Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 15 октября 2008 г.
Руководитель Мурманского УФАС, действуя на основании статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 5, возбуждённого в отношении генерального директора ООО "Управляющая компания "Апатиты-Комфорт" (далее по тексту - ООО "УК "Апатиты-Комфорт"), установил:
19.03.2008 г. Совет депутатов города Апатиты обратился в УФАС по Мурманской области с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства со стороны Администрации г. Апатиты, ООО "УК "Апатиты-Комфорт", ООО "УК "ЖКС" г. Апатиты", выразившемся в заключении соглашения, осуществлении согласованных действий, которые привели к ограничению конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами. По результатам рассмотрения указанного заявления управлением было принято решение возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Как следует из материалов дела, 21 января 2008 г. между ООО "УК "Апатиты-Комфорт" и Администрацией г. Апатиты в лице Главы муниципального образования было заключено Соглашение о намерениях, аналогичное Соглашению от 16.01.2008 г., заключённому с ООО "УК "ЖКС" г.Апатиты". Данный факт указан в письменном пояснении, представленном Администрацией г.Апатиты, а также устно подтверждён на заседании комиссии представителем Администрации г.Апатиты.
Целью данного Соглашения являлось взаимное содействие сторон при подготовке и проведении общих собраний собственников жилых помещений по выбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, в которых помещения частично принадлежат на праве собственности муниципальному образованию г.Апатиты. В целях осуществления выбора способа управления многоквартирными домами стороны обязались разрабатывать документы необходимые для проведения собраний, собирать информацию. Вся поступающая в распоряжение сторон информация, касающаяся организации и проведения общих собраний собственников помещений, в соответствии с указанным Соглашением носила закрытый характер и не подлежала передаче третьим лицам.
Аналогичное Соглашение о намерениях с ООО "Первая управляющая" Администрацией г.Апатиты заключено не было.
На презентации управляющих компаний ООО "УК "Апатиты-Комфорт" и ООО "УК "ЖКС" г.Апатиты" ООО "Первая управляющая" стало известно о инициативе со стороны собственника жилых помещений в лице Администрации г.Апатиты по проведению общих собраний собственников жилья в многоквартирных домах с целью выбора управляющих компаний ООО "УК "Апатиты-Комфорт" и ООО "УК "ЖКС" г.Апатиты", в связи с чем, Общество обратилось в адрес Главы города Апатиты с просьбой о включении его в бланк для голосования по выбору управляющей компании. В случае невозможности включения в бланк голосования ООО "Первая управляющая" просило оказать содействие в организации общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах: выйти инициатором в проведении общего собрания в жилых домах, где имеется муниципальная собственность, с предложением возможности выбора также и ООО "Первая управляющая.
Не получив ответа на данное обращение, ООО "Первая управляющая" повторно обратилось в адрес Главы города Апатиты с просьбой о содействии в организации общих собраний.
Администрация города Апатиты дала ответ на оба вышеуказанные обращения. Из текста письма следует, что Администрацией г.Апатиты отказано во включении ООО "Первая управляющая" в бланк для голосования в связи с тем, что документация по выбору управляющей компании на момент обращения Общества уже была подготовлена. В части вопроса о содействии Администрации г. Апатиты в проведении общих собраний, в том числе путём инициирования проведения общего собрания с предложением возможности выбора также и ООО "Первая управляющая", Обществу разъяснено, что Администрация города готова предоставить необходимые сведения о муниципальной собственности какому-либо собственнику, который изъявит желание выступить инициатором общего собрания по выбору управляющей компании. Таким образом, Администрация г.Апатиты отказала ООО "Первая управляющая" в организации аналогичного содействия по проведению собраний собственников жилых помещений в целях выбора управляющей компании, которое было оказано 2-м другим управляющим компаниям: ООО "УК "Апатиты-Комфорт", ООО "УК "ЖКС" г.Апатиты".
Из объяснений председателя Комитета по управлению имуществом Администрации г.Апатиты, следует, что ООО "УК "Апатиты-Комфорт" и ООО "УК "ЖКС" г.Апатиты были предложены в бюллетенях для голосования, т.к. в каждой из этих управляющих компаний присутствовали 25% доли муниципалитета. Вместе с тем, Администрацией г.Апатиты не было обеспечено участие в общих собраниях и голосовании ООО "Первая управляющая", т.к. муниципальное образование не является соучредителем указанной управляющей компании.
Установлено, что ООО "УК "Апатиты-Комфорт" как юридическое лицо зарегистрировано в Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Апатиты 23.01.2008 г. На момент выбора способа управления многоквартирными домами данная организация деятельность в сфере ЖКХ не осуществляла.
Устав ООО "Первая управляющая" прошёл регистрацию в налоговых органах 03.10.2006 г.
Поясняя причины отказа внесения ООО "Первая управляющая" в бланки для голосования по выбору управляющей компании, представитель Администрации г.Апатиты пояснил, что бланки для голосования были подготовлены ещё в декабре 2007 года, т.е. ранее даты фактической регистрации ООО "УК "Апатиты-Комфорт" в качестве юридического лица, хотя последнее уже было включено в указанные бланки.
Таким образом, такие факты, как внесение ООО "УК "Апатиты-Комфорт" в бланки для голосования по выбору управляющей компании ранее даты фактической регистрации общества в качестве юридического лица и последующий отказ во включении в такие бланки ООО "Первая управляющая"; заключение Администрацией г.Апатиты с фактически незарегистрированным на тот момент юридическим лицом ООО "УК "Апатиты-Комфорт" соглашения о содействии при подготовке и проведении общих собраний собственников жилых помещений по выбору управляющей организации и последующий отказ в организации аналогичного содействия ООО "Первая управляющая" по причине того, что муниципальное образование не является соучредителем последнего, свидетельствуют о наличии согласованных действий между ООО "УК "Апатиты-Комфорт" и Администрацией г.Апатиты.
Заключение соглашения ООО "УК "Апатиты-Комфорт" и Администрации г.Апатиты, а также осуществление ими согласованных действий, направленных на ограничение доступа на товарный рынок ООО "Первая управляющая", привели к тому, что доля ООО "УК "Апатиты-Комфорт" на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в границах г.Апатиты составила более 80%.
Таким образом, материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства, обстоятельства, установленные в ходе его рассмотрения свидетельствуют о наличии нарушения ООО "УК "Апатиты-Комфорт" п.4 ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении согласованных действий и заключении соглашения с Администрацией г.Апатиты, что привело к ограничению конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.
В соответствии со ст. 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление хозяйствующим субъектом ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семнадцати до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трёх лет.
На основании изложенного и учитывая характер совершённого административного правонарушения, в соответствии со ст. 14.32 КоАП РФ, а также руководствуясь статьями 23.48, 29.9, постановил:
За нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" и в соответствии со статьёй 14.32 КоАП РФ наложить на должностное лицо - генерального директора ООО "УК "Апатиты-Комфорт" штраф в размере 17 000 (семнадцати тысяч) рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 15 октября 2008 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016