Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 28 декабря 2015 г. N 6967/03
Резолютивная часть оглашена 15.12.2015
В полном объеме изготовлено 28.12.2015
Великий Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Иванов А.Т. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
Руднева Д.А. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело N 33 от 06.10.2015 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем Брусовым Андреем Евгеньевичем (далее - ИП Брусов А.Е.) законодательства Российской Федерации о рекламе, в присутствии представителей:
заявителя - индивидуального предпринимателя Платонова Юрия Вадимовича (далее - ИП Платонов Ю.В., Заявитель) - Байсултановой Лилии Андреевны (доверенность N б/н от 06.10.2015);
заинтересованные лица:
Общество с ограниченной ответственностью "ЯНДЕКС" (119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16; далее - ООО "ЯНДЕКС") надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, на рассмотрение дела представители не явились;
Общество с ограниченной ответственностью "Арсенал" (173003, Великий Новгород, ул. Великая, д. 11/10; 173003, Великий Новгород, ул. Великая, д. 22; далее - ООО "Арсенал") - Байсултановой Лилии Андреевны (доверенность N б/н от 05.10.2015);
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП Брусов А.Е. - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, на рассмотрение дела присутствовал лично, установила:
17.08.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) поступило заявление ИП Платонова Ю.В. о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Заявление).
Из Заявления следует, что при обращении в сети "Интернет" к поисковой системе "Яндекс" с запросами "арсенал печать" и "арсенал великий новгород" отображается контекстная ссылка следующего содержания: "Арсенал - 500р/м2 а у нас 350р/м2 - Типография Craft. Реклама rpk-craft.ru Высокое качество печати, срочность, быстрая доставка". При переходе по ранее указанной контекстной ссылке открывается сайт рекламно - производственной компании "Craft" (http://rpk-craft.ru/).
ИП Платонов Ю.В. занимается оказанием услуг широкоформатной интерьерной печати и использует в своей предпринимательской деятельности и для продвижения на рынке средство индивидуализации (коммерческое обозначение) "Арсенал", "Арсенал Аутдоор" (сайт в сети "Интернет" printars.ru - "Департамент широкоформатной печати Arsenal Outdoor").
По мнению заявителя, указанная реклама содержит признаки недобросовестности, а именно некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других производителей, сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию ИП Платонова Ю.В.
Также заявитель считает, что данная реклама может причинить ему материальный ущерб по причине потери клиентов.
В результате рассмотрения Заявления по существу и изучения дополнительно собранных доказательств установлено следующее.
Приложенными к Заявлению снимками страницы поисковой системы "Яндекс", подтверждается распространение в сети "Интернет" указанной заявителем рекламы, а именно при обращении к поисковой системе "Яндекс" с запросами "арсенал печать" и "арсенал великий новгород" отображается контекстная ссылка следующего содержания: "Арсенал - 500р/м2 а у нас 350р/м2 - Типография Craft. Реклама rpk-craft.ru Высокое качество печати, срочность, быстрая доставка". При переходе по ранее указанной контекстной ссылке открывается сайт рекламно - производственной компании "Craft" (http://rpk-craft.ru/).
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Товар представляет собой продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Сообщение, демонстрируемое поисковой системой "Арсенал - 500р/м2 а у нас 350р/м2 - Типография Craft. Реклама rpk-craft.ru Высокое качество печати, срочность, быстрая доставка" обладает всеми признаками рекламы услуг типографий и маркетинга (изготовление рекламных материалов посредством широкоформатной печати).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пунктам 1, 2 части 2 статьи 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, а также порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5 Закона о рекламе (часть 2 статьи 5 Закона о контрактной системе).
Согласно информации, представленной ООО "ЯНДЕКС" (исх. N 970-09/15 от 01.09.2015), рекламодателем вышеуказанной рекламы является Брусов Андрей Евгеньевич. При этом, Брусовым Андреем Евгеньевичем в качестве контактных данных были указаны электронная почта (craftspb@yandex.ru) и номер телефона.
Период распространения рекламы май - июль 2015 года.
Также, из представленной ООО "ЯНДЕКС" информации следует, что размещение данной рекламы осуществлялось на основании договоров на оказание услуг по размещению рекламных материалов рекламодателя в сети "Интернет" на условиях оферты на оказание услуг "Яндекс.Директ", расположенной в сети "Интернет" по адресу: www.legal.yandex.ru/oferta_direct/ (далее - Оферта).
Согласно пункту 3.2 Оферты ООО "ЯНДЕКС" оказывает услуги только в отношении рекламной (-ых) кампании (-ий), для которой (ых) Рекламодателем осуществлен Акцепт Оферты.
В соответствии с пунктом 1.1 Оферты под рекламной кампанией понимается совокупность заказанных рекламодателем рекламных объявлений, в отношении которых после заключения Договора осуществляется оказание услуг в соответствии с определенными рекламодателем условиями размещения. Каждая рекламная кампания имеет свой уникальный номер, присваиваемый Яндексом при ее создании рекламодателем, и может содержать одно или несколько Рекламных объявлений.
Согласно пункту 12.5 Оферты рекламодатель несет ответственность в полном объеме за:
а) соблюдение всех требований законодательства, в том числе законодательства о рекламе, об интеллектуальной собственности, о конкуренции, но не ограничиваясь перечисленным, в отношении содержания и формы рекламы и материалов, на которые рекламодатель устанавливает ссылку с рекламного объявления, выбор ключевых слов, использование сайта (доменного имени сайта), на который установлена ссылка, иные действия, осуществляемые им в качестве рекламодателя и/или рекламопроизводителя;
б) достоверность сведений, указанных им при регистрации в качестве пользователя на Яндекс.ру, и достоверность гарантий и заверений Рекламодателя, содержащихся в п.11 Оферты.
Также, согласно информации, представленной ООО "ЯНДЕКС", ключевыми словами/фразами, указанными рекламодателем в качестве критерия для показа рекламы были следующие слова/фразы: "арсенал", "арсенал типография великий новгород", "arsenal", "арсенал типография", "арсенал великий новгород".
Согласно положению документа "Правила показа", размещенном в свободном доступе в сети "Интернет" по адресу: www.legal.yandex.ru/ direct_display_rules/ (далее - Правила показа), ключевые слова не являются частью рекламы, они - всего лишь одно из условий показа рекламных объявлений.
С учетом технических особенностей функционирования ключевых слов на Сервисе Яндекс.Директ, при указании рекламодателем для рекламного объявления требуется наличие в поисковом запросе пользователя этого слова в любой форме и в составе любого словосочетания (то есть для показа рекламного объявления в большинстве случаев не обязательно полное совпадение ключевого слова/фразы и поискового запроса).
В соответствии с пунктом 5.9 Правил показа заголовок объявления и адрес сайта (доменное имя, указанное рекламодателем для данного объявления), в случае его показа справа от заголовка объявления, разделяются знаком "/".
Таким образом, в соответствии с вышеуказанным положением Правил показа http://rpk-craft.ru/ является доменным именем, которое определяется рекламодателем, и на привлечение внимания к которому направлена реклама.
При этом указание в рассматриваемой рекламе фразы "Арсенал - 500р/м2 а у нас 350р/м2 - Типография Craft" носит недобросовестный и некорректный характер.
Исходя из содержания данной фразы следует, что стоимость широкоформатной интерьерной печати за м2 у рекламного агентства "Арсенал Аутдоор" (ИП Платонова Ю.В.) составляет исключительно 500р/м2. Однако, согласно приложенным к Заявлению документам, стоимость услуг печати у "Арсенал Аутдоор" (ИП Платонова Ю.В.) варьируется в зависимости от используемого материала, а стоимость печати - 500р/м2 в расценках услуг ИП Платонова Ю.В. отсутствует.
Следует учесть, что данная реклама демонстрируется именно тем потребителям, которые искали информацию об услугах рекламного агентства "Арсенал Аутдоор" (ИП Платонова Ю.В.), а не о лице на привлечение внимания к которому направлена рассматриваемая реклама.
Учитывая изложенное, при распространении в течение мая - июля 2015 года рекламы следующего содержания: "Арсенал - 500р/м2 а у нас 350р/м2 - Типография Craft. Реклама rpk-craft.ru Высокое качество печати, срочность, быстрая доставка", демонстрируемой при обращении к поисковой системе "Яндекс" с запросами "арсенал печать" и "арсенал великий новгород", усматриваются признаки нарушения пунктов 1, 2 части 2 статьи 5 Закона о рекламе, выразившихся в некорректном сравнении рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, а также в указании в рекламе сведений, которые порочат деловую репутацию лица, в том числе конкурента.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно информации Общества с ограниченной ответственностью "Т2 Мобайл" (далее - ООО "Т2 Мобайл") (вх. N 8128 от 29.09.2015 Новгородского УФАС России) следует, что телефонный номер, сведения о котором предоставлены ООО "ЯНДЕКС", закреплен за ИП Брусовым А.Е.
Из информации, представленной "ООО ЯНДЕКС" и ООО "Т2Мобайл", следует, что лицом, таким образом заказавшим размещение рассматриваемой рекламы в системе Яндекс.Директ, является ИП Брусов А.Е.
На рассмотрении дела по существу от ИП Брусова А.Е. поступили письменные объяснения (вх. N 10738 от 15.12.2015 Новгородского УФАС России), в которых ИП Брусов А.Е. указывает, что данное рекламное объявление было разработано по его указанию, однако в создании вышеуказанного рекламного объявления он не участвовал и с его содержанием предварительно не ознакомился. Объявление было создано сторонним человеком, который в дальнейшем перестал выходить на связь с ИП Брусовым А.Е.
При этом, после обнаружения ИП Брусовым А.Е. несоответствия данного объявления требованиям Закона о рекламе, объявление было отредактировано и приведено в соответствие законодательству о рекламе.
Исследовав материалы дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
Материалами дела N 33 от 06.10.2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе подтверждается тот факт, что в рассматриваемой рекламе содержится некорректное сравнение рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, а также содержатся сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию ИП Платонова Ю.В.
Согласно представленным ООО "Арсенал" письменным пояснениям (вх. N 10737 от 15.12.2015 Новгородского УФАС России), ООО "Арсенал" самостоятельно и от своего имени услуги широкоформатной печати не оказывает и не устанавливает цены на данные услуги. 01.05.2015 между ООО "Арсенал" и ИП Платоновым Ю.В. заключен агентский договор N 01-05, в соответствии с которым ИП Платонов Ю.В. обязуется от имени и за счет ООО "Арсенал" заключать с третьими лицами договоры на оказание ООО Арсенал" услуг по изготовлению рекламных материалов, интерьерной широкоформатной печати. Цены на оказываемые услуги устанавливает ИП Платонов Ю.В.
Согласно приложенным к Заявлению документам, стоимость услуг печати у "Арсенал Аутдоор" (ИП Платонова Ю.В.) в размере 500р/м2 в расценках услуг ИП Платонова Ю.В. отсутствует.
ИП Брусов А.Е. не проконтролировал процесс создания вышеуказанного рекламного объявления и его содержание, что привело к нарушению требований Закона о рекламе.
Учитывая вышеизложенное, в распространяемой в течение мая - июля 2015 года рекламе следующего содержания: "Арсенал - 500р/м2 а у нас 350р/м2 - Типография Craft. Реклама rpk-craft.ru Высокое качество печати, срочность, быстрая доставка", демонстрируемой при обращении к поисковой системе "Яндекс" в сети "Интернет" с запросами "арсенал печать" и "арсенал великий новгород" имеется нарушение пунктов 1, 2 части 2 статьи 5 Закона о рекламе, выразившееся в некорректных сравнениях рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, а также в указании в рекламе сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.
Ответственность за нарушение пунктов 1, 2 части 2 статьи 5 Закона о рекламе в соответствии со статьей 38 названного закона несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, определившего объект рекламирования, т.е. её рекламодателя - ИП Брусова А.Е.
При этом, в материалах дела имеются доказательства прекращения распространения ИП Брусовым А.Е. данной ненадлежащей рекламы.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36, статьей 38 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей распространявшуюся в течение мая - июля 2015 года рекламу следующего содержания: "Арсенал - 500р/м2 а у нас 350р/м2 - Типография Craft. Реклама rpk-craft.ru Высокое качество печати, срочность, быстрая доставка", демонстрируемую при обращении к поисковой системе "Яндекс" в сети "Интернет" с запросами "арсенал печать" и "арсенал великий новгород", поскольку в ней нарушены требования пунктов 1, 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. В связи с добровольным прекращением распространения ненадлежащей рекламы рекламодателю - индивидуальному предпринимателю Брусову Андрею Евгеньевичу предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя комиссии И.А. Куриков
Члены комиссии А.Т. Иванов
Д.А. Руднева
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 28 декабря 2015 г. N 6967/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016