Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 23 декабря 2015 г. N 1-00-2139/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<> - заместителя руководителя Московского УФАС России, председателя Комиссии,
членов Комиссии:
<> - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,
<> - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,
при участии:
от заказчика - ГБУ "Жилищник района Лефортово": <> (по доверенности от 23.12.2015 N б/н), <> (по доверенности от 23.12.2015 N б/н),
в отсутствие:
ООО "Техресурс" (уведомлено надлежащим образом письмом московского УФАС России от 22.12.2015 N ИШ/52023),
рассмотрев жалобу ООО "Техресурс" на действия заказчика - ГБУ "Жилищник района Лефортово" при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на техническое обслуживание приборов автоматики подпитки расширительных баков зданий и линий связи ЦТП - расширительный бак в многоквартирных домах, находящихся в управлении ГБУ "Жилищник района Лефортово" (реестровый N 31503056839), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "Техресурс" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУ "Жилищник района Лефортово" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на техническое обслуживание приборов автоматики подпитки расширительных баков зданий и линий связи ЦТП - расширительный бак в многоквартирных домах, находящихся в управлении ГБУ "Жилищник района Лефортово" (реестровый N 31503056839) (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Конкурса выразилось в отсутствии в составе Закупочной документации проекта договора.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено положение о закупке товаров, работ, услуг ГБУ "Жилищник района Лефортово" (далее - Положение о закупках).
08.12.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
Начальная (максимальная) цена договора - 771 124,98 руб.
Согласно извещению о проведении Закупки от 08.12.2015 дата окончания подачи заявок - 17.12.2015, дата окончания рассмотрения заявок - 17.12.2015, дата подведения итогов - 21.12.2015.
В соответствии с протоколом от 21.12.2015 N 3 заявки на участие в Закупке поступили от следующих лиц: ООО"ФСК Монолит", ООО"Эко-Город". Победителем Закупки признано ООО"Эко-Город".
Из жалобы Заявителя следует, что в нарушение пункта 41.3 Положения о закупках Закупочная документация не содержит проект договора.
Заказчик с данным доводом жалобы Заявителя не согласился, озвучив свои устные доводы. Представители Заказчика пояснили, что Заявитель не является лицом, подавшим заявку на участие в Закупке, следовательно он не вправе обжаловать указанные действия Заказчика в силу статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Комиссия, выслушав возражения Заказчика, а также оценив всю представленную информацию в ее совокупности и взаимной связи, установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Комиссия отмечает, что обжалуемые действия Заказчика связаны с нарушением порядка размещения информации о проведении торгов, что в силу части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции свидетельствует о возможности обжалования указанных действия Заказчика Заявителем в статусе лица не подавшего заявку на участие в Закупке.
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках.
Согласно пункту 41.3 Положения о закупках документация запроса предложений должна содержать проект договора, требования и условия участия в запросе предложений, начальную (максимальную) цену договора, требования к оформлению и содержанию предложения участника закупки, срок и место проведения запроса предложений, критерии и порядок оценки и сопоставления предложений участников закупки, а также иные условия, определенные Заказчиком.
Изучив Закупочную документацию, размещенную на Официальном сайте, комиссия установила, что в нарушение требований части 5 статьи 4 Закона о закупках и пункта 41.3 Положения о закупках Закупочная документация не содержит проект договора.
Таким образом, комиссия признает довод жалобы Заявителя обоснованным. В действиях Заказчика усматривается нарушение части 5 статьи 4 Закона о закупках и пункта 41.3 Положения о закупках.
Между тем, согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работ, оказание услуг (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренды имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона о контрактной системе.
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 15 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 8.9 Информационной карты Закупочной документации источником финансирования заказа (Закупки) являются средства Заказчика.
Согласно части 2 статьи 15 Закона о контрактной системе при наличии правого акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона о закупках и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанного Федерального закона и правового акта закупки (Положение о закупках):
за счет грантов, передаваемы безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление гарантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работ или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках, предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Вместе с тем, пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона о закупках регламентированы положения, аналогичные установленным частью 2 статьи 15 Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеизложенного, Положение о закупках бюджетного учреждения должно быть утверждено в установленном порядке и размещено на Официальном сайте до конца года, следующего за годом, в котором будут проводиться закупки по такому Положению.
При этом, в случае, если Заказчиком Положение о закупках было размещено на Официальном сайте в год, в котором будут проводиться закупки по такому Положению, то Заказчик не может проводить такие закупки на основании положений Закона о закупках. В таком случае, Заказчиком должен применяться Закон о контрактной системе.
Вместе с тем, Положение о закупках было размещено Заказчиком на Официальном сайте 18.08.2015. Извещение о проведении Закупки опубликовано на Официальном сайте 08.12.2015.
Таким образом, проведение Закупки по действующему Положению о закупках противоречит требованиям, установленным статьей 15 Закона о контрактной системе и пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона о закупках.
На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 1 и части 5 статьи 4 Закона о закупках, а также статьи 15 Закона о контрактной системе и пункта 41.3 Положения о закупках
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 декабря 2015 г. N 1-00-2139/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016