Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
от 27 октября 2008 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Вологодской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Щепелин В.П. - председатель комиссии, и.о. руководителя Управления;
Осипов С.В. - член комиссии, начальник отдела контроля государственных закупок;
Мерзлякова Н.В. - член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля государственных закупок;
Циновая О.Н. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля государственных закупок;
Баруздина Л.Н. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля государственных закупок;
Демичева Е.А. - член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля государственных закупок,
Проничева С.В. - член комиссии, специалист 1 разряда отдела контроля государственных закупок,
рассмотрев жалобу ЗАО "Инженерно-внедренческий центр ИНСОФОТ", (далее - Заявитель), на неправомерные действия уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Вологодской области (далее - уполномоченный орган) и государственного заказчика - Управления ЗАГС Вологодской области, выразившиеся в не предоставлении участникам размещения заказа полных сведений о предмете конкурса, а именно технических данных о совместимости программного обеспечения, являющейся обязательным условием для участия в конкурсе и несвоевременном ответе на запрос, что не соответствует требованиям Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в присутствии представителей уполномоченного органа Кукушкиной Ю.А. (доверенность от 05.02.2008 г. N 3), государственного заказчика Поляковой С.Л. (доверенность от 27.10.2008 г. N 02-22/459) и Шушмарук Л.В. (доверенность от 27.10.2008 г. N 02-22/458), департамента информационных технологий и телекоммуникаций Вологодской области Малоземова А.В. (доверенность от 15.10.2008 г.),
УСТАНОВИЛА:
В Управление ФАС России по Вологодской области (далее - Вологодское УФАС) поступила жалоба ЗАО "ИВЦ ИНСОФТ" о нарушении государственным заказчиком и уполномоченным органом, Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон).
Резолютивная часть решения вынесена 27.10.2008 года.
В полном объеме решение изготовлено 30.10.2008 года.
Согласно части 2 статьи 57 Закона о размещении заказов обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, конкурсной комиссии допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а также протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе в случае признания конкурса несостоявшимся. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала соответственно вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в конкурсе обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим соответственно заявку на участие в конкурсе. По истечении указанного срока обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, конкурсной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Жалоба Заявителем подана в установленный срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным статьей 58 и частью 5 статьи 57 Закона.
Уполномоченным органом был объявлен открытый конкурс по размещению заказа на право заключения государственного контракта на поставку специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Вологодской области.
Государственным заказчиком выступало управление ЗАГС Вологодской области.
По мнению Заявителя, нарушение его прав заключается в следующем.
Документация для проведения открытого конкурса на право заключить государственный контракт на поставку специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Вологодской области (далее - документация для проведения открытого конкурса) утверждена 17.09.2008 г. государственным заказчиком, уполномоченным органом и согласована 18.09.2008 г. с председателем комитета по информационным технологиям Правительства Вологодской области (в настоящее время департамент информационных технологий и телекоммуникаций Вологодской области).
Документация для проведения открытого конкурса не содержит критериев совместимости закупаемого программного продукта с установленным программным обеспечением "Находка", а также в не предоставлении полных сведений о предмете конкурса, а именно технических данных о совместимости программного обеспечения, являющихся обязательным условием для участия в конкурсе и несвоевременном ответе на запрос Заявителя. Программа для ЭВМ "МАИС ЗАГС", предлагаемая на конкурс заявителем обеспечивает предоставление информации в трех модификациях форматов, однако какой формат требуется заказчику из документации для проведения открытого конкурса не известно.
Представитель департамента информационных технологий и телекоммуникаций Вологодской области Малоземов А.В. подтвердил факт о недостаточности критериев для определения совместимости программных продуктов, но объяснил это тем, что заказчику по договору N 198 от 18 октября 2007 г., заключенному между управлением ЗАГС Вологодской области и ООО "Находка-АИС" (является участником конкурса), на программный продукт, установленный в управлении ЗАГС Вологодской области передано только право пользования этим продуктом и характеристики программного продукта не известны, так как владельцем исключительных прав на СПО является ООО "Находка-АИС".
Заказчик с жалобой не согласен и считает, что заявитель в соответствии с разделом 13 конкурсной документации имеет право представить на конкурс все имеющиеся у него модификации форматов для проверки совместимости и других функциональных характеристик.
Уполномоченный орган считает, что предмет жалобы в части отсутствия в документации для проведения открытого конкурса достаточных характеристик для определения совместимости закупаемого программного продукта к компетенции ФАС не относится. По мнению уполномоченного органа ФАС уполномочен рассматривать только вопросы соблюдения требований (норм) законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, а не оценочных параметров, к которым относится определение полноты, необходимости состава и структуры требований к закупаемому товару.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов, рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления сторон, пришла к выводу, что жалоба заявителя подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно представленным документам, государственный заказчик разместил извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию на официальном сайте и извещение о проведении конкурса в официальном печатном издании.
Нарушений сроков размещения документов в соответствии с Законом, Комиссией по контролю в сфере размещения заказов не установлено.
Частью 1 статьи 24 Закона предусмотрены право участника размещения заказа обратиться к заказчику, уполномоченному органу за разъяснением положений конкурсной документации и корреспондирующая с данным правом обязанность заказчика, уполномоченного органа дать соответствующие разъяснения, а также регламентированы процедуры реализации указанного права и исполнения указанной обязанности.
Для получения разъяснений положений конкурсной документации заинтересованным лицам подается соответствующий запрос в письменной форме. При этом прямо предусмотрена возможность подачи такого запроса в форме электронного документа.
Заказчик, уполномоченный орган обязаны направить разъяснения положений конкурсной документации в письменной форме или в форме электронного документа.
Разъяснения положений конкурсной документации должны быть направлены в течение 2 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса. В случае если запрос поступил к заказчику, в уполномоченный орган позднее чем за 5 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе, то разъяснения положений конкурсной документации направлению не подлежат.
06 октября 2008 г. исх. N 1506 заявитель направил запрос на разъяснение конкурсной документации факсимильной связью, чем нарушил порядок направления запроса и ответа на запрос не получил.
09 октября 2008 г. исх. N 1528 заявитель вновь направил запрос в установленном порядке - в письменной форме, уполномоченный орган в соответствии со статьей 24 Закона направил разъяснение заявителю и 15 октября 2008 г. разместил разъяснение на официальном сайте.
Комиссией по контролю в сфере размещения заказов нарушения сроков для ответа и размещения на официальном сайте не установлено.
Таким образом, жалоба в части нарушения Закона о представлении ответа на запрос разъяснений не обоснована.
В соответствии со статьей 17 Закона и согласно Положению о Федеральной антимонопольной службы, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу). А также согласно Постановлению Правительства Российской Федерации "О Федеральном органе исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" от 20.02.2006 г. N 94 - установлено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.
Таким образом, ФАС предоставлены широкие полномочия по осуществлению контроля в сфере размещения заказов, за исключением случая, предусмотренного частью 3.2 статьи 60 Закона, которая устанавливает изъятие из предмета проверки обжалуемых действий (бездействия) при рассмотрении жалобы по существу, т.е. определяет вопросы, в отношении которых рассмотрение жалобы не проводится.
Так, не проводится рассмотрение жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по таким критериям оценки заявок на участие в конкурсе, которые указаны в п. 1 и п. 1.1 ч. 4 ст. 28 Закона.
В силу прямого указания в части 6 статьи 25 Закона участник размещения заказа имеет право в отношении каждого предмета конкурса (лота) подать только одну заявку на участие в конкурсе. Иначе говоря, подача участником размещения заказа альтернативных заявок на участие в конкурсе не допускается. Последствия подачи одним участником размещения заказа двух и более заявок на участие в конкурсе в отношении одного и того же лота определены в части 3 статьи 26 Закона: в случае если поданные ранее заявки таким участником не отозваны, все заявки на участие в конкурсе такого участника размещения заказа, поданные в отношении данного лота, не рассматриваются и возвращаются такому участнику.
Таким образом, представление участником размещения заказа всех имеющихся у него модификаций форматов к одному предмету конкурса противоречит действующему законодательству.
В соответствии со статьей 22 Закона конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (часть 2). В документации для проведения открытого конкурса отсутствуют критерии (показатели), связанные с определением соответствия поставляемого товара с установленным в управлении ЗАГС Вологодской области специализированным программным обеспечением: программным модулем Находка ЗАГС, Находка ЗАГС - Архив, Находка ЗАГС - Отдел, Находка ЗАГС - Филиал.
Таким образом, жалоба в части отсутствия в конкурсной документации описания критериев совместимости закупаемого программного продукта обоснована.
Вместе с тем, Комиссия по контролю в сфере размещения заказов в соответствии со статьей 17 Закона провела внеплановую проверку проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на поставку специализированного программного обеспечения для автоматизации работы органов ЗАГС Вологодской области
В результате проведенной внеплановой проверки нарушений законодательства в сфере размещения заказов установлено следующее.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 21 Закона в документации для проведения открытого конкурса должны быть указаны наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации.
В документации для проведения открытого конкурса указано ответственное лицо - Кукушкина Юлия Андреевна. Пункт 6 статьи 20 Закона устанавливает запрет каких-либо переговоров заказчика или конкурсной комиссии с участником размещения заказа при проведении конкурса, начиная с момента принятия решения о проведении конкурса и вплоть до момента объявления победителя конкурса. Нарушение этого требования является основанием для признания торгов недействительными в судебном порядке по иску заинтересованного лица.
В ходе рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки в действиях заказчика установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства РФ в части ограничения конкуренции, ущемления прав участников размещения заказа. Учитывая, что второй участник размещения заказа является правообладателем установленного у заказчика программного обеспечения, техническое задание конкурсной документации содержит преимущественные условия для его участия.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на основании вышеизложенного, в соответствии с частью 6, 8 статьи 60, руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя ЗАО Инженерно-внедренческий центр ИНСОФТ частично обоснованной.
2. Выдать предписание об устранении нарушений в сфере законодательства размещения заказов.
3. Передать дело в отдел контроля органов государственной власти Управления ФАС по Вологодской области для возбуждения дела по признакам нарушения федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
В.П. Щепелин |
|
|
|
Члены комиссии: |
|
С.В. Осипов Н.В. Мерзлякова |
|
|
|
|
|
О.Н. Циновая |
|
|
Л.Н. Баруздина |
|
|
Е.А. Демичева |
|
|
С.В. Проничева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 27 октября 2008 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016