Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 12 сентября 2008 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии
Дегтярева Р. В. - руководитель управления
Члены комиссии:
Иващенко И. В. - заместитель руководителя- начальник отдела контроля в топливно-энергетическом комплексе и связи;
Найденова С.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля в топливно-энергетическом комплексе и связи;
Мкртумян А. А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля в топливно-энергетическом комплексе и связи;
Рассмотрев дело N 199 по признакам нарушения субъектами розничного рынка бензина автомобильного и дизельного топлива в границах АТО МО г. Краснодар: ООО "Лукойл -Югнефтепродукт", ОАО "НК Роснефть -Кубаньнефтепродукт", ООО "Октан -Юг"; АТО МО г.Армавир: ООО "Лукойл -Югнефтепродукт, ОАО "НК Роснефть -Кубаньнефтепродукт", ООО "Крокус", ООО "Южная нефтяная компания": АТО МО г. Ейск: ООО "НК "Роснефть -Югнефтепродукт" ООО "Вера", ООО "Ветеран Вооруженных Сил", пункта 1, части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
По поручению Правительства Российской Федерации "О мониторинге оптовых и розничных цен на нефтепродукты", во исполнение приказа ФАС России от 19.03.2007 г. N 73, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю в целях реализации возложенных функций, осуществляет еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен бензинов автомобильных (А-76, Аи-92, Аи-95) и дизельного топлива, реализуемых с АЗС, расположенных на территории края, в том числе следующих административно-территориальных округах: МО город Краснодар, МО город Армавир, МО город Ейск.
Субъектами вышеуказанного мониторинга являются следующие хозяйствующие субъекты: в муниципальном образовании г. Краснодар (далее- АТО г. Краснодар) - ООО "Лукойл -Югнефтепродукт" (11 шт. -АЗС), ОАО "НК "Роснефть" -Кубаньнефтепродукт" (21 шт.-АЗС), , ООО "Октан -Юг" ( 8 шт. -АЗС); в муниципальном образовании г. Армавир (далее- АТО г. Армавир)- ООО "Лукойл -Югнефтепродукт" (1 шт. -АЗС), ОАО "НК "Роснефть" -Кубаньнефтепродукт" (2 шт.-АЗС), ООО "Крокус" (4 шт.-АЗС); ООО "Южная нефтяная компания" (5 шт.-АЗС); в муниципальном образовании г. Ейск (далее- АТО г. Ейск) - ОАО "НК "Роснефть" -Кубаньнефтепродукт" (7шт. - АЗС), ООО "Вера" (4шт. - АЗС), ООО "Ветеран Вооруженных Сил" (1шт-АЗС).
Из информации, представленной в управление в ходе еженедельного мониторинга, ОАО "НК "Роснефть" -Кубаньнефтепродукт", ООО "Лукойл -Югнефтепродукт", ООО "Октан", ООО "Крокус", ООО "Южная нефтяная компания", ООО "Вера" следует, что на территории АТО г. Краснодар, г. Армавир, г. Ейск вышеуказанными хозяйствующими субъектами розничные цены на бензины автомобильные (А-76, Аи-92, Аи-95) и дизельное топливо были установлены на одном уровне в один и тот же временной интервал в 2008 году.
Статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами на товарном рынке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 24.07.2008 N129 возбуждено дело N 199 по признакам нарушения ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (350033, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 2/1), ОАО "НК "Роснефть"- "Кубаньнефтепродукт" (350063, г. Краснодар, ул. Коммунаров, 4), ООО "Крокус" (352922 г. Армавир, Промзона, 10), ООО "Октан-Юг" (почт. адрес: 350080, г. Краснодар, ул. Новороссийская, 55/1; юрид. адрес: 350000, г.Краснодар, ул.Мира, 71), ООО "Вера" (353680, г.Ейск, ул. Красная, 74/2), ООО "Ветеран Вооруженных Сил" (353660, г. Ейск, ул. Мичурина, 6), ООО "Южная нефтяная компания" (352900, г. Армавир, Промзона-16), п. 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением Краснодарского УФАС России от 24.07.2008 дело N199 назначено на рассмотрение на 26.08.2008 г.
26.08.2008 г. на заседании комиссии по делу N199 присутствовали: члены комиссии, представитель по доверенности со стороны ответчиков: ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" Журавлева Ольга Владимировна доверенность N 187/08 от 26.08.2008 г., Душко Юрий Алексеевич доверенность N 186/08 от 26.08.2008 г.; ОАО "Роснефть - Кубаньнефтепродукт" Мячев Андрей Геннадьевич доверенность N138 от 26.08.2008 г., заместитель генерального директора Теунаев Дагир Мазанович; ООО "Октан - Юг" Башков Валентин Валентинович доверенность 23 АВ 059546 от 16.04.2008 г.; ООО "Ветеран Вооруженных Сил" директор Башта Владимир Дмитриевич, бухгалтер Кияшко Елена Викторовна; ООО "Вера" директор Колесников Николай Иванович, бухгалтер Бойко Галина Петровна, юрист Шахлай Алексей Александрович. На заседании комиссии поступило ходатайство ООО "Южная нефтяная компания" от 26.08.2008 N451 о невозможности участия в рассмотрении дела и об отложении рассмотрения дела на более поздний срок.
Определением Краснодарского УФАС России от 26.08.2008 дело N199 отложено и рассмотрение назначено на 12.09.2008.
12.09.2008 на заседании комиссии по делу N199 присутствовали: члены комиссии, представитель по доверенности со стороны ответчика: ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" Душко Юрий Алексеевич доверенность N 186/08 от 26.08.2008 г., Трифонов Сергей Юрьевич доверенность от 12.09.2008 N193/08; ОАО "Роснефть - Кубаньнефтепродукт" Мячев Андрей Геннадьевич доверенность N138 от 26.08.2008 г., Ким Светлана Любомировна доверенность от 12.09.2008 N316, ООО "Вера" директор Колесников Николай Иванович; ООО "Крокус" Усачева Людмила Анатольевна доверенность N478.
В ходе рассмотрения дела N199 по факту установления розничных цен на бензины автомобильные (А-76 (80), Аи-92, Аи-95) и дизельное топливо на одном уровне в АТО г. Краснодар, АТО г. Армавир, АТО г. Ейск в один и тот же временной интервал 2008 г. представителями сторон по делу даны следующие пояснения.
ООО "Октан-Юг" (розничные цены на нефтепродукты на одном уровне были установлены с ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт") пояснил следующее: ООО "Октан - Юг" осуществляет деятельность розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в АТО г. Краснодаре по договору комиссии от 02.07.2007 N6, заключенному с ООО "Альтем" (Комитент), согласно которому ООО "Октан-Юг" (Комиссионер) обязан реализовать продукцию по цене не ниже, назначенной Комитентом, т.е розничные цены на бензины автомобильные и дизельное топливо Комиссионер не формирует. В свою очередь ООО "Альтем" не осуществляет розничную реализацию нефтепродуктов в АТО г. Краснодар.
ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (розничные цены на нефтепродукты на одном уровне были установлены помимо АТО г. Краснодар, в АТО г. Армавир с ООО "Лукойл- Югнефтепродукт", ООО "Крокус", в АТО г. Ейск с ООО "Вера", с ООО "Ветеран Вооруженных Сил") пояснили следующее: розничные цены формируются обществом самостоятельно, с учетом цен поставщиков, коммерческих расходов (издержках), конъюнктуры рынка, ни с кем из участников указанных локальных рынков свои действия по установлению цен не согласовывало, а в данной ситуации усматривает не согласованность действий, а параллельность действий, вызванную рядом объективных причин (ростом цен поставщиков, транспортных расходов.).
ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (розничные цены на нефтепродукты на одном уровне были установлены в АТО г. Армавир с ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт", ООО "Крокус") пояснили следующее: экономическим обоснованием повышения цен розничной реализации автомобильного топлива, происходящее в Краснодарском крае, за период с января по июль текущего года являются следующие объективные причины: рост мировых цен, повышение цен на нефть на внутреннем рынке Российской Федерации, низкий уровень остатков по бензинам в целом по Российской Федерации, рост оптовых и розничных цен на нефтепродукты на соседних товарных рынках, рост железнодорожных тарифов на транспортировку нефти и нефтепродуктов посредством нефте- и продуктопроводов. При формировании розничных цен ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" исходит из затратного метода ценообразования, который отвечает целям покрытия издержек и получения прибыли от реализации. С начала 2008 г. в России произошел заметный рост цен на продукцию и услуги основных отраслей промышленности, в том числе в сфере естественных монополий, а нефтяные компании являются одними из крупнейших потребителей их услуг, таким образом повышение розничных цен в первом полугодии 2008 было обусловлено снижением рентабельности реализации нефтепродуктов через АЗС, в связи с ростом закупочных цен на нефтепродукты, ростом железнодорожных тарифов, увеличением тарифов на электрическую энергию, ростом индекса потребительских цен на момент повышения цен на НПЗ России. ООО "Лукойл -Югнефтепродукт" является самостоятельным юридическим лицом и не осуществляет согласованные действия для установления и поддержания одинаковых розничных цен на нефтепродукты с иными операторами розничного рынка, общество с февраля месяца 2008 г. начал реализацию бензина Регулятор ЕВРО-92, бензина Премиум ЕВРО-95, дизельного топлива Евро-3, и дизельного топлива Евро-4 с улучшенными эксплуатационными и экологическими характеристиками, которые соответствуют международным стандартам качества бензинов ЕВРО-3 и дизельного топлива ЕВРО-3 и ЕВРО-4, улучшение качества и достижение высоких экологических свойств бензинов и дизельного топлива на НПЗ компании "ЛУКОЙЛ" достигается усовершенствованием технологических методов вторичной переработки, что в свою очередь достигается реконструкцией нефтеперерабатывающих заводов, внедрением современного оборудования и высокоэффективных методов работы, с учетом вышеизложенного можно сделать вывод о различии реализуемого топлива как товара с АЗС ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" и АЗС его конкурентов.
Представитель ООО "Ветеран Вооруженных Сил" (розничные цены на нефтепродукты на одном уровне были установлены в АТО г. Ейск с ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт", ООО "Вера") пояснил следующее: на основании постановления главы Ейского городского поселения Ейского района от 21.08.2008 N242 "Об изменении разрешенного использования земельного участка, расположенного по ул. Мичурина, 6, в г. Ейске, ООО "Ветеран Вооруженных Сил" с 05.09.2008 меняет основной вид разрешенного использования земельного участка "эксплуатация автозаправочной станции" на "земельные участки под объектами торговли". ООО "Ветеран Вооруженных Сил" прекращена закупка бензина автомобильного и дизельного топлива. В настоящее время осуществляется реализация остатков дизельного топлива.
Представитель ООО "Вера" (розничные цены на нефтепродукты на одном уровне были установлены в АТО г. Ейск с ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт", ООО "Ветеран Вооруженных Сил") пояснили следующее: установление отпускных цен на АЗС ООО "Вера" производится независимо от остальных участников рынка. Структурно общество не входит не в одну группу лиц, торгующих нефтепродуктами на территории муниципального образования город Ейск. Механизм ценообразования опирается на отпускные цены поставщиков, которые менялись достаточно часто за последние полгода, что подтверждается данными счетов-фактур и товарных накладных. На установление отпускных цен, влияет место расположение АЗС, принадлежащих ООО "Вера", которые находятся на участке дорог с невысокой интенсивностью движения автомобилей. Кроме того, вблизи расположения АЗС ООО "Вера" находятся автозаправочные станции, принадлежащие другим организациям, торгующим топливом на территории муниципального образования город Ейск: ОАО "НК "Роснефть - Кубаньнефтепродукт", "ООО ВВС", ОАО "ТНК", ОАО "Газпром". Перечисленные автозаправочные станции находятся в коммерчески наиболее привлекательных местах, оказывают ряд дополнительных услуг, которые ООО "Вера" не оказывает: подкачка шин, мытье лобовых стекол, кроме того, техническое оснащение конкурентов находится на более высоком уровне, чем АЗС ООО "Вера". В этих условиях установление отпускной цены на топливо на одном уровне с другими субъектами рынка является наиболее адекватным выходом из сложившейся ситуации. Каждое очередное повышение отпускной цены было связано с повышением закупочной цены у поставщиков, что подтверждается приложенными с каждой партии нефтепродуктов документами.
Комиссия установила:
В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 25.04.2006 N108, определены были продуктовые и географические границы рынка. Состав продавцов определен исходя из еженедельного мониторинга цен на нефтепродукты, проводимого Краснодарским УФАС России по поручению Правительства Российской Федерации "О мониторинге оптовых и розничных цен на нефтепродукты", во исполнение приказа ФАС России от 19.03.2007 г. N 73 ( АТО г. Краснодар) - ООО "Лукойл -Югнефтепродукт", ОАО "НК "Роснефть" -Кубаньнефтепродукт", ООО "Октан -Юг"; АТО г. Армавир: ООО "Лукойл -Югнефтепродукт", ОАО "НК "Роснефть" -Кубаньнефтепродукт", ООО "Крокус", ООО "Южная нефтяная компания"; АТО г. Ейск: - ОАО "НК "Роснефть" -Кубаньнефтепродукт"), ООО "Вера", ООО "Ветеран Вооруженных Сил".
Продуктовые границы товарного рынка.
1. Товарные группы.
Автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному назначению и предназначены для использования в качестве моторного топлива для ДВС.
Вместе с тем, бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и конструктивные различия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а также использование автомобильного бензина для дизельного двигателя. Замена бензинового двигателя дизельным и наоборот технически сложна и дорога.
Бензины предназначены для поршневых ДВС с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТы по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: "Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями.").
Дизельное топливо предназначено для ДВС с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТы по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: "Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей.").
ГОСТ устанавливает технические требования к показателям, характеризующим свойства нефтепродуктов. Состав физико-химических показателей в ГОСТах по дизельному топливу и автомобильным бензинам разный, что свидетельствует о различиях в свойствах и предназначении дизельного топлива и автомобильных бензинов.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции (ОКП)* на каждой ступени классификации (группа, подгруппа) деление осуществлено по "наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам"**. В соответствии с ОКП "дизельное топливо" (код ОКП 025130) и "автомобильные бензины" (код ОКП 025110) являются разными подгруппами группы "нефтепродукты светлые" (код ОКП 025100).
Таким образом, исходя из особенностей функционального назначения, а также различий в технических характеристиках определены две товарные группы невзаимозаменяемых нефтепродуктов, используемых в качестве моторных топлив:
- дизельное топливо;
- автомобильные бензины.
Дизельное топливо.
В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха О °С и выше; 3 (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 45 °С); А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше.
Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (по ГОСТ 1510). Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью) едиными для всех потребителей. Состав продавцов при этом также остается неизменным.
Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления, представляет собой один товар.
Автомобильные бензины.
В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99), предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями. Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и др.
Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.
Важнейшим физико-химическим показателем автомобильного бензина является детонационная стойкость. Высокая детонационная стойкость топлив обеспечивает их нормальное сгорание на всех режимах эксплуатации двигателя. На возникновение детонации оказывает влияние состав применяемого бензина и конструктивные особенности двигателя.
Использование бензина с детонационными свойствами, которые не соответствуют допустимым технической документацией показателям, может вызвать существенное ухудшение потребительских свойств автомобиля (например, увеличенная детонация может вызвать перегрев, повышенный износ или даже местные разрушения двигателя).
Показателем детонационной стойкости автомобильных бензинов является октановое число (ОЧ), показывающее содержание изооктана (в % объема) в смеси с н-гептаном, которая по детонационной стойкости эквивалентна топливу, испытуемому в стандартных условиях. Октановое число определяется двумя методами: моторным (по ГОСТ 511-82) и исследовательским (по ГОСТ 8226-82)*.
Автомобильные бензины по существенным различиям в значении ОЧ разделяются на две подгруппы:
- низкооктановые (ОЧ не менее 76 по ММ, не менее 80 по ИМ): А-76, АИ-80, Нормаль-80;
- высокооктановые бензины (ОЧ 82,5-88 по ММ, 91-98 по ИМ): Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и др.
Иные физико-химические и эксплуатационные показатели внутри групп бензинов различаются незначительно, а также характеризуют экологические требования к топливу (содержание свинца, серы, бензола), существенно не влияющие на функционирование двигателя.
Таким образом, исходя из особенностей функционального назначения, а также различий в технических характеристиках, продуктовыми границами товарного рынка определены розничная реализация двух товарных групп невзаимозаменяемых нефтепродуктов, используемых в качестве моторных топлив:
- дизельное топливо;
- автомобильный бензин марок А-76 (80), Аи-92, Аи-95
Так как с автозаправочных станций осуществляется в основном розничная реализация бензинов автомобильных и дизельного топлива, продуктовыми границами рынка (товарный рынок) определена розничная реализация бензинов автомобильных марок А-76 (80), Аи-92, Аи-95 и дизельного топлива.
Географические границы товарного рынка.
В состав Краснодарского края входит 45 муниципальных образований. Достаточно развитая инфраструктура Краснодарского края, в том числе и ряда муниципальных образований, а также мощная производственная база хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию бензина автомобильного и дизельного топлива, через сеть АЗС, позволяет в полной мере удовлетворить спрос потребителей на указанные нефтепродукты на локальных рынках края.
Географические границы локальных рынков определены, исходя из расположенных на территории края муниципальных образований, с учетом протяженности маршрута следования до АЗС, а также минимальных временных затрат, низких транспортных расходов, связанных с приобретением потребителем нефтепродуктов (бензин автомобильный, дизельное топливо) на АЗС, расположенных на сопредельных территориях муниципальных образований.
Еженедельный мониторинг нефтепродуктов управлением осуществляется на территории трех муниципальных образованиях края (АТО): г.Краснодар, г. Армавир, г. Ейск.
С учетом вышеизложенного географические границы товарного рынка определены, как локальные рынки (АТО) г. Краснодар, г. Армавир, г. Ейск.
В ходе рассмотрения дела N199 комиссией проанализированы розничные цены следующих хозяйствующих субъектов: ООО "Лукойл -Югнефтепродукт" (АТО г. Краснодар, г. Армавир, осуществляет розничную реализацию Нормаль80, Евро 92, Премиум Евро-95, дизельное топливо марки ЕВРО двух видов); ОАО "НК "Роснефть" -Кубаньнефтепродукт" (АТО г. Краснодар, г. Армавир, г. Ейск,, осуществляет розничную реализацию бензинов автомобильных А-76, Аи-92, Аи-95, Дт),, ООО "Октан -Юг" ( АТО г. Краснодар, осуществляет розничную реализацию бензинов автомобильных А-76, Аи-92, Аи-95, Дт); ООО "Крокус" (АТО г. Армавир, осуществляет розничную реализацию бензинов автомобильных А-76, Аи-92, Аи-95, Дт); ООО "Южная нефтяная компания" (АТО г. Армавир, осуществляет розничную реализацию бензинов автомобильных А-76, Аи-92, Аи-95, Дт); ООО "Вера" (АТО г. Ейск, осуществляет розничную реализацию бензинов автомобильных А-76, Аи-92, Аи-95, Дт); ООО "Ветеран Вооруженных Сил" (АТО г. Ейск, осуществляет розничную реализацию бензинов автомобильных А-76, Аи-92, Дт; по состоянию на 14.09.2008 реализует остаток бензина автомобильного А-76 (80). При этом, временной интервал в который были установлены на одном уровне розничные цены бензинов автомобильных и дизельного топлива ООО "Южная нефтяная компания" в АТО г. Армавир в 2008 не совпадают с временным интервалом, в который были установлены розничные цены другими субъектами данного локального рынка.
АТО г. Краснодар:
А-76 19,50 руб./литр Аи-92 22,60 руб./литр
ОАО "НК Роснефть -
Кубаньнефтепродукт" с 07.07.08 по 15.07.2008; 07.07.08 по 15.07.2008
ООО "Октан -Юг" с10.07.08 по 16.07.2008; 10.07.08 по 16.07.2008
Аи-95 23,80 руб./литр ДТ 23,90 руб./литр
ОАО "НК Роснефть -
Кубаньнефтепродукт" с 07.07.08 по 15.07.2008; 07.07.08 по 15.07.2008
ООО "Октан -Юг" с 10.07.08 по 16.07.2008; 10.07.08 по 16.07.2008
АТО г. Армавир:
А-76 17,00 руб./литр
ООО "Крокус" с 25.03.08 по 07.04.2008;
ОАО "НК "Роснефть - с 25.03.08 по 08.04.2008;
Кубаньнефтепродукт"
Аи-92 20,40 руб./литр
ООО "Лукойл -
Югнефтепродукт" с 18.01.08 по 12.03.2008
ООО "Крокус" с 22.01.08 по 20.03.2008
Аи-92 21,50 руб./литр Аи -92 22,00 руб./литр
ООО "Лукойл -
Югнефтепродукт" 07.04.08 по 23.04.2008 03.05.08 по 31.05.2008
ООО "Крокус" 08.04.08 по 04.05.2008 05.05.08 по 03.06.2008
Аи-95 23,00 руб./литр
ООО "Лукойл -
Югнефтепродукт" с 03.05.08 по 31.05.2008;
ООО "Крокус" с 05.05.08 по 03.06.2008
Дт 19,80 руб./литр
ООО "Лукойл -
Югнефтепродукт" с 22.03.08 по 06.04.2008
ООО "Крокус" с 25.03.08 по 07.04.2008
ОАО "НК "Роснефть - с 25.03.08 по 08.04.2008
Кубаньнефтепродукт".
Дт 20,30 руб./литр Дт 20,80 руб./литр
ООО "Лукойл -
Югнефтепродукт" с 07.04.08 по23.04.2008; 03.05.08 по 15.05.2008
ООО "Крокус" с 08.04.08 по 04.05.2008; 05.05.08 по 16.05.2008
ОАО "НК "Роснефть - с 09.04.08 по 04.05.2008; 05.05.08 по 28.05.2008
Кубаньнефтепродукт".
Дт 21,80 руб./литр Дт 23,60 руб./литр
ООО "Лукойл -
Югнефтепродукт" 16.05.08 по 23.05.2008 07.06.08 по 04.07.2008
ООО "Крокус" 17.05.08 по 03.06.2008 09.06.08 по 06.07.2008
ОАО "НК "Роснефть - 09.06.08 по 06.07.2008;
Кубаньнефтепродукт
Дт 23,90 руб./литр Дт 24,40 руб./литр
ООО "Лукойл -
Югнефтепродукт" 05.07.08 по 12.07.2008 с 13.07.2008
ОАО "НК "Роснефть - 07.07.08 по 15.07.2008 с 16.07.2008
Кубаньнефтепродукт".
ООО "Крокус" 07.07.08 по 13.07.2008 с 14.07.2008
АТО г. Ейск:
А-76 18,00 руб./литр А-76 19,50
ООО "Ветеран с 06.05.08 по 05.06.2008 с 17.07.2008
Вооруженных Сил"
ООО "Вера" с 08.05.08 по 03.06.2008 с 19.07.2008
Аи-92 21,20 руб./литр Аи-92 22,20 руб./литр
ООО "Вера" с 11.04.08 по 06.05.2008; 05.06.08 по 09.06.2008
ООО "Ветеран с 10.04.08 по 05.05.2008; 06.06.08 по 16.07.2008
Вооруженных Сил"
Аи-92 23,00 руб./литр Аи-95 23,80 руб./литр
ООО "Вера" с 19.07.2008 с 10.07.08 по 17.07.2008;
ОАО "НК "Роснефть - с 16.07.2008 с 07.07.08 по 15.07.2008
Кубаньнефтепродукт"
Дт 22,40 руб./литр Дт 23,50 руб./литр
ООО "Вера" 05.06.08 по 09.06.2008; 11.06.08 по 08.07.2008
ООО "Ветеран 06.06.08 по 09.06.2008; 11.06.08 по 16.07.2008
Вооруженных Сил"
Дт 23,90 руб./литр Дт 24,30 руб./литр
ОАО "НК "Роснефть - 07.07.08 по 15.07.2008;
Кубаньнефтепродукт"
ООО "Вера" 10.07.08 по 17.07.2008; с 19.07.2008
ООО "Ветеран с 17.07.2008;
Вооруженных Сил"
Комиссией по делу N199 установлено, что в АТО г. Армавир, на бензин автомобильный А-76 действовали розничные цены в размере 17,00 руб./за литр: ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (Приказ N384 от 24.03.2008) с 25.03.2008, ООО "Крокус" (Распоряжение от 25.03.2008 N12) с 25.03.2008; на бензин автомобильный Аи-92 - 20,40 руб./за литр: ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (Приказ от 17.01.2008 N42) с 18.01.2008 , ООО "Крокус" (Распоряжение от 22.01.2008 N1) с 22.01.2008; бензин автомобильный Аи-92 - 21,50 руб./за литр: ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (Приказ от 03.04.2008 N377) с 07.04.2008 , ООО "Крокус" (распоряжение от 08.04.2008 N16) с 08.04.2008; бензин автомобильный Аи-92 - 22,00 руб./за литр: ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (Приказ от 30.04.2008 N512) с 03.05.2008 , ООО "Крокус" (распоряжение 05.05.2008 N21) с 05.05.2008; бензин автомобильный Аи-95 - 23,00 руб./за литр: ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (Приказ от 30.04.2008 N512) с 03.05.2008 , ООО "Крокус" (распоряжение 05.05.2008 N21) с 05.05.2008; на дизельное топливо - 19,80 руб./литр: ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (Приказ от 21.03.2008 N312) с 22.03.2008 ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (Приказ от 24.03.2008 N384) с 25.03.2008, ООО "Крокус" (распоряжение от 25.03.2008 N12) с 25.03.2008; на дизельное топливо - 20,30 руб./литр: ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (Приказ от 03.04.2008 N377) с 07.04.2008; ООО "Крокус" (распоряжение от 08.04.2008 N16) с 08.04.2008; ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (Приказ от 08.04.2008 N467) с 09.04.2008, на дизельное топливо - 20,80 руб./литр: ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (Приказ от 30.04.2008 N512) с 03.05.2008; ООО "Крокус" (распоряжение от 05.05.2008 N21) с 05.05.2008; ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (Приказ от 04.05.2008 N572) с 05.05.2008; на дизельное топливо - 21,80 руб./литр: ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (Приказ от 15.05.2008 N568) с 16.05.2008; ООО "Крокус" (распоряжение от 17.05.2008 N25) с 17.05.2008; на дизельное топливо - 23,60 руб./литр: ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (Приказ от 06.06.2008 N653) с 07.06.2008;ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (Приказ N796) с 09.06.2008; ООО "Крокус" (распоряжение от 09.06.2008 N35) с 09.06.2008; на дизельное топливо - 23,90 руб./литр: ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (приказ от 03.07.2008 N794) с 05.07.2008;ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (Приказ N944) с 07.07.2008; ООО "Крокус" (распоряжение от 07.07.2008 N39) с 07.07.2008; на дизельное топливо - 24,40 руб./литр: ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (приказ от 10.07.2008 N827) с 13.07.2008; ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" Приказ от 15.07.2008) с 16.07.2008; ООО "Крокус" (распоряжение от 14.07.2008 N43) с 14.07.2008;
Комиссией по делу N199 установлено, что в АТО г. Ейск на бензин автомобильный А-76(80) действовали розничные цены в размере 18,00 руб./за литр: ООО "Ветеран Вооруженных сил" (приказ от 06.05.2008 N37/о/д) с 06.05.2008; ООО "Вера" (приказ от 07.05.2008 N70-пр) с 08.05.2008; на бензин автомобильный А-76(80) действовали розничные цены в размере 19,50 руб./за литр: ООО "Ветеран Вооруженных сил" (приказ от 17.07.2008 N44/о/д) с 17.07.2008; ООО "Вера" (Приказ от 18.07.2008 N96-п) с 19.07.2008; на бензин автомобильный Аи-92 действовали розничные цены в размере 21,20 руб./за литр: ООО "Ветеран Вооруженных сил" (приказ от 10.04.2008 N33/о/д) с 10.04.2008; ООО "Вера" (приказ от 10.04.2008 N66-пр) с 11.04.2008; на бензин автомобильный Аи-92 действовали розничные цены в размере 22,20 руб./за литр: ООО "Ветеран Вооруженных сил" (приказ от 06.06.2008 N41/о/д) с 06.06.2008; ООО "Вера" (приказ от 04.06.2008 N80-пр) с 05.06.2008; на бензин автомобильный Аи-92 действовали розничные цены в размере 23,00 руб./за литр: ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (Приказ от 15.07.2008) с 16.07.2008; ООО "Вера" (приказ от 18.07.2008 N96-пр) с 19.07.2008; на бензин автомобильный Аи-95 действовали розничные цены в размере 23,80 руб./за литр: ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (Приказ от 04.07.2008 N896) с 07.07.2008; ООО "Вера" (приказ от 09.07.2008 N93-пр) с 10.07.2008; на дизельное топливо действовали розничные цены в размере 22,40 руб./за литр: ООО "Ветеран Вооруженных сил" (приказ от 06.06.2008 N41/о/д) с 06.06.2008; ООО "Вера" (приказ от 04.06.2008 N80-пр) с 05.06.2008; на дизельное топливо действовали розничные цены в размере 23,50 руб./за литр: ООО "Ветеран Вооруженных сил" (приказ от 10.06.2008 N43/о/д) с 11.06.2008; ООО "Вера" (приказ от 10.06.2008 N85-пр) с 11.06.2008; на дизельное топливо действовали розничные цены в размере 23,90 руб./за литр: ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (Приказ от 04.07.2008 N) с 07.07.2008; ООО "Вера" (приказ от 09.07.2008 N93-пр) с 10.07.2008; на дизельное топливо действовали розничные цены в размере 24,30 руб./за литр: ООО "Ветеран Вооруженных сил" (приказ от 17.07.2008 N44/о/д) с 17.07.2008; ООО "Вера" (приказ от 18.07.2008 N96-пр) с 19.07.2008
Статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами на товарном рынке. Согласно пункта 1 части 1 запрещаются соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Согласованными действиями в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона "О защите конкуренции" признаются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, которые удовлетворяют в совокупности условиям, установленным в пунктах 1-2 части 1 данной статьи:
- результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
- действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Рассмотрев и проанализировав материалы дела N199, в том числе документы и материалы, представленные субъектами локальных рынков розничной реализации бензинов автомобильных (А-76, Аи-92, Аи-95 и дизельное топливо), выслушав доводы, пояснения и возражения представителей сторон, привлеченных по делу, Комиссия Краснодарского УФАС России отмечает следующее:
Субъектами локальных рынков (АТО г. Армавир)- ООО "Лукойл -Югнефтепродукт", ОАО "НК "Роснефть" -Кубаньнефтепродукт", ООО "Крокус"; (далее- АТО г. Ейск) - ОАО "НК "Роснефть" -Кубаньнефтепродукт", ООО "Вера", ООО "Ветеран Вооруженных Сил" следом одна за другой путем повторения повышены цены на бензины автомобильное и дизельное топливо до одного уровня, без письменной или устной договоренности (по молчаливому сговору) путем повторения действий.
Доказательствами, свидетельствующими о наличии согласованных действий является совокупность следующих признаков, установленных статьей 8 Закона "О защите конкуренции"
- результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов
при условии:
- известности заранее о совершении таких действий каждому из хозяйствующих субъектов;
- действия одного хозяйствующего субъекта вызваны действиями другого хозяйствующего субъекта;
- действия не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов, и при этом, действия участников рынка заранее известны каждому хозяйствующему субъекту.
Повышение цен каждым хозяйствующим субъектом способствует экономическим интересам, как каждого предприятия, так и группы предприятий.
ОАО "НК "Роснефть"-Кубаньнефтепродукт", ООО "Лукойл -Югнефтепродукт" на территории края являются крупными поставщиками нефтепродуктов, имеющие разветвленную сеть автозаправочных станций, расположенных в ряде муниципальных образований края, осуществляющие оптовую реализацию нефтепродуктов в крае. Данные компании связаны с крупнейшими нефтеперерабатывающими предприятиями, имеющими мощную развитую инфраструктуру с возможностью добычи, переработки, хранения и транспортировки, входящие в одну группу лиц с вертикально интегрированными нефтяными компаниями (далее - ВИНК) соответственно "Роснефть", "ЛУКОЙЛ". Между ОАО "НК "Роснефть"-Кубаньнефтепродукт" (Правообладатель) и ООО "Крокус" (Пользователь) заключен договор коммерческой субконцессии от 31.12.2003 N0170103/0801725Д, согласно которому, Правообладатель предоставляет Пользователю на срок действия данного договора за уплачиваемое вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих Правообладателю, в том числе право на фирменное наименование, коммерческое обозначение, коммерческий опыт, охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау) и товарные знаки с целью успешного сбыта нефтепродуктов (продукции) Правообладателя; Правообладатель предоставляет Пользователю на срок действия настоящего Договора неисключительную лицензию на использование товарных знаков, выполненных в соответствии со свидетельством N119303 с приоритетом от 15.11.1993, выданным Государственным Комитетом по изобретениям и открытиям при Государственном Комитете СССР по науке и технике для использования Правообладателем для обозначения товаров и услуг.; Пользователь осуществляет продажу нефтепродуктов, в том числе расфасованных масел товаров технической химии Правообладателя, используя товарные знаки ОАО "НК "Роснефть", на объектах, принадлежащих Пользователю, в том числе АТО г. Армавир. Однако условия договора коммерческой субконцессии от 31.12.2003 N0170103/0801725Д не обязывает ООО "Крокус" осуществлять отпуск бензинов автомобильных и дизельное топливо по ценам, установленным ОАО "НК "Роснефть- Кубаньнефтепродукт".
На протяжении нескольких лет на локальных рынках розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива в географических границах муниципальных образований края, в том числе АТО г. Краснодар, АТО г. Армавир, г. Ейск прослеживается стабильное присутствие крупных продавцов ООО "Лукойл-Югнефтепродукт", ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт". Показатели рыночной концентрации характеризуют локальные рынки розничной реализации нефтепродуктов АТО г. Краснодар, АТО г.Армавир, г.Ейск, как высококонцентрированными, т.е. с низким уровнем конкуренции, на данных рынках прослеживается влияние нефтяных компаний, входящих в одну группу лиц с ВИНК, о чем свидетельствует установление розничных цен на бензины автомобильные и дизельное топливо на одном уровне, реализуемое субъектами рынка, на локальных рынках АТО г. Краснодар, АТО г. Армавир, АТО г. Ейск, несмотря на наличие хозяйствующих субъектов с различной формой собственности (общества с ограниченной ответственностью, открытые акционерные общества, индивидуальные предприниматели), с различной системой налогообложения, различных закупочных цен (цены поставщиков) и коммерческих расходов (издержках).
Имеются предпосылки для признания действий по повышению розничных цен субъектами розничного рынка бензинов автомобильных и дизельного топлива в АТО Армавир, АТО Ейск однонаправленными и одновременными. Таким образом, имеются признаки согласованности действий между основными субъектами рынка розничной реализации автомобильного топлива.
Повышая розничные цены на автомобильное топливо, названные компании, обладая рыночной властью, воздействуют одно на другое и на общие условия обращения автомобильного топлива на рынке розничной реализации нефтепродуктов. Каждый из указанных хозяйствующих субъектов может легко отслеживать действия другого хозяйствующего субъекта и взаимно влиять друг на друга. Повторное поведение достигается без какого-либо письменного соглашения, поскольку, является прямым следствием осознания предприятиями влияния своих действий одного на другое. Каждый из участников заранее знает, что его повышение цен повлечет за собой в результате взаимного влияния и экономической выгоды каждым, повышение цен другого. Действия участников рынка заранее известны каждому из хозяйствующих субъектов, поскольку идет повторение действий в результате взаимного влияния хозяйствующих субъектов по повышению розничных цен одновременно (АТО г. Армавир: на А-76 ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (25.03.2008) и ООО "Крокус" (25.03.2008), на Аи-92 ООО "Крокус" (06.12.2007) и ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (10.12.2008); на Аи-92 ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (18.01.2008) и ООО "Крокус" (22.01.2008), на Аи-92 ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (07.04.2008) и ООО "Крокус" (08.04.2008), на Аи-92 ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (03.05.2008) и ООО "Крокус" (05.05.2008); на Аи-95 ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (03.05.2008) и ООО "Крокус" (05.05.2008); на дизельное топливо ООО "Крокус" (06.12.2007) и ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (10.12.2007); на дизельное топливо ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (22.03.2008), ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (25.03.2008) и ООО "Крокус" (25.03.2008), на дизельное топливо ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (07.04.2008), ООО "Крокус" (08.04.2008), ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (09.04.2008), на дизельное топливо ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (03.05.2008), ООО "Крокус" (05.05.2008), ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (05.05.2008), на дизельное топливо ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (16.05.2008) и ООО "Крокус" (17.05.2008); на дизельное топливо ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (07.06.2008), ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (09.06.2008) и ООО "Крокус" (09.06.2008); на дизельное топливо ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (05.07.2008), ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (07.07.2008) и ООО "Крокус" (07.07.2008); на дизельное топливо ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (13.07.2008), ООО "Крокус" (14.07.2008) и ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (16.07.2008). АТО г. Ейск: на бензин А-76(80) ООО "Ветеран Вооруженных Сил" (06.05.2008) и ООО "Вера" (08.05.2008); на бензин (А-76(80) ООО "Ветеран Вооруженных Сил" (17.07.2008) и ООО "Вера" (19.07.2008); на бензин А-92 ООО "Ветеран Вооруженных Сил" (10.04.2008) и ООО "Вера" (11.04.2008); на бензин А-92 ООО "Вера" (05.06.2008) и ООО "Ветеран Вооруженных Сил" (06.06.2008); ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (16.07.2008) и ООО "Вера" (19.07.2008); на бензин Аи-95 ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (07.07.2008) и ООО "Вера" (10.07.2008); на дизельное топливо ООО "Вера" (05.06.2008) и ООО "Ветеран Вооруженных Сил" (06.06.2008), на дизельное топливо ООО "Вера" (11.06.2008) и ООО "Ветеран Вооруженных Сил" (11.06.2008), на дизельное топливо ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (07.07.2008) и ООО "Вера" (10.07.2008), на дизельное топливо ООО "Ветеран Вооруженных Сил" (17.07.2008) и ООО "Вера" (19.07.2008).
С учетом вышеизложенного на локальных рынках АТО г. Армавир, АТО г. Ейск действия одного хозяйствующего субъекта вызваны действиями других хозяйствующих субъектов. Согласованность действий в данном случае достигается путем повторения действий одного хозяйствующего субъекта одновременно или следом за другим хозяйствующим субъектом. Действия каждой из компаний в АТО г. Армавир ООО "Лукойл-Югнефтепродукт", ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" и ООО "Крокус"; в АТО г. Ейск ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт", ООО "Вера", ООО "Ветеран Вооруженных Сил" по одновременному повышению и поддержанию цен в 2008 году является негласной скоординированной ценовой политикой. Рассматриваемый товарный рынок характеризуется высокой степенью концентрации, что повышает возможность неоформленного сговора.
Комиссией Краснодарского УФАС России исследованы объективные обстоятельства за период 1-е полугодие 2008 года, которые могут служить в равной мере основанием для повышения названными хозяйствующими субъектами розничных цен на бензины автомобильные (А-76(80), Аи-92, Аи-95) и дизельное топливо.
Для установления параллельности (повторяемости) действий проведен сравнительный анализ показателей деятельности в АТО г. Армавир ООО "Лукойл-Югнефтепродукт", ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" и ООО "Крокус"; в АТО г. Ейск ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт", ООО "Вера", ООО "Ветеран Вооруженных Сил" в динамике за указанный период: закупочные цены у поставщиков, объемы реализации, себестоимость производства, розничные цены нефтепродуктов Южного федерального округа. Учитывая то, что представленные компаниями сведения (информация) отнесены ими в полном объеме к коммерческой тайне, данные не приводятся. Однако проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
- Основными поставщиками нефтепродуктов являются: ОАО "НК Роснефть -Кубаньнефтепродукт"-ОАО "НК "Роснефть", г. Москва (Договор поставки нефтепродуктов от 27,12.2007 N0000607/4620Д); ООО "Лукойл -Югнефтепродукт"- ООО "Лукойл- Волгограднефтепереработка", г. Волгоград (Договор поставки нефтепродуктов, оказания агентских и иных услуг от 01.12.2007 N1354/2007), ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез", г. Кстово (Договор поставки нефтепродуктов, оказания агентских и иных услуг от 29.11.2007 NННОС 07075868); ООО "Крокус" - ОАО "НК "Роснефть"- "Кубаньнефтепродукт" (Договор коммерческой субконцессии от 31.12.2003 N0170103/0801725Д); ООО "Вера" -ООО "Радонит- В", г. Москва, ООО "Олди", г. Элиста; ОАО "НК Роснефть -Кубаньнефтепродукт"-Азовский филиал (Договор купли-продажи от 01.12.2006 N17/2006; Договор купли-продажи от 01.10.2006 N24/2006; Договор поставки от 30.05.2008 N0171008/ДПО/0148/204); ООО "Ветеран Вооруженных Сил" - ООО "ВСАДНиК", г.Ростов-на-Дону (Договор купли-продажи от 12.01.2008 N 3).
Отпускные цены поставщиков имели различный уровень, темпы роста цен поставщиков за один литр с января по июль 2008 года составили:
ОАО "НК "Роснефть - Кубаньнефтепродукт" на бензины автомобильные А-76 - 141,80%, Аи-92-143,98%, Аи-95 - 124,05%, Дт- 149,55%; ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" на бензины автомобильные А-76(80) - 122,36%, Аи-92 - 122,64%, Аи-95- 120,96% и Дт- 127,26%; ООО "Крокус" на бензины автомобильные А-76 - 134,77%, Аи-92- 123,47%, Аи-95- 120,95%, Дт - 141,25%; ООО "Вера" на бензины автомобильные А-76 - 129,40%, Аи-92- 126,62%, Аи-95- 123,96%, Дт - 162,80% ООО "Ветеран Вооруженных Сил" за период с января 2008 по июнь 2008 на бензины автомобильные А-76 (80) - 119,86%; за период с февраля 2008- июнь 2008 Аи-92 - 120,0%, Дт за период с февраля 2008 по июнь 2008 - 132,35%.
Уровень коммерческих расходов (издержек) в руб. на литр составил:
ОАО "НК "Роснефть - Кубаньнефтепродукт" АТО г. Армавир за период с января 2008 по июль 2008 на бензины автомобильные А-76 от 4,79 до 2,28; Аи-92 от 4,90 до 2,33; Аи-95 от 4,90 до 2,33 и Дт от 5,40 до 2,57; АТО г. Ейск за период с января 2008 по июль 2008 на бензины автомобильные А-76 от 1,54 до 1,00; Аи-92 от 1,58 до 1,03; Аи-95 от 1,58 до 1,03 и Дт от 1,74 до 1,13; ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" АТО г. Армавир за период с января 2008 по июль 2008 на бензины автомобильные А-76(80) 2,06; Аи-92 2,68; Аи-95 2,68 и Дт 2,20; ООО "Крокус" АТО г. Армавир за период с января 2008 по июль 2008 на бензины автомобильные А-76, Аи-92, Аи-95 и Дт от 1,55 до 2,35; ООО "Вера" АТО г. Ейск за период с января 2008 по июль 2008 на бензины автомобильные А-76(80), Аи-92, Аи-95 и Дт от 2,24 до 0,94; ООО "Ветеран Вооруженных Сил" АТО г. Ейск за период с января 2008 по июнь 2008 на бензины автомобильные А-76 (80), Аи-92 и ДТ от 1,85 до 2,10.
- исходя из представленной бухгалтерской отчетности за период 2007, 1-полугодие 2008 года (балансы, отчет о прибылях и убытках ФN 2) следует, что деятельность компаний прибыльна.
В АТО г. Армавир ООО "Лукойл-Югнефтепродукт", ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" и ООО "Крокус"; в АТО г. Ейск ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт", ООО "Вера", ООО "Ветеран Вооруженных Сил", несмотря на различный уровень оптовых цен поставщиков, коммерческих расходов (издержках: транспортные расходы, обязательные платежи (налоги, сборы), в 2008 году повысили единовременно и до одного уровня розничные цены на бензины автомобильные (А-76 (80), Аи-92, Аи-95 и дизельное топливо.
Т.о. можно сделать вывод, что повышение цен всеми хозяйствующими субъектами не является следствием обстоятельств в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на рассматриваемом товарном рынке.
Пояснения компаний о повышении розничной цены на бензин одинаковы по своей схеме - это повышение закупочных цен, рост транспортных расходов, рост себестоимости реализации. Несмотря на разные аспекты, компании не смогли объяснить самого главного - повышение цен в 2008 году путем повторения действий одного хозяйствующего субъекта одновременно на локальном рынке АТО г. Армавир ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" и следом ООО "Крокус" и ОАО "НК "Роснефть - Кубаньнефтепродукт" или повышения ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" и следом ООО "Крокус"; АТО г. Ейск повышение ООО "Ветеран Вооруженных Сил" и следом ООО "Вера" или повышения ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" и следом ООО "Вера". Цена не рассматривалась компаниями, как результат изучения спроса и предложения. Есть юридический факт - факт одновременного повышения цены на рынке розничной реализации нефтепродуктов на локальных рынках АТО г. Армавир, г. Ейск. Тем более уничижительны аргументы, как при разных затратах, отсутствии изучения спроса и предложения одновременно увеличены розничные цены на бензины автомобильное и дизельное топливо перечисленными хозяйствующими субъектами.
Последствиями согласованных действий на локальных рынках розничной реализации бензинов автомобильных (А-76(80), Аи-92, Аи-95) и дизельное топливо в АТО г. Армавир ООО "Лукойл-Югнефтепродукт", ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" и ООО "Крокус"; в АТО г. Ейск ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт", ООО "Вера", ООО "Ветеран Вооруженных Сил", является установление данных розничных цен на одном уровне в один и тот же интервал времени и поддержание их на одном уровне, что является антиконкурентным поведением.
Исходя из изложенного Комиссия пришла к следующим выводам:
Дело N199, возбужденное по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в отношении ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт", ООО "Октан-Юг", в географических границах муниципального образования город Краснодар, ООО "Южная нефтяная компания", в географических границах муниципального образования город Армавир прекратить.
В действиях ООО "Лукойл-Югнефтепродукт", ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт", ООО "Крокус", ООО "Вера", ООО "Ветеран Вооруженных Сил", выразившихся в установлении и подержании розничных цен на бензин автомобильный и дизельное топливо, реализуемые через автозаправочные станции, на одном уровне в январе-июле 2008 г., в границах муниципального образования город Армавир: ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (январь-май бензин автомобильный Аи-92, май Аи-95, март- июль ДТ), ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (март-апрель бензин автомобильный А-76, март-июль дизельное топливо), ООО "Крокус" (март-апрель бензин автомобильный А-76, январь-май Аи-92, май Аи-95, март-июль дизельное топливо); в границах муниципального образования город Ейск: ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (май-июль бензин автомобильный А-76, июль Аи-92, июль Аи-95, июль дизельное топливо); ООО "Вера" (май-июль бензин автомобильный А-76, апрель-июль Аи-92, июль Аи-95, июнь-июль дизельное топливо); ООО "Ветеран Вооруженных Сил" (май-июль бензин автомобильный А-76, апрель-июнь Аи-92, июнь-июль дизельное топливо), установлен факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно, которой запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать в действиях ООО "Лукойл-Югнефтепродукт", ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт", ООО "Крокус", ООО "Вера", ООО "Ветеран Вооруженных Сил", выразившихся в установлении и подержании розничных цен на бензин автомобильный и дизельное топливо, реализуемые через автозаправочные станции, на одном уровне в январе-июле 2008 г., в границах муниципального образования город Армавир: ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (январь-май бензин автомобильный Аи-92, май Аи-95, март- июль ДТ), ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (март-апрель бензин автомобильный А-76, март-июль дизельное топливо), ООО "Крокус" (март-апрель бензин автомобильный А-76, январь-май Аи-92, май Аи-95, март-июль дизельное топливо); в границах муниципального образования город Ейск: ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (май-июль бензин автомобильный А-76, июль Аи-92, июль Аи-95, июль дизельное топливо); ООО "Вера" (май-июль бензин автомобильный А-76, апрель-июль Аи-92, июль Аи-95, июнь-июль дизельное топливо); ООО "Ветеран Вооруженных Сил" (май-июль бензин автомобильный А-76, апрель-июнь Аи-92, июнь-июль дизельное топливо), факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. С учетом того, что в ходе еженедельного мониторинга по состоянию на 07.09.2008 розничные цены на бензины автомобильные (А-76(80) 19,80 руб./литр, Аи-92 23,20 руб./литр и дизельное топливо 24,40 руб./литр) были установлены на одном уровне в АТО МО г. Армавир следующими субъектами рынка: ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" (А-76 (80), Аи-92, ДТ), ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (Дт), ООО "Крокус" (А-76 (80), Аи-92, ДТ); в АТО МО г. Ейск (Аи-92 23,00 руб./литр, Аи-95 24,20 руб./литр, ДТ 24,30 руб./литр) следующими субъектами рынка: ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт" (Аи-92, Аи-95), ООО "Вера" (Аи-92, Аи-95, Дт), ООО "Ветеран Вооруженных Сил" (Дт), выдать ООО "Лукойл-Югнефтепродукт", ОАО "НК "Роснефть-Кубаньнефтепродукт", ООО "Крокус", ООО "Вера", ООО "Ветеран Вооруженных Сил" предписание о прекращении согласованных действий, направленных на установление (поддержание) розничных цен на автомобильные бензины и дизельное топливо на локальных рынках АТО г. Армавир, АТО г. Ейск, путем устранения повторений действий одного хозяйствующего субъекта одновременно или следом за другим хозяйствующим субъектом.
Председатель Комиссии Р.В.Дегтярева
Члены комиссии:
И.В.Иващенко
С.А.Найденова
А.А. Мкртумян
* В соответствии с п.14. Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 25.04.2006 N108, предварительное определение товара производится, в том числе, и на основе общероссийских классификаторов продукции.
** Раздел "Введение" Общероссийского классификатора продукции.
* Методы отличаются условиями проведения испытаний. Испытания по моторному методу (ММ) проводят при более напряженном режиме работы одноцилиндровой установки, чем по исследовательскому (ИМ). Поэтому ОЧ, определенное при ММ, обычно ниже ОЧ, определенного при ИМ. ОЧ, полученное при ММ в большей степени характеризует детонационную стойкость топлива при эксплуатации автомобиля в условиях повышенного теплового форсированного режима, ОЧ, полученное при ИМ, больше характеризует бензин при работе на частичных нагрузках в условиях городской езды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 сентября 2008 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016