Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
(опубликовано 19 ноября 2008 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее -Тверское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
Председатель Комиссии:
- Л.В. Посохова, заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е.- начальник отдела антимонопольного контроля;
- Пестова А.С- главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
- Забелина Т.Н. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
рассмотрев дело N 03-6/1-99-2008 по признакам нарушения ОАО "Тверьавтотранс" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Настоящее дело возбуждено 10.09.2008 г. по инициативе Тверского УФАС России по факту взимания ОАО "Тверьавтотранс" с пассажиров междугородних маршрутов, отправляющихся с автовокзала г. Твери, помимо стоимости билета, дополнительной платы за услуги автовокзала в размере 10 рублей с каждого билета.
В соответствии с требованиями приказа Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 25.04.2006 г. N 108, зарегистрированного в Минюсте России 27.07.2006 г. N 812, а также согласно Административному регламенту ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (утв. приказом ФАС России от 17.01.2007 г. N 5, зарегистрирован в Минюсте России 23.05.2007 г. N 9541), Тверским УФАС России проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг автовокзалов г. Твери, который выявил, что на территории г. Твери ОАО "Тверьавтотранс" является единственной организацией, оказывающей услуги автовокзала (иные автовокзалы в г. Твери отсутствуют), с долей на указанном рынке 100 %.
Учитывая, что доля ОАО "Тверьавтотранс" на рынке услуг автовокзалов г. Твери превышает 50%, его положение в соответствии со статьёй 5 Закона о защите конкуренции, признаётся доминирующим.
Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев имеющиеся в деле материалы и пояснения представителей ОАО "Тверьавтотранс", пришла к выводу о наличии в действиях ОАО "Тверьавтотранс" по взиманию с пассажиров междугородних маршрутов, отправляющихся с автовокзала г. Твери, помимо основной стоимости билета, дополнительной платы за услуги автовокзала в размере 10 рублей с билета, нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.
Факт осуществления деятельности ОАО "Тверьавтотранс" на рынке автовокзалов подтверждается сведениями, представленными Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тверской области от 19.06.2008 N 02-17, и наличием в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД) отдельно выделенной группы услуг под кодом 63.21.2 "Прочая вспомогательная деятельность автомобильного транспорта", данная группировка услуг включает в себя услугу 63.21.21 "Деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.)".
ОАО "Тверьавтотранс" оказывает услуги, указанные в п. 3 ГОСТ Р 51825-2001 в группе "услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке пассажиров", которые в соответствии ОКВЭД классифицированы как прочая вспомогательная деятельность автомобильного транспорта, деятельность терминалов (автобусных станций).
Согласно Федеральному закону 08.10.2008 N 213-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", пассажир - физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира.
В соответствии со ст.ст. 784,786 Гражданским кодексом РФ и Законом Тверской области от 15.12.2004 N 73-ЗО "Об автомобильном и городском электрическом транспорте в Тверской области" перевозка пассажира - это доставка (непосредственное перемещение) пассажира и его багажа в пункт (место) назначения с использованием транспортного средства. Перевозка осуществляется на основании договора перевозки, в соответствии с которым перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.
Заключение договора перевозки пассажира с автоперевозчиком удостоверяется билетом.
Приказом генерального директора ОАО "Тверьавтотранс" от 17.01.2007 N 3 установлена плата за услуги автовокзала в размере 10 рублей для пассажиров междугородних маршрутов, которая включает в себя, согласно приказу, следующие возмездные услуги автовокзала:
- справочно-информационное обслуживание (на автовокзалах и пассажирских автостанциях/ информация о расписании движения автобусов, тарифах, правилах перевозок, правах и обязанностях пассажиров; предоставление информации в справочном бюро или по телефону; зрительная и звуковая информация о месте и времени отправления автобуса; информация о порядке оформления багажа; информация о встречающих);
- размещение пассажиров в залах ожидания, комнатах длительного отдыха пассажиров, и т.д.;
- оказание экстренной медпомощи в медпунктах;
- хранение и выдача вещей, забытых пассажиром;
- прием сдаваемых проездных документов и резервирование мест в автобусах;
- услуги перронных контролёров по размещению пассажиров и багажа.
При этом, плата в размере 10 руб. взимается с пассажиров пользующихся услугами автовокзала г. Твери при продаже билета без доведения до пассажиров информации о возможности приобретения билетов без оплаты стоимости услуг автовокзала в размере 10 руб.
Нормативные документы, предусматривающие возможность взимать с пассажиров плату за услуги автовокзала в размере 10 руб. отсутствуют.
Статьёй 26 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта) закреплено безусловное право пассажира бесплатно пользоваться залами ожидания, туалетами, размещенными на объектах транспортной инфраструктуры.
Таким образом, взимание платы за размещение пассажира в зале ожидания противоречит Уставу автомобильного транспорта.
ОАО "Тверьавтотранс" являясь исполнителем услуг, заключает возмездные договоры с автоперевозчиками на оказание услуг по организации перевозок пассажиров и багажа на регулярных автобусных маршрутах междугороднего, внутриобластного, пригородного сообщения, в соответствии с которыми ОАО "Тверьавтотранс" принимает на себя обязательства оказывать автоперевозчикам следующие услуги:
-продавать билеты и багажные квитанции перевозчика на территории исполнителя;
- выделять на территории автовокзала площадки для посадки и высадки пассажиров;
- обеспечивать регулярные перевозки пассажиров и багажа на автобусных маршрутах перевозчика междугороднего и пригородного сообщения;
- проверять проездные документы (билеты) у пассажиров, осуществляющих поездку на посадочных площадках автовокзала;
- контролировать соблюдение водителями перевозчика расписаний движения автобусов;
- предоставлять и принимать необходимую информацию, связанную с организацией перевозок пассажиров на регулярных маршрутах пригородного и междугороднего сообщения.
В свою очередь перевозчики оплачивают ОАО "Тверьавтотранс" вышеуказанные услуги в размере 15-18 % от стоимости реализованных билетов на их автобусы.
Таким образом, затраты ОАО "Тверьавтотранс", связанные со справочно-информационным обслуживанием, приемом сдаваемых проездных билетов и резервированием мест в автобусах, оказанием услуг перронных контролеров (договорами предусматривается, что ОАО "Тверьавтотранс" оказывает возмездные услуги по обеспечению перевозчику регулярных перевозок пассажиров междугороднего сообщения, продаже билетов, контролю соблюдения расписаний, проверке проездных документов и т.д.) компенсируются возмездными договорами, заключенными с перевозчиками в рамках организации перевозок пассажиров по регулярным междугородним маршрутам.
Статьи 227 и 229 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен порядок и лицо, компенсирующее затраты, связанные с хранением забытых вещей. Таким лицами являются только владелец вещи или иное уполномоченное лицо. ОАО "Тверьавтотранс" установило и взимает с большинства пассажиров междугородних рейсов, приобретающих проездные билеты, плату за услуги по хранению и выдаче забытых вещей, независимо от того, являются ли они владельцами этих вещей, уполномоченными лицами, или нет.
Таким образом, ОАО Тверьавтотранс" без правовых оснований перекладывает на пассажиров затраты, связанные с хранением забытых вещей.
ОАО "Тверьавтотранс", взимая с пассажира плату в размере 10 руб., сверх установленной регулирующим органом провозной платы перевозчика, фактически навязывает пассажиру дополнительную плату за услуги, которые либо должны быть бесплатны (зал ожидания), либо уже оплачены перевозчиком (справочно-информационное обслуживание, прием сдаваемых проездных билетов и резервирование мест в автобусах, оказанием услуг перронных контролеров), либо являясь услугой, в которой пассажир не заинтересован и не обращался с просьбой ее оказать (экстренная медпомощь в медпункте, хранение и выдача забытых вещей).
Таким образом, взимание ОАО "Тверьавтотранс" дополнительной платы к стоимости билета за услуги автовокзала противоречит действующим нормативно-правовым актам и является прямым ущемлением интересов пассажира.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия расценивает указанные выше действия ОАО "Тверьавтотранс" как злоупотребление доминирующим положением.
В результате необоснованного взимания с пассажиров междугородних маршрутов, отправляющихся с автовокзала г. Твери, дополнительной платы в размере 10 рублей ОАО "Тверьавтотранс" был получен доход в размере 11 906 925, 4 руб. (за 2007 год - 8 077 537,28 руб, за 1-ое полугодие 2008 года - 3 829 388,12 руб) согласно представленных данных Сводных таблиц доходов, полученных ОАО "Тверьавтотранс" за реализацию услуги автовокзала в 2007 году и 1-ом полугодии 2008 года (письмо от 21.10.2008 г. N 446).
В соответствии с подпунктом "к" пункта 2 части 1статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно части 3 ст. 51 Закона о защите конкуренции, лицо, чьи действия (бездействие) в установленном настоящим Федеральным законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия). В случае неисполнения этого предписания доход, полученный от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.06 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО "Тверьавтотранс" занимающим доминирующее положение на рынке услуг автовокзалов г. Твери с долей 100% в границах г. Твери.
2. Признать действия ОАО "Тверьавтотранс", выразившиеся во взимании с пассажиров междугородних маршрутов, отправляющихся с автовокзала г. Твери, помимо стоимости билета, дополнительной платы за услуги автовокзала в размере 10 рублей с каждого билета, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать ОАО "Тверьавтотранс" предписание по делу N 03-6/1-99-2008:
а) в течение 3-х дней с даты получения настоящего предписания прекратить взимание с пассажиров междугородних маршрутов, отправляющихся с автовокзала г. Твери, помимо стоимости билета дополнительной платы за услуги автовокзала в размере 10 рублей;
б) перечислить в федеральный бюджет доход в размере 11 906 925, 4 руб., полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства за период 2007 года и 1-ое полугодие 2008 года;
4. О выполнении предписания сообщить в Тверское УФАС России в срок до 24 декабря 2008 г.
Председатель Комиссии
Л.В. Посохова
Члены Комиссии:
С.Е. Иванов
А.С.Пестова
Т.Н. Забелина
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу 03-6/1-99-2008
Дело рассмотрено 19 ноября 2008 г. г. Тверь
Решение изготовлено 03 декабря 2008 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующем составе:
Председатель Комиссии:
Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
- Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля;
-Пестова А.С. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
- Забелина Т.Н. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля;
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 16 октября 2008 г. по делу N 03-6/1-99-2008 о нарушении ОАО "Тверьавтотранс" (170100, г.Тверь, Свободный пер, д.5) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать действия ОАО "Тверьавтотранс", выразившиеся во взимании с пассажиров междугородних маршрутов отправляющихся с автовокзала г. Твери, помимо стоимости билета, дополнительной платы за услуги автовокзала в размере 10 рублей с каждого билета, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
2. Выдать ОАО "Тверьавтотранс" предписание по делу N 03-6/1-99-2008:
а) в течение 3-х дней с даты получения настоящего предписания прекратить взимание с пассажиров междугородних маршрутов, отправляющихся с автовокзала г. Твери, помимо стоимости билета, дополнительной платы за услуги автовокзала в размере 10 рублей
б) перечислить в федеральный бюджет доход в размере 11 906 925, 4 руб., полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства за период 2007 года и 1-ое полугодие 2008 года;
4. О выполнении предписания сообщить в Тверское УФАС России в срок до 24 декабря 2008 г.
Председатель Комиссии
Л.В.Посохова
Члены Комиссии:
С.Е. Иванов
А.С.Пестова
Т.Н. Забелина
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (опубликовано 19 ноября 2008 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016