Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 7 ноября 2008 г.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: , , рассмотрела материалы дела NА-315/17.1.-08 о нарушении ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбаю (453200, РБ, г.Ишимбай, пр.Ленина, 60).
При рассмотрении дела присутствовал ведущий юрисконсульт отдела правового регулирования, приватизации и реестра Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбаю (доверенность от 06.11.2008 б/N) Комиссия, установила:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан направило в Администрацию муниципального района Ишимбайский район РБ запрос информации от 28.07.2008 N8/3406 о договорах аренды, договорах безвозмездного пользования, договорах доверительного управления имуществом, иных договорах, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, заключенных и (или) находящихся в процессе оформления, за период с 01.07.2007 по 15.08.2008.
Ответ на запрос информации был получен от Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбаю, исходящий от 20.08.2008 N1529. Согласно представленной информации были заключены следующие договоры о передаче объектов муниципального нежилого фонда, являющихся имуществом казны, в аренду без права выкупа: от 14.08.2008 N1731 с для использования в целях "парикмахерские услуги и салон красоты" сроком с 14.08.2008 по 31.08.2013; от 04.08.2008 N1730 с для использования в целях "торговая деятельность" сроком с 04.08.2008 по 31.12.2008; от 04.08.2008 N1729 с для использования в целях "оказание ритуальных услуг" сроком с 15.08.2008 по 31.12.2008.
Анализ представленных документов выявил, что конкурсы или аукционы на право заключения вышеуказанных договоров аренды муниципального имущества не проводились, что содержит признаки нарушения ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбаю, ознакомившись с Определением от 06.10.2008 о назначении дела А-315/17.1.-08 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, представила документы исх. от 14.10.2008 N1978, из которых следует, что договоры заключены до получения уведомления из Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (письмо NУМ-50/1668 от 15.08.2008 - получено 01.09.2008) о вступлении в силу Федерального закона от 30.06.2008 N108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Представитель Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбаю на заседании Комиссии пояснил следующее: Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбаю после получения уведомления из Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан перестал заключать договора аренды имущества без проведения конкурса или аукциона. На заседании Комиссии было также заявлено, что в настоящее время договора аренды имущества без проведения конкурсов или аукционов не оформляются. Изучив все представленные документы и материалы, заслушав объяснения и исследовав доказательства Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбаю, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам: в соответствии с ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", действующей с 02.07.2008, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, если указанные права на это имущество предоставляются на основании:
1) актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации;
2) решения суда, вступившего в законную силу;
3) федерального закона, устанавливающего иной порядок распоряжения этим имуществом.
Предоставление, , в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, не подпадает под исключения, предусмотренные пп.1-3 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Положения ст.ст.17.1, 19-21 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" не препятствуют заключению договоров без проведения торгов (конкурсов или аукционов) в целях, указанных в ст.19 вышеуказанного закона, однако для этого необходимо предварительное согласование антимонопольного органа. Администрация муниципального района Ишимбайский район РБ или Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбаю не обращались в Башкортостанское УФАС России о предоставлении муниципальной помощи вышеуказанным хозяйствующим субъектам.
В соответствии с п.1 ст.425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Согласно п.2 ст.433 Гражданского кодекса Российской Федерации если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества. Все вышеуказанные договоры о передаче объектов муниципального нежилого фонда в аренду без права выкупа заключены позднее 02.07.2008, но применяются к отношениям по договорам, возникшим до заключения договора, что допускается п.2 ст.425 Гражданского кодекса Российской Федерации. Акты приема-передачи нежилых помещений, сданных в аренду без права выкупа, в которых указаны даты, также подписаны после вступления в силу положений ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции". Таким образом, договоры аренды с, , заключены и вступили в силу после 02.07.2008, т.е. после вступления в силу положений ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Следовательно, постановления Администрации муниципального района Ишимбайский район РБ от 01.08.2008 N1968, от 01.08.2008 N1968, от 22.08.2008 N2093, должны соответствовать положениям ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, у Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбаю не было правовых оснований заключения договоров аренды на нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, без проведения конкурса или аукциона. Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбаю, во исполнение антимонопольного законодательства, должен был соблюсти права и законные интересы неограниченного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заключив договоры аренды на нежилые помещения только по результатам аукционов или конкурсов.
Таким образом, действия Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбаю по бесконкурсному или безаукционному заключению договоров аренды от 14.08.2008 N1731 с для использования в целях "парикмахерские услуги и салон красоты" сроком с 14.08.2008 по 31.08.2013; от 04.08.2008 N1730 с для использования в целях "торговая деятельность" сроком с 04.08.2008 по 31.12.2008; от 04.08.2008 N1729 с для использования в целях "оказание ритуальных услуг" сроком с 15.08.2008 по 31.12.2008, являются нарушением ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, указанных в ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Действия Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбаю по бесконкурсному или безаукционному заключению договоров аренды на нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Ст.34 Конституции РФ каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Передача прав пользования муниципальным имуществом без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное и муниципальное имущество. Нарушаются конкурентные принципы предоставления нежилых помещений, находящиеся в муниципальной собственности. Нарушаются права неопределенного круга лиц - потенциальных арендаторов нежилых помещений, которые, при соблюдении Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбаю установленного Федеральным законом от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" порядка заключения договоров аренды, могли принять участие в аукционе или конкурсе на право заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав пользования в отношении муниципального имущества.
Комиссия Башкортостанского УФАС России учитывает, что в настоящее время Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбаю договоры аренды помещений, находящиеся в муниципальной собственности, заключаются только по итогам торгов. Комиссия Башкортостанского УФАС России принимает во внимание, что, арендуют помещения для осуществления значимых видов деятельности: торговая деятельность; оказание ритуальных услуг. Комиссия констатирует, что в настоящее время половина сроков договоров аренды с, истекла (за исключением договора с, датой окончания договора является 31.08.2013). Башкортостанское УФАС России также учитывает, что в соответствии со ст.ст.1, 3 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" нормы закона определяют организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе, предупреждение недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления.
На основании изложенного, а также учитывая, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" носят упреждающий нарушение антимонопольного законодательства характер, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, чч.1 - 4 ст.41, ч.1 ст.49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбаю (453200, РБ, г.Ишимбай, пр.Ленина, 60) при заключении договоров о передаче объектов муниципального нежилого фонда, являющихся имуществом казны, в аренду без права выкупа: от 14.08.2008 N1731 с для использования в целях "парикмахерские услуги и салон красоты" сроком с 14.08.2008 по 31.08.2013; от 04.08.2008 N1730 с для использования в целях "торговая деятельность" сроком с 04.08.2008 по 31.12.2008; от 04.08.2008 N1729 с для использования в целях "оказание ритуальных услуг" сроком с 15.08.2008 по 31.12.2008, без проведения конкурсных или аукционных процедур, нарушением ч.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции". 2. Выдать Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Ишимбайскому району и городу Ишимбаю предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 7 ноября 2008 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016