Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
(опубликовано 4 сентября 2008 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
Председатель Комиссии - Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е.- начальник отдела антимонопольного управления;
- Жаркова Т.Ю. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
рассмотрев дело N 03-6/1-82-2008 по признакам нарушения ООО "Тверьрегионгаз" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
установила:
настоящее дело возбуждено Тверским УФАС России по заявлению ОАО "Центросвармаш" от 22.07.2008 г. N 06/ОГЭ-2043 о навязывании со стороны ООО "Тверьрегионгаз" при заключении долгосрочного договора поставки и транспортировки газа N 52-4-5686/08 от 25.07.2007 г. штрафных санкций за несанкционированный отбор газа сверх договорных объемов, что может иметь своим результатом ущемление интересов ОАО "Центросвармаш".
Приказом Тверского УФАС России от 01.07.2004 г. N 45 ООО "Тверьрегионгаз" включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: реализация природного газа с долей на рынке указанного товара более 65 процентов в географических границах: Тверская область.
В соответствии с пунктом 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (утв. приказом ФАС России от 17.01.2007 г. N 5, зарегистрирован в Минюсте России 23.05.2007 г. N 9541) определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.
Таким образом, положение ООО "Тверьрегионгаз" на рынке услуг по реализации природного газа в географических границах Тверской области является доминирующим.
Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей сторон, не усматривает в действиях ООО "Тверьрегионгаз" при заключении долгосрочного договора поставки и транспортировки газа N 52-4-5686/08 от 25.07.2007 г. навязывания ОАО "Центросвармаш" штрафных санкций за несанкционированный отбор газа сверх договорных объемов в связи с нижеследующим.
Отношения между ООО "Тверьрегионгаз" и ОАО "Центросвармаш" по поставке последнему природного газа регламентируются ГК РФ и Правилами поставки газа в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 г. N 162, далее - Правила).
ООО "Тверьрегионгаз" в адрес ОАО "Центросвармаш" была направлена оферта в виде проекта долгосрочного договора поставки и транспортировки газа N 52-4-5686/08.
Пунктами 3.4. и 3.6. указанного проекта договора были предусмотрены штрафные санкции по отношению к ОАО "Центросвармаш" как за невыборку природного газа, так и за потребление природного газа сверх договорных объёмов.
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Аналогичная правовая норма установлена и пунктом 11 Правил.
Согласно приобщённым к материалам настоящего дела протоколу разногласий, протоколу согласования разногласий к долгосрочному договору поставки и транспортировки газа N 52-4-5686/08 от 25.07.2007 г. и пояснениям представителей ООО "Тверьрегионгаз" и ОАО "Центросвармаш" представители последнего не возражали в отношении предусмотренных пунктами 3.4. и 3.6. указанного договора штрафных санкций за невыборку и за потребление природного газа сверх договорных объёмов.
Таким образом, ОАО "Центросвармаш" при заключении долгосрочного договора поставки и транспортировки газа N 52-4-5686/08 от 25.07.2007 г. не сочло необходимым воспользоваться предоставленными вышеуказанными нормами ГК РФ и Правил возможностями урегулировать вопрос касающихся применения ООО "Тверьрегионгаз" штрафных санкций за невыборку и за потребление природного газа сверх договорных объёмов.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Включение по соглашению сторон ответственности за нарушение договорных обязательств в виде неустойки не запрещено гражданским законодательством и не нарушает норм Федерального закона "О защите конкуренции".
В соответствии со статьёй 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Тверского УФАС России не усматривает признаков нарушения антимонопольного законодательства и в отказе ООО "Тверьрегионгаз" (исх. от 02.07.2008 г. N 06-1705) по результатам рассмотрения обращения ОАО "Центросвармаш" (исх. от 30.05.2008 г. N 06-ОГЭ-975) внести изменения в долгосрочный договор поставки и транспортировки газа N 52-4-5686/08 от 25.07.2007 г.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
решила:
прекратить рассмотрение дела N 03-6/1-82-2008 в отношении ООО "Тверьрегионгаз" о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании п. 2 ч.1 ст. 48 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях указанного хозяйствующего субъекта.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Л.В.Посохова
Члены Комиссии:
С.Е. Иванов
Т.Ю.Жарков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (опубликовано 4 сентября 2008 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016