Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 24 декабря 2015 г. N 106-03-18.1/2015
Резолютивная часть решения оглашена 22 декабря 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 24 декабря 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
*** - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; *** - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; *** - ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
|
|
рассмотрев дело N 106-03-18.1/2015 по жалобе ООО ЧОП "РСПО "ВиМакс" на действия (бездействие) Управления федеральной почтовой связи Челябинской области - филиала ФГУП "Почта России, в присутствии представителя заявителя, представителя ответчика, действующих по доверенности, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО ЧОП "РСПО "ВиМакс" на действия (бездействие) Управления федеральной почтовой связи Челябинской области - филиала ФГУП "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России") при проведении открытого редукциона на право заключения договора на оказание услуг на охрану объектов почтовой связи (извещение N 31503045629).
В жалобе ООО ЧОП "РСПО "ВиМакс" указано следующее.
ФГУП "Почта России" провело открытый редукцион на право заключения договора на оказание услуг на охрану объектов почтовой связи.
Извещение о проведении открытого редукциона размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 04.12.2015.
Согласно извещению о проведении открытого редукциона дата и время окончания подачи заявок на участие в открытом редукционе 14.12.2015 в 00.00 часов (мск).
По мнению заявителя, установленный срок окончания подачи заявок на участие в открытом редукционе нарушает положение Федерального закона от 18.07.2011 N 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель ФГУП "Почта России" пояснил следующее.
Порядок проведения открытого редукциона установлен в Положении о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России", утвержденном приказом ФГУП "Почта России" от 21.08.2015 N 404-п (далее - Положение о закупке).
В соответствии с пунктом 20.3.2 Положения о закупке извещение о проведении редукциона, документация о редукционе, проект договора размещается заказчиком в единой информационной системе не менее, чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в редукционе.
Таким образом, установленная в извещении о проведении открытого редукциона дата окончания подачи заявок, соответствует Положению о закупке.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
ФГУП "Почта России" провело открытый редукцион на право заключения договора на оказание услуг на охрану объектов почтовой связи.
Извещение N 31503045629 о проведении открытого редукциона 04.12.2015 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
В извещении указана дата окончания подачи заявок на участие в открытом редукционе 14.12.2015.
В соответствии с документацией открытого редукциона заявки претендентов подаются в отношении 18 лотов, отражающих территориальное деление Челябинской области на муниципальные образования.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом редукционе от 14.12.2015 N SBR035-1512040026/31503045629 по лотам N 7,10 и 14 заявок не поступило, по лоту N 2 поступило две заявки, по остальным лотам поступило по одной заявке.
При проведении открытого редукциона ФГУП "Почта России" руководствуется Положением о закупке и Законом о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке в том числе: извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В Положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (часть 3 статьи 3 Закона о закупках).
Проанализировав указанные положения Закона о закупках, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу, что законодатель, императивно регламентировав в части 2 статьи 3 Закона о закупках требование к сроку размещения извещения о проведении конкурса или аукциона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе, предусмотрев также в части 3 статьи 3 Закона о закупках возможность существования иных (помимо конкурса или аукциона) способов закупки, конкретизация которых отнесена исключительно на усмотрение заказчика, без прямого указания на возможность установления иного срока размещения извещения о проведении закупочных процедур, отличных от конкурса и аукциона, установил аналогичные требования к сроку размещения извещения и в отношении иных (помимо конкурса или аукциона) способов закупки.
Указанный вывод также подтверждается сложившейся судебной практикой по делу N А71-7105/2014.
Более того, редукцион является разновидностью аукциона, победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора. Следовательно, при проведении закупки указанным способом срок размещения извещения регламентирован в части 2 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, указанный в Положении о закупке и извещении о проведении открытого редукциона срок окончания подачи заявок на участие в открытом редукционе - менее 20 дней с даты размещения извещения о проведении открытого редукциона противоречит требованиям Закона о закупках.
Антимонопольным органом установлено, что фактический срок, установленный ФГУП "Почта России" для подачи заявок, равен 9 календарным дням или 5 рабочим дням. При этом для подачи заявки необходимо совершить действия по ознакомлению с информацией об открытом редукционе, подготовке документов, входящих в состав заявки в соответствии с информационной картой открытого редукциона и внесению обеспечения заявки.
С учетом названных обстоятельств антимонопольный орган пришел к выводу, что установленный ФГУП "Почта России" срок подачи заявок нельзя рассматривать как объективно достаточный для обеспечения конкуренции среди потенциальных участников.
Данный вывод также подтверждается ограниченным количеством поданных заявок на участие в открытом редукционе.
Также при рассмотрении жалобы установлено, что в пункте 4 информационной карты открытого редукциона срок предоставления документов установлен по 11.12.2015, что не соответствует сроку, установленному в извещении.
Указанные разночтения в документации открытого редукциона вводят в заблуждение потенциальных участников и нарушают принцип информационной открытости закупки.
При таких обстоятельствах, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что ФГУП "Почта России" при проведении открытого редукциона на право заключения договора на оказание услуг на охрану объектов почтовой связи (извещение N 31503045629) совершило действия, которые привели к неравенству, дискриминации и необоснованному ограничению конкуренции.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО ЧОП "РСПО "ВиМакс" на действия ФГУП "Почта России" при проведении открытого редукциона на право заключения договора на оказание услуг охраны объектов почтовой связи (извещение N 31503045629) обоснованной;
Признать действия ФГУП "Почта России" при проведении открытого редукциона на право заключения договора на оказание услуг охраны объектов почтовой связи (извещение N 31503045629), выразившиеся в указании в извещении о проведении открытого редукциона срока окончания подачи заявок на участие в открытом редукционе менее 20 дней с даты размещения извещения о проведении открытого редукциона, нарушением части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции;
3. Выдать ФГУП "Почта России" предписание о прекращении действий, признанных нарушением части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции;
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ N 60
по делу N 106-03-18.1/2015
22 декабря 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
*** - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; *** - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; *** - ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
|
|
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьей 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 22.12.2015 N 106-03-18.1/2015 по жалобе ООО ЧОП "РСПО "ВиМакс" на действия (бездействие) Управления федеральной почтовой связи Челябинской области - филиала ФГУП "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России") при проведении открытого редукциона на право заключения договора на оказание услуг на охрану объектов почтовой связи (извещение N 31503045629), предписывает:
ФГУП "Почта России" прекратить нарушение части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в указании в извещении о проведении открытого редукциона срока окончания подачи заявок на участие в открытом редукционе менее 20 дней с даты размещения извещения о проведении открытого редукциона;
ФГУП "Почта России" в срок до 30 декабря 2015 года отменить результаты открытого редукциона на право заключения договора на оказание услуг на охрану объектов почтовой связи, отменить протоколы, составленные в ходе проведения данного открытого редукциона;
ФГУП "Почта России" в срок до 20 января 2016 года представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 2 настоящего предписания, а именно - надлежащим образом заверенную копию решения об отмене указанного открытого редукциона, скриншоты с официального сайта www.zakupki.gov.ru, подтверждающие размещение решения об отмене данного открытого редукциона;
ФГУП "Почта России" при проведении открытого редукциона на право заключения договора на оказание услуг на охрану объектов почтовой связи в течение 2 дней после опубликования извещения, представить в Челябинское УФАС России копии: извещения о проведении открытого конкурса, утвержденной документации со всеми приложениями, доказательства размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 декабря 2015 г. N 106-03-18.1/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016