Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
(опубликовано 16 октября 2008 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
Председатель Комиссии:
Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля;
- Жаркова Т.Ю. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
- Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
при участии представителя от Муниципального унитарного межрайонного пред-приятия электрических сетей "Тверьгорэлектро" (далее МУП "Тверьгорэлектро") - Павловой Л.А., начальника производственно-технического отдела МУП "Тверьгорэлектро" (доверенность N43 от 30.09.2008); от заявителя -
Каплунова И.А. (паспорт серии 28 05, N651031, выдан Заволжским РОВД г.Твери 13.06.2006),
рассмотрев дело N 03-6/1-103-2008 по признакам нарушения МУП "Тверьгорэлектро" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон),
УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело возбуждено по заявлению Каплунова И.А. (далее Заявитель), прожи-вающего по адресу: г.Тверь, проезд Э.Тельмана, д.65, о проверке обоснованности действий МУП "Тверьгорэлектро" в части требования получения в установленный срок (до 10.07.2008) новых технических условий на перевод электроснабжения жилого дома N29 по пр-ду Э.Тельмана (новый номер дома N65) по постоянной схеме от трансформаторной под-станции ТП-939, а в случае невыполнения указанных требований - прекращения электро-снабжения указанного дома.
МУП "Тверьгорэлектро", предоставляя услуги по передаче электрической энергии, является, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естест-венных монополиях", субъектом естественной монополии, положение которого на товарном рынке признается в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим. Кроме того, приказом Тверского территориального управления МАП России от 08.04.1998 г. N 57 МУП "Тверьгорэлектро" включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии с долей на рынке указанного товара более 65 процентов в географических границах г. Твери.
Согласно части 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимоно-польной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 N5, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется, положение МУП "Тверьгорэлектро" на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах г. Твери является домини-рующим.
Услуга по передаче электрической энергии на территории г.Твери предоставляется МУП "Тверьгорэлектро" посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном по-рядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям. Техническая возможность отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует.
В соответствии с пунктом 18 Правил технологического присоединения энергоприни-мающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электриче-ским сетям (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, далее - Правила технологического присоединения), мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств включают в себя, в том числе, подготовку сетевой организацией технических условий, при этом отличий (особенностей) в процедуре подготовки указанных технических условий сетевой организацией для юридических и физических лиц Правилами не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона под "товаром" понимается объект граж-данских прав (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Исходя из вышеизложенного, товар в рассматриваемом случае представляет собой услугу предоставления сетевой организацией технических условий для подключения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
Порядок подготовки сетевой организацией технических условий для подключения энергопринимающих устройств к электрическим сетям регламентирован Правилами техно-логического присоединения и Правилами определения и предоставления технический усло-вий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 8,3 далее - Правила предоставления технических условий).
Принимая во внимание пункт 15 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. приказом ФАС России от 25.04.2006 N108 "Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке", в соответствии с которым при определении продуктовых границ товарного рынка является обязательным анализ функционального назначения товара, в том числе цели его потребления и применения, товарный рынок в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона определен как рынок услуг предоставления сетевой организацией (МУП "Тверьгорэлеткро") технических условий подключения энергопринимающих устройств к электрическим сетям на территории г.Твери.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что право предоставления технических условий подключения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, находящимся в распоряжении МУП "Тверьгорэлектро", принадлежит только указанному хозяйствующему субъекту.
В связи с вышеизложенным, положение МУП "Тверьгорэлектро" как сетевой органи-зации на рынке услуг предоставления технических условий подключения энергопринимаю-щих устройств к электрическим сетям в географических границах г. Твери является домини-рующим.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона запрещаются действия занимающего до-минирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или мо-гут являться ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту усло-вий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Из материалов дела следует, что Заявителем при строительстве дома N29 по пр-ду Э.Тельмана (новый номер дома N65) было получено разрешение АО "Тверьэнерго" "Твер-ские электрические сети" от 21.11.2000 N 09-7 об использовании мощности Р-7 кВт от ис-точника электроснабжения П/СТ-Соминка.
МУП "Тверьгорэлектро" были выданы технические условия от 25.01.2001 N2/19 "О временном электроснабжении жилого дома по ул.Тельмана д.29 в г.Твери" (далее Техниче-ские условия) сроком действия 1 год, согласно которым мощность в запрашиваемых разме-рах дома была разрешена, при выполнении определенных технических условий, в том числе пункта 1 Технические условия, предписывающего принять Заявителю участие в строитель-стве электросетей в застройке ТГУ (Тверского государственного университета).
МУП "Тверьгорэлектро" 28.03.2001 Заявителю была выдана справка N668 о выполне-нии технических условий от 25.01.2001 N2/19 на подключение жилого дома N29 по пр-ду Э.Тельмана.
В соответствии с актами ГУ "Тверской госэнергонадзор" от 11.04.2001 NТв-Нп-КНН-Д-135, от 11.02.2002 NТв-Нп-КНН-Д-50 электроустановки частного дома по адресу: г.Тверь, проезд Э.Тельмана, д.65, при строительстве и по окончанию строительства были допущены в эксплуатацию.
В соответствии с постановлением главы администрации Заволжского района г.Твери от 20.08.2002 N4471 "О вводе в эксплуатацию жилого дома по адресу: г.Тверь, пр- Э.Тельмана, д.65 в Заволжском районе" дом по указанному адресу был сдан в эксплуатацию.
Согласно разъясненям МУП "Тверьгорэлектро" от 06.10.2008 (вх.N 2707 от 06.10.2008) (далее Разъяснения), жилой дом N29 по пр-ду Э.Тельмана (новый номер дома N65) на мо-мент подачи Заявителем заявки о выдаче технических условий на электроснабжение нахо-дился в районе индивидуальной коттеджной застройки, для электроснабжения которой Тверскому государственному университету (далее ТГУ) были выданы технические условия от 16.07.1991 N1/137 "Об электроснабжении индивидуальных коттеджей в пос.Соминка г.Твери", предусматривающие строительство трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ и электрических сетей 10/0,4 кВ.
Поскольку на момент подачи Заявителем указанной выше заявки технические условия по строительству ТГУ электросетей не были выполнены, Заявителю до строительства новых электросетей были выданы временные Технические условия с условием принятия им долевого участия в строительстве электросетей в районе застройки ТГУ, со сроком исполнения - 1 год.
По мере обращения в МУП "Тверьгорэлектро" застройщиков, пока имелась техниче-ская возможность присоединения дополнительных нагрузок к ТП-312, МУП "Тверьгорэлек-тро" выдавались аналогичные временные технические условия на подключение строящихся домов в квартале застройки ТГУ, в которых также указывалась необходимость принятие до-левого участия в строительстве новых электросетей.
Предполагалось, что при вводе в эксплуатацию новых электросетей, включая транс-форматорную подстанцию, электроснабжение домов, владельцам которых были выданы временные технические условия, должно было быть переведено с ТП-312 на новую транс-форматорную подстанцию.
Для организации разработки проектного решения и строительства новой трансформа-торной подстанции с сетями 10/0,4 кВ застройщиками, нуждающимися в электроснабжении индивидуальных жилых домов, в том числе по пр-ду Э.Тельмана, была создана инициатив-ная группа, в состав которой Заявитель не вошел.
Технические условия МУП "Тверьгорэлектро" на строительство новой трансформатор-ной подстанции, к которой должен был, с точки зрения МУП "Тверьгорэлектро", присоеди-нится Заявитель по постоянной схеме, были выполнены в 2007 г. (акт о выполнении технических условий от 04.07.2006 N2/125 и возможности технологического присоединения к городским электрическим сетям N2486 от 19.09.2007).
После ввода в эксплуатацию ТП-939 и электрических сетей 10/0,4 кВ электро-снабжение жилых домов, застройщики которых принимали участие в долевом строи-тельстве указанных объектов, было переведено по постоянной схеме, в то время как жилой дом Заявителя остался подключенным к ТП-312.
Принимая во внимание, что загрузка трансформатора ТМ-250 кВА в ТП-312 в нормаль-ном режиме работы (согласно расчету нагрузки на шинах 0,4 кВ ТП-312 от 2008 г.) составля-ет 135%, а также обращение председателя вышеуказанной инициативной группы по строи-тельству новой трансформаторной подстанции, МУП "Тверьгорэлектро" в адрес Заявителя было направлено уведомление N2/145 от 18.06.2008 о необходимости получения новых тех-нических условий на электроснабжение дома Заявителя с подключением к вновь построен-ным электросетям от ТП-939, ссылаясь на истекший срок действия ранее выданных Техни-ческих условий.
С позиции МУП "Тверьгорэлектро" Заявитель, не принимая действий к получению новых технических условий (на перевод электроснабжения по постоянной схеме от ТП-939), учитывая превышение предельно допустимой нагрузки трансформатора ТП-312, к которой он временно был подключен, нарушает права других жителей данного района, имеющих постоянные технические условия на подключение, создавая угрозу сбоя подачи электроэнер-гии.
Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояс-нения представителей сторон, проанализировав нормативные правовые акты, регламенти-рующие порядок определения и предоставления технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также порядок оказания услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств физических лиц к электрическим сетям, заслушав доводы и пояснения сторон, считает действия МУП "Тверьгорэлектро" в части требования от Заявителя получения им в установленный срок новых технических условий на перевод электроснабжения своего жилого дома по постоянной схеме от трансформаторной подстанции ТП-939, а в случае невыполнения указанных требований - прекращения электроснабжения указанного дома, неправомерными в связи с нижеследующим.
В соответствии с п.6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспе-чения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N83 (далее Правила), в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить подклю-чение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение построенного объекта капитального строительства, для получения технических условий.
В рассматриваемом случае технические условия для подключения жилого дома Зая-вителя были выданы и выполнены в установленный срок, о чем свидетельствует справка МУП "Тверьгорэлектро" от 28.03.2001 N668 о выполнении технических условий от 25.01.2001 N2/19 на подключение жилого дома N29 по пр-ду Э.Тельмана.
Согласно Техническим условиям, мощность в запрашиваемых Заявителем размерах была разрешена, что свидетельствует об отсутствии на момент выдачи указанных условий ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к кото-рым надлежало произвести технологическое присоединение дома Заявителя.
Из пункта 1 Технических условий не следует, что Заявитель должен был принять до-левое участие в строительстве электросетей в застройке ТГУ именно с целью его дальнейше-го подключения к новой трансформаторной подстанции.
Документов, свидетельствующих о том, что по окончании срока действия Техниче-ских условий Заявитель обязан получить новые технические условия на перевод электро-снабжения своего дома по постоянной схеме, как и документов, регламентирующих проце-дуру выдачи "временных технических условий", в ходе рассмотрения Комиссией Тверского УФАС России не установлено.
Факта подключения Заявителем новой электроустановки либо изменения величины присоединенной мощности, схемы внешнего электроснабжения, что в соответствии с п.6 Правил могло быть основанием требования МУП "Тверьгорэлектро" от Заявителя получения новых технических условий, в ходе рассмотрения дела Комиссией Тверского УФАС России установлено не было.
Распоряжение администрации Тверской области от 17.08.1993 г. N328-р "О порядке организации электроснабжения индивидуальных жилых домов" в части исполнения пункта 1, на который ссылается МУП "Тверьгорэлектро" в письме от 11.07.2008 (вх.N1912 от 14.07.2008), Комиссия Тверского УФАС России полагает не может быть принято в качестве обоснования действий МУП "Тверьгорэлектро" по требованию от Заявителя получения но-вых технических условий, поскольку распространяется только на случаи подключения новых нагрузок, что не имеет место в ситуации с подключением к электроснабжению дома Заявителя.
Кроме этого, Управлением федеральной службы по экологическому, технологическо-му и атомному надзору по Тверской области (далее Ростехнадзор) по обращению Тверского УФАС России о правомерности требования МУП "Тверьгорэлектро" от Заявителя получе-ния новых технических условий, установлено, что согласно справки о выполнении техниче-ских условий N668 от 28.03.2001, выданной МУП "Тверьгорэлектро", граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности установлена на изоляторах ввода в здание, т.е. ответвление от ВЛ-0,4 кВ является собственностью МУП ГЭС "Тверьгорэлек-тро", поэтому вопрос по переносу ВЛ-0,4 кВ должен решать собственник данной линии (письмо от 03.09.2008 NЮМ-1-14/539).
Вопрос прекращения электроснабжения дома Заявителя, принимая во внимание так-же, что на момент рассмотрения настоящего дела объективные причины данного прекраще-ния отсутствовали, не входит в компетенцию МУП "Тверьгорэлектро", не являющейся энер-госнабжающей организацией.
Таким образом, Комиссией Тверского УФАС России было установлено, что действия МУП "Тверьгорэлектро" в части установления для Заявителя обязанности получения новых технических условий на перевод электроснабжения жилого дома N29 по пр-ду Э.Тельмана (новый номер дома N65) по постоянной схеме от ТП-939, а также угрозы прекращения элек-троснабжения указанного дома в случае непринятия указанных действий с его стороны, из-ложенные в письме N2/145 от 18.06.2008, имели своим результатом ущемление интересов Заявителя, а также могут привести к навязыванию условий договора невыгодных для него, что является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", устанавливающую запрет на злоупотребление хозяйствующим субъ-ектом доминирующим положением.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 ста-тьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" действия МУП "Тверьгорэлектро", выразившиеся в ус-тановлении в письме N2/145 от 18.06.2008 для Каплунова И.А. обязанности получения но-вых технических условий на перевод электроснабжения жилого дома N29 по пр-ду Э.Тельмана (новый номер дома N65) по постоянной схеме от ТП-939, результатом которых может являться навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.
2. Признать нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" действия МУП "Тверьгорэлектро", выразившиеся в установле-нии в письме N2/145 от 18.06.2008 для Каплунова И.А. угрозы прекращения электроснабже-ния жилого дома N29 по пр-ду Э.Тельмана (новый номер дома N65) в случае непринятия с его стороны действий по получению новых технических условий на перевод электроснабжения указанного дома по постоянной схеме от ТП-939, результатом которых явилось ущемление интересов заявителя.
3. Выдать МУП "Тверьгорэлектро" предписание об устранении в недельный срок с да-ты получения предписания по делу N 03-6/1-103-2008 нарушения антимонопольного зако-нодательства: прекратить нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в:
3.1) установлении в письме N2/145 от 18.06.2008 обязанности получения Каплуновым И.А. новых технических условий на перевод электроснабжения жилого дома N29 по пр-ду Э.Тельмана (новый номер дома N65) по постоянной схеме от ТП-939;
3.2) установлении в письме N2/145 от 18.06.2008 угрозы прекращения электроснабже-ния жилого дома N29 по пр-ду Э.Тельмана (новый номер дома N65) в случае непринятия с стороны Каплунова И.А. действий по получению новых технических условий на перевод электроснабжения указанного дома по постоянной схеме от ТП-939.
Председатель Комиссии Л.В.Посохова
Члены Комиссии: С.Е. Иванов
Т.Ю.Жаркова
А.С.Пестова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимоно-польного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административ-ных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ по делу 03-6/1-103-2008
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
Председатель Комиссии:
Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля;
- Жаркова Т.Ю. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
- Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Феде-рального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего ре-шения от 16 октября 2008 г. по делу N 03-6/1-103-2008 о нарушении МУП "Тверьгорэлектро" (170008, г.Тверь, ул.Ротмистрова, д.27) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
МУП "Тверьгорэлектро" в недельный срок с даты получения настоящего предписания прекратить нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в:
1) установлении в письме N2/145 от 18.06.2008 обязанности получения Каплуновым И.А. новых технических условий на перевод электроснабжения жилого дома N29 по пр-ду Э.Тельмана (новый номер дома N65) по постоянной схеме от ТП-939;
2) установлении в письме N2/145 от 18.06.2008 угрозы прекращения электроснабжения жилого дома N29 по пр-ду Э.Тельмана (новый номер дома N65) в случае непринятия с сто-роны Каплунова И.А. действий по получению новых технических условий на перевод элек-троснабжения указанного дома по постоянной схеме от ТП-939.
МУП "Тверьгорэлектро" о выполнении предписания сообщить в срок до 28 ноября 2008 г.
Председатель Комиссии Л.В.Посохова
Члены Комиссии: С.Е. Иванов
Т.Ю.Жаркова
А.С.Пестова
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимо-нопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об администра-тивных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного ор-гана.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (опубликовано 16 октября 2008 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016