Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 31 октября 2008 г. N 53
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Ельчанинов А. А. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Долженкова Е. В. - главный государственный инспектор отдела контроля органов власти, член
Комиссии,
Донских В. А. - главный специалист- эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 53 от 14.09.2008 г. по признакам нарушения департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии представителей:
департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска: <_> заместителя начальника управления пассажирских перевозок мэрии г. Новосибирска, по доверенности; <_> консультанта-юриста управления пассажирских перевозок мэрии г. Новосибирска, по доверенности,
индивидуального предпринимателя <_> установила
В Новосибирское УФАС России из прокуратуры г. Новосибирска поступило заявление ИП <_>с жалобой на действия департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска.
Суть заявления состоит в следующем.
<_>выполняет пассажирские перевозки по маршруту N 1232 "Вокзал Новосибирск Главный - Ключ-Камышенское плато" на основании заключенного с МУ "ЦУГАЭТ" по итогам конкурса договора сроком действия до 2013 г. В соответствии с условиями конкурса договором предусмотрено 7 единиц подвижного состава. При этом для участия в конкурсе ИП <_>приобретены в кредит 7 автобусов городского типа большой вместимости, о чем заявителем с МУ "ЦУГАЭТ" заключен предварительный договор на осуществление пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети г. Новосибирска.
Заявитель сообщил, что с недавнего времени на данном маршруте по разрешению начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса <_> стало осуществлять перевозки ООО "Перевозчик", что приносит убытки заявителю. ИП <_>считает, что ООО "Перевозчик" работает на маршруте N 1232 незаконно, поскольку не участвовало в конкурсе.
В связи с рассмотрением данного заявления Новосибирское УФАС России направило в мэрию г. Новосибирска запрос N 05-3811 от 27.08.2008 г. о нормативном обосновании допуска ООО "Перевозчик" к пассажирским перевозкам на маршруте N 1232.
Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска письмом N 01-7136 от 09.09.2008 г. и 24-2462 от 17.09.2008 г. сообщил следующее.
ИП <_> по договору с МУ "ЦУГАЭТ", заключенному по результатам конкурса, до 07.05.2008 г. обслуживала маршрут N 1232 7-ю единицами подвижного состава. В связи с систематическим нарушением договорных обязательств в части выполнения транспортной работы в мае 2008 г. ИП <_> отказалась от 3-х выходов расписания. Анализ выполненной работы показал, что с ноября 2007 г. по апрель 2008 г. при наличии 2-х резервных автобусов транспортная работа выполнена в среднем на 70 %.
В целях улучшения транспортного обслуживания студентов Новосибирского государственного педагогического университета (в соответствии с обращением ректора университета) и населения строящегося жилмассива "Ключ-Камышенское плато" были дополнительно заключены договоры на осуществление пассажирских перевозок с ООО "Магистраль" (4 единицы) и ООО "Перевозчик" (7 единиц).
В соответствии со ст. 12 Закона Новосибирской области N 112-ОЗ 07.06.2007 г. "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области" привлечение перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения осуществляется на основании договора об организации пассажирских перевозок на условиях временной работы на маршрутах регулярного сообщения (без проведения конкурса) в случае неисполнения действующим перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа.
При этом департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска представил копию заявления ИП <_>от 07.05.2008 г. в адрес МУ "ЦУГАЭТ" об отказе в пользу ООО "Магистраль" от выходов NN 1-3 на маршруте N 1232. Также представлены копии объяснений ИП <_>от 26.12.2006 г., 07.08.2007 г., 03.10.2007 г. и заявления о пролонгации договора от 19.06.2008 г., свидетельствующие о невыполнении плана рейсов ИП <_>
Также департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска представил приказ департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска N 149-од от 23.05.2008 г., в соответствии с п. 1.1. которого на маршруте N 1232 количество выходов увеличивается до 15 единиц.
При рассмотрении заявления Новосибирским УФАС России установлено.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона Новосибирской области N 112-ОЗ 07.06.2007 г. "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области", привлечение перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения осуществляется на основании договоров об организации пассажирских перевозок уполномоченными органами:
1) по результатам конкурсов на право заключения договора об организации пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения;
2) на условиях временной работы на маршрутах регулярного сообщения на срок не более 1 года в следующих случаях:
а) если потребность в пассажирских перевозках по маршрутам обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие действия непреодолимой силы);
б) неисполнения действующим перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа, включая отказ от исполнения договора на выполнение пассажирских перевозок и (или) досрочное расторжение договора на выполнение пассажирских перевозок;
в) признания конкурса несостоявшимся;
г) приостановления действия лицензии и (или) договора на право работы по указанному маршруту перевозчика, обязанного оказывать транспортное обслуживание по конкретному маршруту;
д) в случаях пробной обкатки вновь открываемых маршрутов до проведения конкурса. Пробная обкатка вновь открываемого маршрута в случае непроведения конкурса по итогам обкатки может проводиться не чаще, чем один раз в три года.
Порядок привлечения перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок по результатам конкурса либо на условиях временной работы определяется уполномоченным органом в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами (п. 2 ст. 12 данного закона).
Пунктом 5.1 Порядка привлечения перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярного сообщения в г. Новосибирске (далее - Порядок), утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска N 452 от 16.06.2008 г., определены аналогичные условия привлечения перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок без проведения конкурса на условиях временной работы. Иных условий для привлечения перевозчиков к выполнению перевозок без проведения конкурса, кроме установленных, не предусмотрено.
При этом п. 5.2 Порядка установлено, что решение о привлечении перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок без проведения конкурса принимается начальником департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска. Согласно п. 5.3 Порядка договор об организации пассажирских перевозок на условиях временной работы заключается начальником департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса от имени мэрии города Новосибирска на срок не более года.
Таким образом, по сообщению департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, привлекая ООО "Перевозчик" к выполнению пассажирских перевозок на маршруте 1232 без проведения конкурса на условиях временной работы, департамент основывался на п.п. б) п. 1 ст. 12 Закона НСО N 112-ОЗ и абз. 3 п. 5.1 Порядка, а именно: "в случае неисполнения действующим перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа, включая отказ от исполнения договора и (или) досрочное расторжение договора".
Новосибирское УФАС России считает, что указанные положения нормативных актов не дают департаменту транспорта права привлекать на маршрут без конкурса дополнительные транспортные средства в неограниченном количестве, а только в том количестве, которое соответствует количеству не выполняемых действующим перевозчиком выходов.
Поскольку ИП <_> отказалась от выполнения 3-х выходов расписания, департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска был вправе привлечь временно, на срок не более года, без проведения конкурса, перевозчика на эти выходы, что и было сделано (выходы NN 1-3 на маршруте N 1232 переданы ООО "Магистраль"). Договором между МУ "ЦУГАЭТ" и ИП <_> предусмотрено право МУ "ЦУГАЭТ" расторгнуть договор в случае нарушения перевозчиком условий договора, невыполнения обязательств о перевозке пассажиров в плановом объеме (п. 2.2.3). Однако договор с ИП <_> не расторгнут, следовательно, по оставшимся 4-м выходам ею правомерно выполняются перевозки.
Очевидно, что при проведении конкурса по маршруту N 1232 и заключении договора с ИП <_>на 7 единиц транспорта департамент учитывал потребность в транспортных средствах на данном маршруте. При выявлении потребности населения в увеличении транспорта на данном маршруте департамент с целью удовлетворения этой потребности должен был провести конкурс в соответствии с Законом НСО N 112-ОЗ и Порядком.
Однако департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска в 2 раза увеличил количество выходов на маршруте N 1232 и без проведения конкурса привлек к работе на них ООО "Перевозчик", предоставив ему 7 дополнительных выходов. Тем самым департамент транспорта создал ООО "Перевозчик" преимущественные условия деятельности по сравнению с другими перевозчиками, которые могли бы претендовать на осуществление перевозок по дополнительным выходам.
Приказом N 153 от 14.10.2008 г. и определением от 14.10.2008 г. Новосибирское УФАС России в отношении департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска возбудило и назначило к рассмотрению дело N 53 по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в ограничении конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров на маршруте N 1232 "Вокзал Новосибирск Главный - Ключ-Камышенское плато" путем создания преимущественных условия деятельности ООО "Перевозчик" в форме привлечения его к выполнению пассажирских перевозок на данном маршруте без проведения конкурса.
В объяснениях по существу дела (письмо N 24-2846 от 24.10.2008 г.) Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска сообщил, что в соответствии со ст. 12 Закона Новосибирской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области" привлечение перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения осуществляется на основании договора об организации пассажирских перевозок на условиях временной работы на маршрутах регулярного сообщения (без конкурса) как в случае неисполнения действующим перевозчиком услуг по перевозке пассажиров и багажа, так и в случаях пробной обкатки вновь открываемых маршрутов.
В целях улучшения транспортного обслуживания департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска принял решение об увеличении количества выходов на маршруте N 1232 и привлек ООО "Перевозчик" для выполнения временной обкатки дополнительных выходов на маршруте.
На заседании Комиссии стороны подтвердили свои доводы, изложенные ранее.
Довод департамента транспорта о том, что в данном случае ООО "Перевозчик" был привлечен без конкурса с целью пробной обкатки дополнительных выходов на маршруте, Комиссия не принимает. Статьей 12 Закона Новосибирской области N 112-ОЗ от 07.06.2007 г. и пунктом 5.1 Порядка привлечения перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярного сообщения в г. Новосибирске не предусмотрено возможности привлечения перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок без проведения конкурса в случае пробной обкатки дополнительных выходов на маршруте. Привлечение перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок без конкурса, временно, допустимо только в случаях пробной обкатки вновь открываемых маршрутов до проведения конкурса. Комиссия считает, что допуск на действующий маршрут N 1232 дополнительных выходов не является открытием нового маршрута, в связи с чем ссылка департамента транспорта на ст. 12 Закона Новосибирской области N 112-ОЗ от 07.06.2007 г. необоснованна.
Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска не представил сведений об обследовании маршрута, предшествовавшем принятию решения об увеличении в 2 раза количества выходов на маршруте N 1232.
В связи с изложенным Комиссия считает, что департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска созданы преимущественные условия деятельности ООО "Перевозчик", что приводит к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров на маршруте N 1232, поскольку другие перевозчики оказались лишены возможности претендовать на работу по дополнительным выходам, и является нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила
1. Признать департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" путем ограничения конкуренции на рынке оказания услуг по перевозке пассажиров на маршруте N 1232 "Вокзал Новосибирск Главный - Ключ-Камышенское плато", выразившемся в привлечении ООО "Перевозчик" к осуществлению перевозок на данном маршруте без проведения конкурса.
2. Обратиться в арбитражный суд с иском о расторжении договора N 424 от 19.06.2008 г. на осуществление пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети г. Новосибирска, заключенного департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска с ООО "Перевозчик".
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Председатель Комиссии А. А. Ельчанинов
Члены Комиссии Е. В. Долженков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 31 октября 2008 г. N 53
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016