин_ Если у женщины щитовидная железа, то наоборот, йод не добавляем, мы смотрим еще какие компоненты надо включить, какие нет,_ все строго подбирается, строгий подбор_".
Передача "Красотка" N 4:
"_сначала мы производим полностью очистку организма, затем оздоравливает, воздействуем на те органы, которые страдают, и затем уже идет само снижение веса_"
"_что будет испытывать женщина на всех трех этапах.Никакого дискомфорта_ наоборот, женщина будет чувствовать легкость, бодрое состояние_ чувствовать повышение иммунитета, нормализацию всех систем_";
"_как быстро можно увидеть эффект от действия препарата. Первый результат наступает после первой недели применения, уходит 2-3 кг в весе женщина теряет, и 4-5 см объема, это талия и бедра_";
"_ по мере снижения веса производим подтяжку кожи_ если теряем 2-3 кг,. но если теряем 10-20, а то бывает и 30 кг, то появляется дряблость и отвисание,_ это все подтягивается по мере снижения веса_";
"_применение утренней и вечерней "Афродиты" способствует выделению в организме таких веществ, как коллаген и эластин и также эти компоненты входят в состав геля_";
"_в клетке, где произошел сбой, запоминается информация об оптимальном количестве белков, жиров, углеводов, которые необходимы женщине, для поддержания достаточного веса_ здесь идет поддержание результата_ на 7-10 лет, 100% результат_";
"_мы произвели новый комплекс, который является аналогом пластической хирургии, т.е. результаты такие, как после операции_";
"_достаточно пройти курс и результаты будут такие, как после пластической операции, идет полностью регенерация тканей_";
"_результат действительно достигается на 7-10 лет -Да, это так_";
"_вес снижается равномерно по всем частям тела_".
Передача "Красотка" N 5:
"_наш медицинский центр предлагает_ комплекс "Афродита"_ т.е. занимаемся восстановлением гормонального баланса и обменных процессов_ Подвергаются очистке и печень, и почки, и желчный пузырь, и кровеносная система_очищается от жировых бляшек и от холестерина_";
"_мы каждую неделю сверяем, на сколько сантиметров женщина похудела, сколько килограмм она потеряла, все данные фиксируются четко еженедельно_";
"_Мы имеем три золотых медали им. Мечникова и Дашковой и 1 медаль Пауля Эрлиха_";
"_если у женщины 2-3 лишних килограмма, то это может быть месяц или три недели, а если их 20-30, а то и 40, то здесь речь о скорости не идет. Главное качество, главное снизить вес_".
Передача "Красотка" N 8:
"_вы хотите нас уверить, что мы можем не сидеть на диетах, питаться так, как мы захотим, не бегать постоянно в тренажерный зал, т.е. вести обычный образ жизни и нравиться себе Да, конечно_";
"_ "Афродита" не только сжигает разложившиеся жиры, как жиросжигатель, а именно выявляет причину. идет очищение и оздоровление организма,_ оздоравливает и сжигает вес_";
"_уникальность комплекса "Афродита" в том, что он подбирается индивидуально_ когда узнаются все проблемы женщины, уже подбираются компоненты, включаются в комплекс, чтобы лучше воздействовать на организм. Это единственный комплекс, основанный на лекарственных травах, не содержит химии, синтетики, только лекарственные травы, который подбираются в зависимости от ее заболеваний_ Он имеет пролонгированное действие_";
"_первый результат видно после 1-й недели применения. Женщина заметно уходит в объемах_4-5 см, и 2-3 кг в неделю - потеря веса_";
"_у нас есть антивозрастная программа_замедляет процесс старения, она оттягивает климактерический период, приводит в норму менструальный цикл и гормональный баланс приходит в норму_".
Передача "Красотка" N 15:
"_мы действительно можем никогда больше не сидеть на диете Да, естественно, это прошлый век_это комплекс, который применяется раз в жизни_";
"_человек теряет в среднем от 5 до 8 кг в месяц, это действительно не вредно для здоровья_через неделю ты, все равно, видишь эффект_ лучше начинает спать, сосудистая система приходит в порядок, блеск в глазах, улучшается состояние кожи_";
"_Вы принимали препарат, может, расскажите - Клинические испытания мы просто обязаны проходить сами. каждый специалист проходит клинические испытания, я принимала антивозрастную программу. -Вы никогда не были пухленькой.-Ну, сказать что прям пухленькой особо не была_ Ну Ольга скромничает, она была пополнее чем сейчас, она не хочет в этом признаваться_";
"если всего 5 кг лишних, то 1,5 месячный курс будет достаточен_";
"_в наш комплекс входят омоложенные комплексы, придающее коже ее нормальный цвет, эластичность, упругость_";
". у нас есть и в 60 и в 70 и даже в 80-летние женщины, которые к нам обращаются_";
"_даже если я скажу, что за месяц можно избавиться от 20 кг., то нормальный здоровый человек не поверит, это не реально, и никто на него не согласится_медленно, но верно_постепенное похудение, постепенное оздоровление организма и приводит к закреплению эффекта, который дает наш комплекс "Афродита".
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, в рассматриваемом случае ООО "Красота и здоровье", признаётся рекламодателем.
К заявлениям потребителей приложены документы на приобретённый комплекс "Афродита" (производитель ООО "Инат-Фарма" г. Москва):
· Санитарно-эпидемиологическое заключение N50.99.01.919.П.025209.11.06 от 27.11.2006 г. "Напитки чайные: "Афродита утренняя", "Афродита вечерняя";
· Сертификат соответствия NРОСС RU.АЮ97.В32433 на "Напитки чайные: "Афродита утренняя", "Афродита вечерняя"";
· Санитарно-эпидемиологическое заключение N77.01.12.915.П.06515.03.3 от 24.03.03г.: "Гель-термогеник для уменьшения жировых отложений с антицеллюлитным эффектом";
· Сертификат соответствия N РОСС RU.0001.11АИ33 на гель-термогеник для уменьшения жировых отложений с антицеллюлитным эффектом.
Заявленная в рекламе область применения комплекса "Афродита", в качестве средства для очищения, оздоровления организма, для снижения веса, устранения целлюлита, дряблости кожи не соответствуют области применения, установленной перечисленными документами: пищевые продукты напитки чайные и парфюмерно-косметическая продукция гель - термогеник. Таким образом, Новосибирским УФАС России, установлено наличие нарушения п.2 ч. З ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе", согласно которого недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о назначении, потребительских свойствах. Заявленные свойства, в приведенных выше текстах рекламных сообщений, документально не подтверждены ООО "Красота и здоровье". Недостоверная реклама не допускается (ч.1 ст.5 закона о рекламе).
В рекламных роликах упоминается о наличии у комплекса "Афродита" трех золотых медалях: медаль им. Мечникова, Дашковой, Пауля Эрлиха. На заседании Комиссии представитель ООО "Красота и здоровье" представил копии Дипломов им. П.Эрлиха, Е. Дашковой, И.Мечникова, также пояснил, что к данным дипломам имеется медали. В связи с указанными документами, признаков нарушения п.9 ч.3 ст.5 ФЗ "О рекламе" в рассматриваемой рекламе не установлено. Кроме того, не установлено нарушения п. 11 ч.3 ст.5 закона о рекламе.
Представитель Общества предоставил на рассмотрение Комиссии Санитарно-эпидемиологическое заключение N 50.99.01.919.П.025209.11.06 от 27.11.2006 г. на напитки чайные "Афродита утренняя" и "Афродита вечерняя", санитарно-эпидемиологическое заключение N 77.01.12.915.П.06515.03.3 от 24.03.2003 г. на парфюмерно-косметическую продукцию гель - термогеник для уменьшения жировых отложений с антицеллюлитным эффектом, а также пояснил, что именно эти два компонента входят в состав комплекса "Афродита": напитки чайные двух видов и гель-термогеник.
Таким образом, комплекс "Афродита" не является БАДом или пищевой добавкой, следовательно, не содержит признаков нарушения п.1,5 ч. 1 ст. 25 ФЗ "О рекламе".
Согласно п.4 абз. 1 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Ответственность за нарушение п.2 ч. 3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с которым, не допускается недостоверная реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о назначении, потребительских свойствах согласно ч. 6 ст. 38 закона о рекламе, несёт рекламодатель.
Заслушав заявителя и ответчика, рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" N38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила
1. Признать ООО "Красота и здоровье" нарушившим п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" - не допускается недостоверная реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе, о назначении, потребительских свойствах, а рекламу комплекса "Афродита", размещенную в марте 2008 г. в эфире 38 канала (ТВ-З), канала Домашний, 21 канала, 23 канала г. Новосибирска, ненадлежащей рекламой.
2. Выдать ООО "Красота и здоровье" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "12" сентября 2008.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Н.П. Камнева
Члены Комиссии Ю. В. Виногорова
Е. А. Скоп
В.Н. Скорнякова
Н.С. Сидельникова
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"04" сентября 2008 г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Камнева Н.П.,
члены Комиссии - Скоп Е.А., Виногорова Ю.В., Скорнякова В.Н., Сидельникова Н.С.,
на основании своего решения от 05 сентября 2008 г. по делу N 25 в отношении ООО "Красота и здоровье" по факту распространения рекламы комплекса для похудения "Афродита" на телеканалах г. Новосибирска, с нарушением требований п. 2 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с которым, не допускается недостоверная реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о назначении, потребительских свойствах,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Красота и здоровье"" в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно не допускать распространение рекламы, в том числе на телеканалах г. Новосибирска, с нарушением требований:
· п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с которым, не допускается недостоверная реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о назначении, потребительских свойствах;
2. Обществу с ограниченной ответственностью "Красота и здоровье"" представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до "25" сентября 2008 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Н.П. Камнева
Члены Комиссии Ю. В. Виногорова
Е. А. Скоп
В.Н. Скорнякова
Н.С. Сидельников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 4 сентября 2008 г. N 25
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016