Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Симаковой К.В. - заместителя руководителя управления;
Члены Комиссии: Стельмах С.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела судебной и правовой работы;
Давыдовой А.М. - начальника отдела ТЭК;
Залендинова Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела ТЭК;
Секретаря комиссии: Воронина А.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела ТЭК,
при участии:
- Дуровой И.Н. - представителя ООО "Энергосбыт" (по доверенности);
- Батюта В.А. - представителя ООО "Энергосбыт" (по доверенности);
- Жуковой С.М. - директора ООО "Анкор Менеджмент",
рассмотрев дело N 50/А-10-2008 по признакам нарушения Товариществом собственников жилья "Изумрудный город" (654080, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Кирова, 105) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Кемеровское УФАС России поступило заявление от ООО "Энергосбыт" о наличии в действиях Товарищества собственников жилья "Изумрудный город" признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Основанием обращения явилось необоснованное отключение электрической энергии в помещении, арендуемом ООО "АНКОР Новокузнецк".
Рассмотрение дела N 50/А-10-2008 назначенное на 29.09.2008 г. было отложено, в связи с поступившим ходатайством от ТСЖ "Изумрудный город" о невозможности явки представителя ТСЖ "Изумрудный город" на заседание комиссии по уважительной причине до 06.11.2008 г. Ходатайство было удовлетворено.
Кемеровское УФАС России письмом от 05.11.2008 N 03/4210 сообщило ТСЖ "Изумрудный город", ООО "Энергосбыт", ООО "Анкор Новокузнецк" о переносе даты рассмотрения дела N 50/А-10-2008 на 13.11.2008.
В заседании Комиссии, состоявшемся 13.11.2008 г., был объявлен перерыв до 20.11.2008 г.
На заседание Комиссии, состоявшимся 20.11.2008, представитель ТСЖ "Изумрудный город" не явился. Ходатайств от ТСЖ "Изумрудный город" до рассмотрения дела не поступило.
В заседании Комиссии, состоявшемся 20.11.2008 г., представители ООО "Энергосбыт" и ООО "Анкор Менеджмент" поддержали требования, изложенные в обращении от 31.07.2008 исх. N 2-5832-32.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
ООО "Анкор Новокузнецк" (19.09.2008 прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ООО "Анкор Менеджмент") арендует нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Новокузнецк, ул. Кирова, 109.
ООО "Анкор Новокузнецк" заключен договор N 1100776 от 01.06.2007 г. на отпуск и пользование электрической энергии с ООО "Энергосбыт".
К вышеуказанному договору прилагается акт разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок (подписанный между ООО "Анкор Новокузнецк", ООО "Энергосбыт" и ТСЖ "Изумрудный город"), согласно которому, помещение, арендуемое ООО "Анкор Новокузнецк" о адресу: г.Новокузнецк, ул.Кирова, 109 подключено от кабеля ОАО "Новокузнецкая энергетическая компания" в электрощитовой дома, расположенного по тому же адресу. ТСЖ "Изумрудный город" эксплуатирует и несет ответственность за ТП-646, РУ-0,4 кВ, контактные соединения кабеля в н/в щите 0,4кВ жилого дома ТСЖ "Изумрудный город" по ул.Кирова, 109 в сторону н/в щита 0,4кВ офиса ООО "Анкор Новокузнецк" по ул.Кирова, 109.
По данным ООО "Энергосбыт" 29 мая 2007 г. в 17.50 в офисе ООО "Анкор Новокузнецк", без предупреждения, произошло отключении электроэнергии. Вызванному электрику было отказано в доступе в электрощитовую, находящуюся на обслуживании ТСЖ "Изумрудный город".
Согласно Уведомлению и Акту ООО "Энергосбыт" от 31.07.2008 г. ТСЖ "Изумрудный город" не допустило сотрудников ООО "Энергосбыт" в электрощитовую ТСЖ "Изумрудный город".
В обоснование своих действий по отключению кабельных линий и недопуску представителей ООО "Энергосбыт" и ООО "Анкор Новокузнецк" в электрощитовую ТСЖ "Изумрудный город" ссылается на то, что отключение электрической энергии в офисе ООО "Анкор Новокузнецк" произошло в связи с задымлением в электрощитовой из-за оплавления кабеля и губок предохранителей. Ремонтные работы производились штатным электриком ТСЖ "Изумрудный город", после чего подача электроэнергии была возобновлена. Причиной недопуска представителей ООО "Анкор Новокузнецк" и ООО "Энергосбыт" является отсутствие договора обслуживания с ООО "Анкор Новокузнецк" и не предъявление представителями ООО "Энергосбыт" документов, подтверждающих их принадлежность к ООО "Энергосбыт". Документов, свидетельствующих о произошедшем задымлении в электрощитовой, ТСЖ "Изумрудные город" не представлено.
Согласно пояснениям представителей ООО "Энергосбыт" по делу N50/А-10-2008, представленных в адрес Комиссии 18.11.2008, при обследовании электрощитовой дома 01.10.2008, персонал ООО "Энергосбыт" следов аварийной ситуации (задымления, обгорания, закопчения) обнаружено не было. При подобного рода аварийных ситуациях в типовых электрощитовых отключаются все потребители, запитанные с данной щитовой. В случае, если авария произошла на участке сети, эксплуатационную ответственность за который несет ООО "Анкор Новокузнецк", ликвидация аварии производится силами этого потребителя и с его участием.
Электроснабжение через объекты электросетевого хозяйства, находящихся на обслуживании ТСЖ "Изумрудный город", является наиболее эффективным способом электроснабжения ООО "Анкор Новокузнецк", возможность подключиться к сетевой организации (ОАО "Новокузнецкая энергетическая компания"), минуя электросетевое хозяйство ТСЖ "Изумрудный город", связана с определенными затратами, так как строительство распределительных устройств требует проведения соответствующих работ, высоких финансовых затрат и определенный временной промежуток, а надежное электроснабжение офиса ООО "Анкор Новокузнецк" через объекты электросетевого хозяйства ТСЖ "Изумрудный город" возможно только с разрешения и силами последнего.
Следовательно, в настоящее время у ООО "Анкор Новокузнецк" отсутствует иная возможность на получение электрической энергии, кроме как через электрощитовую, обслуживаемую ТСЖ "Изумрудный город".
Кроме того, в результате прекращения подачи электроэнергии ООО "Анкор Новокузнецк" было лишено возможности пользоваться необходимой услугой, которую беспрепятственно, без какого-либо ущерба для себя могло пропускать ТСЖ "Изумрудный город" (через присоединенную электрическую сеть).
По результатам анализа и оценки количественных и качественных показателей, характеризующих состояние товарного рынка, ТСЖ "Изумрудный город" на рынке эксплуатации объектов инфраструктуры электроэнергетики в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой присоединенной сетью ТСЖ "Изумрудный город", расположенной по адресу: г. Новокузнецк, ул. Кирова, 109, занимает доминирующее положение.
Статья 10 Гражданского Кодекса РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующем положением на рынке.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" одним из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются обеспечение доступности электрической и тепловой энергии для потребителей и защита их прав.
Указанный Федеральный закон предусматривает, что на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии (ст. 25).
В соответствии с п.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
В настоящее время у ООО "Анкор Новокузнецк" отсутствует иная возможность на получение электрической энергии, кроме как через электросетевое хозяйство, принадлежащее и находящееся на обслуживании ТСЖ "Изумрудный город". Прекращение электроснабжения офиса, арендуемого ООО "Анкор Новокузнецк" и отказ от допуска в электрощитовую представителей ООО "Энергосбыт" и ООО "Анкор Новокузнецк" ущемляет интересы ООО "Анкор Новокузнецк", т.к. препятствует нормальной эксплуатации арендуемого офиса.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или могут являться ущемление интересов других лиц.
Со стороны ТСЖ "Изумрудный город" имело место злоупотребление своим доминирующем положением, что выражается в необоснованном отключении электрической энергии и отказе от допуска в электрощитовую представителей ООО "Энергосбыт" и ООО "Анкор Новокузнецк", результатом которых явилось ущемление интересов последнего.
Указанные действия ТСЖ "Изумрудный город" подлежат квалификации как нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 41, статьей 49 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать Товарищество собственников жилья "Изумрудный город" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона "О защите конкуренции".
2. Выдать Товариществу собственников жилья "Изумрудный город" предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии К.В. Симакова
Члены Комиссии С.В. Стельмах
А.М. Давыдова
Р.Р. Залендинов
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 20 ноября 2008 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016