Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 18 декабря 2015 г. N 91-08/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии: |
<_> - заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;
|
члены Комиссии: |
<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, <_> - специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,
|
рассмотрев дело N 91-08/2015, возбужденное по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" по факту распространения в городе Челябинске в августе 2015 года рекламы цирковой программы "Калифорнийские морские львы", в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения "_львы_",
в отсутствие:
представителей Федерального казенного предприятия "Российская государственная цирковая компания", филиала Федерального казенного предприятия "Российская государственная цирковая компания" Челябинский Государственный цирк (далее - Челябинский Государственный цирк, филиал), надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела и не заявивших ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие их представителей, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление жителя города Челябинска о распространении в городе Челябинске на телевидении, радио и в печатных СМИ рекламы программы "Калифорнийские морские львы", которая содержит сведения о выступлении калифорнийских морских львов. Заявитель считает, что присутствующие к рекламе сведения о цирковом представлении с участием животных не соответствуют действительности, поскольку фактически на выступлении, состоявшемся 09 августа 2015 года, выступал только один морский лев.
В письменных объяснениях Челябинский Государственный цирк указало, что в процессе проведения цирковой программы "Калифорнийские морские львы" произошел гон морских животных, вызывающий проявление сильной агрессии. Во избежание травматизма животных во время представления в целях гуманного к ним отношения, а также обеспечения безопасности зрителей было принято решение временно, с 07 августа 2015 года снять с представлений одного животного- морского льва, что подтверждается копией акта от 07.08.2015 года, составленным комиссией в составе: руководитель аттракциона "Иллюзия с морскими львами" Мартиросян Г.Б., ветврач Челябинского государственного цирка Бахаев Н.С., инспектор манежа Гусев И.В. Также указано, что количество животных, заявленных в программе подтверждается документально, в связи с чем, считает, что реклама цирковой программы "Калифорнийские морские львы" является достоверной.
Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в городе Челябинске по ул. Кирова, д. 25 находится филиал Федерального казенного предприятия "Российская государственная цирковая компания" Челябинский Государственный цирк.
Пунктом 2.1. приказа Федерального казенного предприятия "Российская государственная цирковая компания" N 792/п от 09 июля 2015 года (далее - Приказ) директору Челябинский Государственный цирк поручено провести гастроли программы Г.Б. Мартиросян в городе Челябинске в период с 10 июля 2015 года по 27 августа 2015 года. Пунктом 2.4 Приказа указано провести цирковые представления программы Г.Б. Мартиросян в период с 18 июля 2015 года по 23 августа 2015 года. В силу пункта 3 Приказа директору филиала необходимо обеспечить проведение рекламной компании. Из приложения N 2 к Приказу следует, что в состав цирковой программы Мартиросян Г.Б. входит, в том числе аттракцион "Идиллия с морскими львами".
Согласно подпункту "с" пункта 2.3. Положения о филиале, утвержденном 17 января 2008 года приказом генерального директора Федерального казенного предприятия "Российская государственная цирковая компания" М.М. Запашным, Челябинский Государственный цирк при осуществлении видов деятельности вправе осуществлять рекламную деятельность в соответствии с целями и предметом деятельности филиала.
Реклама цирковой программы "Калифорнийские морские львы" распространялась в городе Челябинске на мониторах в троллейбусах в рамках договора N 24/07/2015/З от 09 июля 2015 года, заключенного между ООО "Альфа промоушен" и Челябинским государственным цирком в период с 09 июля 2015 года по 07 августа 2015 года. Факт распространения рекламы в указанный период подтверждается заявкой-медиапланом на размещение рекламы, являющейся приложением N 1 к договору N 24/07/2015/З от 09 июля 2015 года
Также реклама цирковой программы "Калифорнийские морские львы" транслировалась в региональном эфире на телеканалах "СТС", "Домашний Челябинск", "5 канал Челябинск", "Перец Челябинск", "ТВЦ Челябинск", "Россия Челябинск", "РЕН Челябинск" в рамках договора N 1501-107-М от 01.01.2015, заключенного между ЗАО "Видео Интернешнл Челябинск" и Челябинским государственным цирком в период с 14 июля 2015 года по 31 июля 2015 года, что подтверждается графиками размещения рекламных роликов, являющихся приложением к договору.
Кроме того реклама цирковой программы "Калифорнийские морские львы" распространялась с использованием полиграфической продукции, изготовленной в рамках договора об изготовлении широкоформатной печатной продукции N 001 от 10 января 2015 года, заключенного между ООО "СТАМП 74" и Челябинским государственным цирком и договора возмездного оказания услуг доставки N 38 от 12 января 2015 года, заключенного между ИП Трофимовым В.Г. и Челябинским государственным цирком.
Из рекламных материалов, представленных Челябинским Государственным цирком усматривается, что в рекламе присутствуют сведения: "с 18 июля по 23 августа Калифорнийские морские львы_".
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" положения настоящего Федерального закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.
Присутствующие в рекламе цирковой программы "Калифорнийские морские львы" сведения ".морские львы_" указывают о цирковом представлении с участием нескольких животных, в данном случае морских львов.
В соответствии с ветеринарным свидетельством 242 N 0076767 от 07 июля 2015 года при ветеринарном осмотре подлежащих отправке цирковых животных согласно описи в количестве трех голов больных и подозрительных по заболеванию заразными болезнями не обнаружено. Здесь же указано, что животные направляются в город Челябинск в Челябинский государственный цирк для гастролей. В строке "Особые отметки" присутствуют следующие сведения:
"Морской лев самец 2011 по кличке "Гера""
"Морской лев самец 1998 г по кличке "Гергий""
"Морской лев самка 2004 по кличке "Геа".
Согласно акту от 07 августа 2015 года, составленному комиссией в составе: руководитель аттракциона "Иллюзия с морскими львами" Мартиросян Г.Б., ветврач Челябинского государственного цирка Бахаев Н.С., инспектор манежа Гусев И.В. в связи с наступлением гона у морских животных с 07 августа 2015 года временно снят с работы один самец. В качестве замены выбывшего самца рекомендовано в течение недели ввести в работу к самцу самку для восстановления художественной ценности аттракциона.
Таким образом, с 07 августа 2015 года в аттракционе "Иллюзия с морскими львами" снято с работы одно животное, что подтверждается актом от 07 августа 2015 года, в связи с чем, в выступлениях цирковой программы "Калифорнийские морские львы", состоявшихся после 07 августа 2015 года, принимал участие один лев.
Сведения о количестве животных, участвующих в выступлениях после 07 августа, подтверждается и поступившим в Челябинское УФАС России заявлением физического лица, в котором указано, что в аттракционе 09 августа 2015 года участвовало одно морское животное.
С учетом изложенного, реклама о цирковом представлении с участием нескольких животных, в данном случае морских львов, распространявшаяся после 07 августа 2015 года содержит не соответствующие действительности сведения о художественной ценности аттракциона, качества его исполнения и восприятия зрителями (потребителями) услуги, то есть характеристике услуги.
В данном случае, Челябинскому государственному цирку надлежало принять меры по прекращению размещения рекламы о гастролях программы Г.Б. Мартиросян с участием нескольких животных, морских львов, поскольку такая реклама не соответствует пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Из материалов дела следует, что с 09 июля 2015 года по 07 августа 2015 года, на мониторах, установленных в общественном транспорте МУП "ЧелябГэт" размещалась реклама цирковой программы "Калифорнийские морские львы" (приложение N 1 к договору N 24/07/2015/з от 09 июля 2015 года, заключенному между ООО "Альфа-Промоушен" и Челябинским государственным цирком).
Таким образом, Челябинским государственным цирком меры по прекращению рекламы цирковой программы "Калифорнийские морские львы" с 07 августа 2015 года не приняты.
В соответствии с частью 6 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Статьей 3 Федерального закона "О рекламе" установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Федерального закона "О рекламе", рекламодатель - это по сути, заказчик рекламы, то есть то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно, таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, государственный или общественный орган, частное лицо и так далее.
Рекламодателем рекламы является Челябинский Государственный цирк, поскольку в рекламной информации указывается на цирковое представление, организуемое данным лицом и такая информация направлена на формирование и поддержание интереса к услугам данной организации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе предусмотрено, что при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Поскольку распространение рекламы цирковой программы "Калифорнийские морские львы" прекращено, в связи с окончанием гастролей программы Г.Б. Мартиросян в городе Челябинске 27 августа 2015 года, что подтверждается объяснениями Челябинского государственного цирка и представленными материалами, необходимость в выдаче предписания отсутствует.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу цирковой программы "Калифорнийские морские львы", в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения о гастролях с участием нескольких животных, морских львов, распространявшуюся 07 августа 2015 года на мониторах в общественном транспорте МУП "ЧелябГэт", поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Федерального казенного предприятия "Российская государственная цирковая компания" и его должностного лица.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 18 декабря 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 декабря 2015 г. N 91-08/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016