Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай <_> рассмотрев протокол об административном правонарушении N28/а от 29.12.2015 г. и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица, главы Администрации МО "Майминский район" <_> установил:
Дело рассматривается в отсутствии главы администрации МО "Майминский район" <_> в Управлении ФАС по Республике Алтай (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Улагашева, 13).
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Копию протокола об административном правонарушении 29.12.2015 г. получила защитник <_> <_> по доверенности от 28.12.2015 г., в котором указаны дата и время рассмотрения административного дела.
Защитником <_> <> 29.12.2015 г. (вх.N 3765) представлено ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении N 28/а без их участия.
Следовательно, глава Администрации МО "Майминский район" <_> надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела.
При рассмотрении административного дела установлено следующее:
В соответствии с п.17 ст. 29 Устава МО "Майминский район" Глава района вправе заключать от имени района договоры и соглашения.
Администрация МО "Майминский район" 01.10.2013 г. заключила соглашение с АУ МО "Майминский район" "Детский сад "Радуга" о передаче полномочий муниципального заказчика на осуществление закупки по выполнению строительно-монтажных работ объекта: Строительство 2-х этажного детского сада на 150 мест в микрорайоне "Алгаир-2" с. Майма, Майминского района Республики Алтай за счет средств субсидий, предоставляемых из бюджета МО "Майминский район" в объекты муниципальной собственности.
Пунктом 1.1 Соглашения установлено, что Администрация передает, а Предприятие принимает полномочия заказчика на осуществление закупки по выполнению строительно-монтажных работ объекта: Строительство 2-х этажного детского сада на 150 мест в микрорайоне "Алгаир-2" с. Майма, Майминского района Республики Алтай за счет средств субсидий, предоставляемых из бюджета МО "Майминский район" в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности.
В пункте 1.2 Соглашения определено, что Предприятие осуществляет полномочия по осуществлению закупки, оговоренной в п. 1.1 Соглашения.
До 01.01.2014 осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд за счет бюджетных средств проводилось в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Статьей 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлены полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
К вопросам местного значения муниципальных районов относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время (пп.11 п.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, строительство 2-х этажного детского сада на 150 мест в микрорайоне "Алгаир-2" относится к муниципальным нуждам муниципального образования "Майминский район".
Согласно части 4.1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (для государственных и муниципальных нужд) осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Следовательно, законное право по выполнению строительно-монтажных работ объекта: Строительство 2-х этажного детского сада на 150 мест в микрорайоне "Алгаир-2" с. Майма, Майминского района Республики Алтай может быть приобретено подрядчиками исключительно на торгах в форме открытого аукциона в электронной форме.
Целью проведения открытого аукциона в соответствии со ст. 32 Закона о размещении заказов является определение победителя, которым признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.
АУ МО "Майминский район" "Детский сад "Радуга" начиная с 16.10.2013 г. осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
АУ МО "Майминский район" "Детский сад "Радуга" по результатам размещения заказа - запроса цен (протокол подведения итогов N3 от 14.11.2013 г.) заключило 28.11.2013 г. договор генерального подряда N1 с ООО "Горно-Алтайская Строительная Компания" на выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных и прочих работ, необходимых для строительства и ввода в эксплуатацию объекта: "Строительство детского сада на 150 мест в микрорайоне "Алгаир-2" с. Майма, Майминского района Республики Алтай". Стоимость работ по данному договору составила 98 679 453 руб. (п.2.1 договора).
По мнению УФАС по РА, заключение вышеназванного соглашения фактически направлено на уклонение от исполнения требований действующего на тот момент (01.10.2013 г.) законодательства о размещении заказов, а именно уход Администрации МО "Майминский район" от конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение определено, как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены лица, желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку либо ведение деятельности на нем.
Следовательно, передача полномочий заказчика на осуществление закупки по выполнению строительно-монтажных работ объекта: Строительство 2-х этажного детского сада на 150 мест в микрорайоне "Алгаир-2" с. Майма, Майминского района Республики Алтай за счет средств субсидий привела к неразмещению заказа в соответствии с требованиями действующего законодательства о размещении заказов, к ограничению конкуренции на данном товарном рынке, поскольку лишила иных хозяйствующих субъектов - конкурентов возможности приобрести права на выполнение вышеуказанных работ на законно-установленных условиях и, как следствие, создала препятствия доступа на данный товарный рынок.
Решением Комиссии УФАС по РА от 25.12.2015 г. N41-А/15 Администрация МО "Майминский район" и АУ МО "Майминский район" "Детский сад "Радуга" признаны нарушившими требование пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
За нарушение п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 14.32 КоАП РФ - заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
В соответствии с Решением избирательной комиссии Майминского района от 11.09.2013 г. N19-1 главой МО "Майминский район" избран <_>
Соглашение с АУ МО "Майминский район" "Детский сад "Радуга" о передаче полномочий муниципального заказчика на осуществление закупки по выполнению строительно-монтажных работ объекта: Строительство 2-х этажного детского сада на 150 мест в микрорайоне "Алгаир-2" с. Майма, Майминского района Республики Алтай за счет средств субсидий, предоставляемых из бюджета МО "Майминский район" в объекты муниципальной собственности, подписано главой МО "Майминский район" <_>
С учетом изложенного, глава Администрации МО "Майминский район" <_> является должностным лицом, действия которого образуют состав нарушения части 3 статьи 14.32 КоАП РФ.
Вина должностного лица, главы Администрации МО "Майминский район" <_> установлена и состоит в заключении с АУ МО "Майминский район" "Детский сад "Радуга" соглашения от 01.10.2013 г. о передаче полномочий муниципального заказчика на осуществление закупки по выполнению строительно-монтажных работ объекта: Строительство 2-х этажного детского сада на 150 мест в микрорайоне "Алгаир-2" с. Майма, Майминского района Республики Алтай за счет средств субсидий, предоставляемых из бюджета МО "Майминский район" в объекты муниципальной собственности, которое привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, т.к. подрядчик по данному объекту был выбран не по процедурам, предусмотренным законодательством о размещении заказов (Федеральный закон от 21 июля 2005 года 94-ФЗ).
Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами дела, которыми установлено, что совершено административное правонарушение.
Согласно протоколу об административном правонарушении N28/а от 29.12.2015 г. <_> признал факт нарушения требований антимонопольного законодательства.
Лицо, совершившее административное правонарушение - должностное лицо, глава Администрации МО "Майминский район" <_>
Время совершения правонарушения: 01.10.2013 г. (дата заключения Соглашения).
Сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, установленные ст. 41.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не истекли, т.к. со дня совершения нарушения (01.10.2013 г.) прошло менее 3-х лет.
Место совершения правонарушения: Республика Алтай, Майминский район, с. Майма, ул. Ленина, 22 (адрес администрации МО "Майминский район").
Событие административного правонарушения: заключение должностным лицом органа местного самоуправления недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции), а именно заключение с АУ МО "Майминский район" "Детский сад "Радуга" соглашения от 01.10.2013 г. о передаче полномочий муниципального заказчика на осуществление закупки по выполнению строительно-монтажных работ объекта: Строительство 2-х этажного детского сада на 150 мест в микрорайоне "Алгаир-2" с. Майма, Майминского района Республики Алтай за счет средств субсидий, предоставляемых из бюджета МО "Майминский район" в объекты муниципальной собственности, которое привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, т.к. подрядчик по данному объекту был выбран не по процедурам, предусмотренным законодательством о размещении заказов (Федеральный закон от 21 июля 2005 года 94-ФЗ).
Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не истек.
Статья Кодекса РФ об административных правонарушениях - часть 3 статьи 14.32 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Нарушение, допущенное должностным лицом, главой Администрации МО "Майминский район" <_> повлекло нарушение установленного государством порядка проведения процедуры закупки для обеспечения муниципальных нужд, а именно уход от конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей.
В связи с чем, данное правонарушение не может расцениваться как малозначительное.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП, не выявлено.
Руководствуясь статьями 2.4, 14.32; 23.48; 29.9; 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановил:
1) Признать в действиях должностного лица, главы Администрации МО "Майминский район" <_> состав нарушения части 3 статьи 14.32 КоАП РФ, выразившегося в заключении должностным лицом органа местного самоуправления недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции), а именно заключение с АУ МО "Майминский район" "Детский сад "Радуга" соглашения от 01.10.2013 г. о передаче полномочий муниципального заказчика на осуществление закупки по выполнению строительно-монтажных работ объекта: Строительство 2-х этажного детского сада на 150 мест в микрорайоне "Алгаир-2" с. Майма, Майминского района Республики Алтай за счет средств субсидий, предоставляемых из бюджета МО "Майминский район" в объекты муниципальной собственности, которое привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, т.к. подрядчик по данному объекту был выбран не по процедурам, предусмотренным законодательством о размещении заказов (Федеральный закон от 21 июля 2005 года 94-ФЗ).
2) Назначить должностному лицу, главе Администрации МО "Майминский район" <_> административное наказание в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", приказу ФАС России от 24.04.2015 г. N 304/15 "Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами ФАС России бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета" штраф должен быть перечислен по платежным реквизитам: ОКТМО 84615000, ИНН/КПП 0411073679/041101001 УФК по Республике Алтай (управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай), обсл. в ГРКЦ НБ Респ. Алтай Банка России г. Горно-Алтайск, р/с 40101810500000010000, л/с 04771212170, код платежа 16111602010016000140, БИК 048405001. Вид платежа: "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти".
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8 (38822) 4-71-39.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при невозможности взыскания штрафа, постановление о наложении административного штрафа направляется должностным лицом, вынесшим постановление, судебному приставу-исполнителю для обращения административного взыскания на имущество, принадлежащее лицу, привлекаемому к ответственности, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке (Майминский районный суд) в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 30 декабря 2015 г. N 28/А
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016