Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области
от 25 декабря 2015 г. N 483-15/04 Р3
Резолютивная часть решения оглашена 24 декабря 2015 г.
Решение в полном объеме изготовлено 25 декабря 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее- Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - Гришунова Е.Н., и.о. заместителя руководителя управления;
Члены Комиссии -Губчевская М.В., ведущий специалист - эксперт;
-Силаев А.В., специалист 1 разряда,
рассмотрев дело N483-15/04 РЗ, возбужденное в отношении ООО "Компаньон" (ОГРН 1145749009196, ИНН5752203567; 302014, г.Орел, Бульвар Молодежи, д.4, пом.250) по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального Закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"),
в присутствии:
- директора ООО "Компаньон" <_> установила:
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе.
Управлением в результате проводимого должностными лицами антимонопольного органа наблюдения за соблюдением обязательных требований Закона "О рекламе" хозяйствующими субъектами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в сфере размещения наружной рекламы на территории г. Орла, был выявлен факт распространения наружной рекламы, а именно:
По адресу: г.Орел, ул. Лескова, д.3 расположен жилой дом, на первом этаже которого расположено торговое помещение "Трактир", в оформлении фасада которого использованы конструкции в виде баннеров, прикрепленных к металлическим каркасам с информацией следующего содержания:
Текстовая составляющая рекламы:
Центральный фасад (рядом со входом в торговое помещение)
"ТРАКТИРЪ. Всегда свежее и натуральное РАЗЛИВНОЕ. Понедельник-четверг OPEN 11:00 CLOSED 24:00. Пятница, суббота, воскресенье OPEN 11:00 CLOSED 03:00"
Растяжка на ограждении лестницы, ведущей в подвальное помещение.
"Зал дегустаций. Просмотр спортивных трансляций. 40 мест".
Три растяжки, расположенных последовательно друг за другом по горизонтали вдоль фасада здания, справа от входа в торговое помещение
НАПИТКИ разливные холодные свежие живые
РЫБА всякая вкусная вяленая копченая
Чешское жигулевское венское бирховен канцлеръ ягер спиртные напитки разливные вина лимонады квас.
Вывеска слева от входа в торговое помещение
ООО "Компаньон". Закусочная "Трактир". Время работы: пн-чт, вс.11.00-24.00, пт-сб.11.00-01.00. без перерыва и выходных. г.Орел, ул.Лескова, 3 ОГРН: 1145749009196, ИНН5752203567
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона "О рекламе" - реклама -это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.
Из данной нормы Закона "О рекламе" следует, что квалифицирующими признаками рекламы являются:
1.1. распространяется любым способом, в любой форме и любыми средствами: вышеуказанная информация распространялась посредством размещения на конструкциях, использующихся в оформлении фасада торгового помещения "Трактир" на первом этаже жилого дома по адресу: г.Орел, ул.Лескова, 3.
1.2. адресуется неопределенному кругу лиц
Данная информация распространялась для круга лиц, который заранее не был определен в качестве конкретной стороны. Из указанной рекламной информации следовало, что информация была представлена всем потребителям, а не конкретно определившемуся лицу.
1.3. направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.
В статье 3 Закона "О рекламе" приведены понятия:
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама);
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Данная информация обращала внимание и поддерживала интерес к магазину-закусочной "Трактир" и реализуемому в нем товару, в данном случае - алкогольной продукции, в том числе пиву, так как в самом тексте размещаемой информации присутствовало наименование марок и стран производителей алкогольных напитков (пива) Чешское, жигулевское, венское, бирховен, канцлеръ, ягер, а также слова спиртные напитки, разливные вина (иная алкогольная продукция).
Таким образом, информация, размещенная на конструкциях на фасаде торгового помещения "Трактир" на первом этаже жилого дома по адресу: г.Орел, ул. Лескова, 3 содержала сведения рекламного характера, то есть являлась рекламой, имеющей целью привлечение внимания неопределенного круга лиц к продавцу товара и товару, а именно -магазину-закусочной "Трактир" и реализуемой в нем, в том числе, алкогольной продукции (пиву).
(далее- реклама "Трактир")
Рекламодатель и рекламораспространитель - ООО "Компаньон" (ОГРН 1145749009196, ИНН5752203567; 302014, г.Орел, Бульвар Молодежи, д.4, пом.250).
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 21 Закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться:
- с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Реклама "Трактир", в том числе, алкогольной продукции, размещалась с использованием технических средств стабильного территориального размещения - рекламных конструкций на фасаде торгового помещения "Трактир" на первом этаже жилого дома по адресу: г.Орел, ул. Лескова, 3.
В соответствии со статьей 38 Закона "О рекламе":
- ответственность за нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" несет рекламораспространитель и рекламопроизводитель.
10.12.2015 года Управлением в отношении ООО "Компаньон" по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" было возбуждено дело N483-15/04РЗ.
Рассмотрение дела N483-15/04РЗ по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе было назначено на 24.12.2015 г.
24.12.2015 г. для участия в рассмотрении дела N483-15/04 РЗ прибыла директор ООО "Компаньон" <_>
Директор ООО "Компаньон", в рамках рассмотрения дела N483-15/04 РЗ, факт нарушения Обществом законодательства РФ о рекламе, а именно пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе", не отрицала.
Директор ООО "Компаньон" пояснила, что нарушение требований законодательства РФ о рекламе произошло из-за недостаточного знания требований Закона "О рекламе" к рекламе алкогольной продукции.
По вопросу, кто является рекламопроизводителем указанной рекламы, директор ООО "Компаньон" пояснила, что в материалах дела имеется договор N07 от 06 марта 2015 года, согласно которому ООО "РекАрт" (рекламопроизводитель) изготовило рекламные конструкции согласно требований Заказчика (ООО "Компаньон").
Также директор ООО "Компаньон" пояснила, что в настоящее время Обществом демонтирован баннер с наименованиями и марками алкогольной продукции. Доказательства (фотографии) представлены в материалы дела.
Комиссия, рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела N483-15/04 РЗ, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, пришла к следующим выводам:
1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Реклама "Трактир", размещенная на конструкциях на фасаде торгового помещения "Трактир" на первом этаже жилого дома по адресу: г.Орел, ул. Лескова, 3 имела целью привлечение внимания неопределенного круга лиц к продавцу товара и товару, а именно -магазину-закусочной "Трактир" и реализуемой в нем, в том числе, алкогольной продукции -пиву и иной алкогольной продукции.
В самом тексте рекламной информации присутствовало наименование марок (сортов) алкогольных напитков (пива) "Чешское жигулевское венское бирховен канцлеръ ягер".
Указанный факт подтверждается имеющимся в материалах дела ассортиментным перечнем товаров, реализуемых в магазине-закусочной "Трактир", согласно которому ООО "Компаньон", реализует, в том числе, следующие сорта пива: Чешское разливное, Жигулевское, Жигулевское разливное, Венское, Бирховен, Канцлеръ, Ягер.
Таким образом, по мнению Комиссии, информация, размещенная на рекламных щитах на фасаде торгового помещения "Трактир", по адресу: г.Орел, ул.Лескова, 3 содержала сведения рекламного характера, в том числе, алкогольной продукции (пива).
Факт распространения рекламы алкогольной продукции -пива ООО "Компаньон" не оспаривался, что подтверждается письменными пояснениями, имеющимися в материалах дела, а также устными пояснениями стороны по делу, в рамках заседания Комиссии.
2. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться:
- с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Реклама алкогольной продукции "Трактир" размещалась с использованием технических средств стабильного территориального размещения - рекламных щитов на фасаде торгового помещения "Трактир", по адресу: г.Орел, ул.Лескова, 3.
3. Статьей 3 Закона "О рекламе" приведены следующие основные понятия:
- рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
- рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
- рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
В ходе рассмотрения дела установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы является ООО "Компаньон", которое определило объект рекламирование и содержание рекламы "Трактир", а также осуществляло ее распространение на фасаде торгового помещения по адресу: г.Орел, ул.Лескова, 3 Рекламопроизводителем рекламы "Трактир" является ООО "РекАрт", так как именно указанное Общество изготовило рассматриваемые рекламные конструкции. Однако, в действиях ООО "РекАрт", как рекламопроизводителя, признаки нарушения законодательства РФ о рекламе отсутствуют, так как содержание рекламы было определено ООО "Компаньон" и согласовано с ним при производстве рекламы. Никакой дополнительной информации ООО "РекАрт" самостоятельно в рекламу не вносило.
4. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Реклама алкогольной продукции "Трактир" размещалась с использованием технических средств стабильного территориального размещения - рекламных щитов на фасаде торгового помещения "Трактир", по адресу: г.Орел, ул.Лескова, 3.
Указанная реклама противоречила требованиям пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе", то есть являлась ненадлежащей.
5. В соответствии со статьей 38 Закона "О рекламе" за нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" несет ответственность рекламораспространитель.
6. Таким образом, ООО "Компаньон", как рекламораспространитель, несет ответственность за нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе".
7. В ходе заседания Комиссии установлено, что в настоящее время Обществом демонтирован баннер с наименованиями и марками алкогольной продукции. Доказательства (фотографии) представлены в материалы дела реклама
8. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. N 508 Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции "Трактир", распространяемую ООО "Компаньон", поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения требований пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" ООО "Компаньон" не выдавать в связи с устранением допущенного нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Орловского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Компаньон".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.Н.Гришунова
Члены Комиссии М.В. Губчевская
А.В.Силаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 25 декабря 2015 г. N 483-15/04 Р3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016