Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 29 октября 2008 г.
Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2008 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 2-03/25-2008 от 03.10.2008 по признакам нарушения ЗАО "Пензенская горэлектросеть", ОАО "МРСК Волги" в лице филиала "Пензаэнерго" - (далее по тексту филиал "Пензаэнерго") и Главного управления градостроительства и архитектуры г. Пензы требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), при участии представителей со стороны ЗАО "Пензенская горэлектросеть", филиала ОАО "МРСК Волги" - "Пензаэнерго" и Главного управления градостроительства и архитектуры г. Пензы
УСТАНОВИЛА:
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства 17 июня 2008 г. при рассмотрении дела по заявлению ОАО АК "Домостроитель" в отношении действий ЗАО "Пензенская горэлектросеть", в связи с навязыванием невыгодных условий для присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям, было принято решение рассмотреть Регламент взаимодействия ЗАО "Пензенская горэлектросеть", ОАО "Пензаэнерго" (в настоящее время филиал ОАО "МРСК Волги") и Главного управления градостроительства и архитектуры г. Пензы по выдаче технических условий на подключение и подключению вновь вводимых или реконструируемых электроустановок потребителей от 18, 24 мая 2007 года на соответствие требованиям антимонопольного законодательства (далее - Регламент).
При рассмотрении документов и материалов по данному вопросу в действиях ЗАО "Пензенская горэлектросеть", филиала "Пензаэнерго", Главного управления градостроительства и архитектуры г. Пензы были установлены признаки нарушения требований статьи 16 ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в соглашении, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в результате подписания Регламента.
ЗАО "Пензенская горэлектросеть" и ОАО "МРСК Волги", на основании Уставов этих организаций, являются коммерческими организациями, осуществляющими деятельность, приносящую им доход, т.е. в соответствии с п.5 ст.4 Федерального Закона "О защите конкуренции" являются хозяйствующими субъектами.
Главное Управление градостроительства и архитектуры г. Пензы (далее -ГлавУГиА г. Пензы), в соответствии с п.1.7 ст.19 Устава г. Пензы относится к органам местного самоуправления.
Регламент взаимодействия ЗАО "Пензенская горэлектросеть", филиала "Пензаэнерго" и Главного управления градостроительства и архитектуры г. Пензы по выдаче технических условий на подключение и подключению вновь вводимых или реконструируемых электроустановок потребителей от 18, 24 мая 2007 года, является соглашением между органом местного самоуправления и хозяйствующими субъектами.
Данный Регламент определяет порядок подключения и выдачи технических условий заказчику (юридическому или физическому лицу, правообладателю земельного участка) для подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к электрическим сетям, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
На заседании Комиссии 17 июня 2008 г., при объяснении своих действий в части нарушения законодательства о конкуренции, представители ЗАО "Пензенская Горэлектросеть" ссылались на вышеуказанный Регламент.
Так, в частности, свои требования к правообладателю земельного участка, имеющего намерение подключения к электрическим сетям, о действительности выданных ЗАО "ПГЭС" технических условий только при получении технических условий в филиале "Пензаэнерго", ответчики обосновывали пп. 2.3., 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Регламента. Вышеуказанные пункты Регламента понуждали Заказчиков обращаться в третью организацию за получением технических условий, получение которых законодательными актами не предусмотрено, что в свою очередь влекло за собой затягивание процесса разработки и утверждения проектной документации и как следствие, увеличение сроков строительства жилых объектов.
В соответствии с п.5, 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. N 83 в случае, если правообладатель земельного участка намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, он обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение построенного объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Получение технических условий у организации, к сетям которой не планируется присоединение, нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Фактически складывалась ситуация, когда в случае неполучения заявителем Технических условий в филиале "Пензаэнерго", Технические условия ЗАО "Пензенская горэлектросеть" остаются не действительными, т.е. не выданными, что приводит к несоблюдению установленных для этого сроков. В результате заказчики не имели возможности заказывать и согласовывать проектную документацию и выполнять последующие действия.
Кроме того, представители филиала "Пензаэнерго" объясняли, что по согласованию филиала "Пензаэнерго", ЗАО "ПГЭС" и "ГлавУГиА" г. Пензы в результате подписания Регламента была выбрана форма работы с заявителями, предусматривающая подачу заявок на получение одновременно в филиал "Пензаэнерго" и ЗАО "ПГЭС" через ГлавУГиА г. Пензы, с последующим заключением договора с филиалом "Пензаэнерго" и ЗАО "ПГЭС". Запросы о выдаче технических условий ГлавУГиА г. Пензы вынужден направлять одновременно в адрес ЗАО "ПГЭС" и филиала "Пензаэнерго", поскольку между данными организациями до настоящего времени не разграничены полномочия по выдаче технических условий.
В соответствии с ч.4 ст. 16 Федерального Закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В ходе рассмотрения дела, Комиссией было установлено, что пп. 2.3., 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5 Регламента, не соответствуют действующим нормативным актам, влекут за собой затягивание процесса разработки и утверждения проектной документации и как следствие, увеличение сроков строительства жилых объектов. Таким образом, Регламент препятствует их доступу хозяйствующих субъектов на товарный рынок, т.е. в результате его применения ограничивается конкуренция.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что положения Регламента, создающие препятствия доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов, нарушают требование ч.4 ст.16 ФЗ "О защите конкуренции".
Однако, в ходе заседания Комиссии 22 октября 2008 г. по рассмотрению дела в отношении ЗАО "Пензенская горэлектросеть", ОАО "МРСК Волги" в лице филиала "Пензаэнерго", Главного Управления градостроительства и архитектуры г. Пензы о нарушении антимонопольного законодательства, выяснилось, что в настоящее время Регламент не действует, что подтверждается Соглашением об отмене Регламента от 22.09.2008 г., заключенным между ЗАО "Пензенская горэлектросеть", филиалом "Пензаэнерго" и Главным управлением градостроительства и архитектуры г. Пензы.
Таким образом, основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, учитывая изложенное, Комиссия установила, что действия ЗАО "Пензенская горэлектросеть", филиала "Пензаэнерго" и Главного управления градостроительства и архитектуры г. Пензы, направленные на заключение соглашения и осуществление согласованных действий, в результате подписания Регламента взаимодействия по выдаче технических условий на подключение и подключению вновь вводимых или реконструированных электроустановок потребителей, которые приводили к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов, т.е. нарушению ч.4 ст.16 ФЗ "О защите конкуренции", к моменту вынесения решения по делу, устранены в добровольном порядке.
На основании изложенного Комиссия единогласно пришла к выводу о наличии оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с устранением нарушения в добровольном порядке.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Дело N 2-03/25-2008 от 03.10.2008 о нарушении требований части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ЗАО "Пензенская горэлектросеть", ОАО "МРСК Волги" в лице филиала "Пензаэнерго" и Главного управления градостроительства и архитектуры г. Пензы производством прекратить.
2. Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 29 октября 2008 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016