Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
N 642 (опубликовано 25 декабря 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 08 декабря 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 11 декабря 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе,
рассмотрев дело N 1889 от 29.10.2015 г., возбужденное по признакам нарушения п. 8 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ, по факту распространения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://the-province.ru/food/vzboltat-smeshat-kokteyli рекламной статьи под заголовком "Взболтать, смешать: Коктейльный гид",
с участием лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
<_>
в отсутствии надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела заявителя - <_> установила:
В Иркутское УФАС России поступило заявление гр-ки <_> о нарушении законодательства РФ о рекламе (вх. N 7022 от 24.06.2015).
Из заявления и приложений к нему следует, что в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.the-province.ru публикуется реклама алкогольной продукции, что противоречит законодательству Российской Федерации.
В ходе осмотра сайта www.the-province.ru Иркутским УФАС России установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://the-province.ru/food/vzboltat-smeshat-kokteyli размещена статья "Взболтать, смешать: Коктейльный гид", содержащая изображения бутылок, бокалов, сопровождающиеся следующей текстовой информацией: "Ещё четверг, но бармен DesingBar <_> уже морально готовит нас к выходным и рассказывает о самых популярных коктейлях. Чтобы оказаться в нужном месте и в нужное время, приходите вечером в DesingBar. В авангарде барного искусства и неизменном дружелюбии к постоянным и новым гостям, команда DesingBar?а представляет собственную технику и стиль работы в обрамлении самых актуальных мировых трендов барной культуры. MAI TAI 400 рублей Флагман мировой тики-культуры. Ошеломляющий тропический коктейль, в котором сплошное солнце, двойная порция рома и нет места лирике. SPRITZ 400 рублей Заморский и уже категорически полюбивший союз из сухого игристого и итальянского аперитива, который добавляет свои особые оттенки. Глоток свежести и праздника прельщает оттенками красного. Вторым глотком обернется ясность. Прозрачная чистота воззрений. CHARLIE CHAPLIN 350 рублей лаконичная триада тернового джина, абрикос бренди и сока лимона. Полутона насыщенного вкуса в классической подаче. INTRO 330 рублей Ода ушедшему году, по-авторски осмысленный союз текилы и красного портвейна. Непременно обогатит багаж впечатлений гостя DesingBar?а DAIQUIRI 310 рублей Сок лайма. Сплетенный с чутким и проникновенным кубинским ромом, самобытный, не оставляющий сомнений аккомпанемент вечеру. Этот коктейль полагается пить немедля, дабы ощутить всю свежесть напитка. DesingBar <_>".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ "О рекламе" от 13.03.2006 г N 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ, реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Таким образом, рассматриваемая рекламная статья имеет признаки нарушения п. 8 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ.
29 октября 2015 года Иркутским УФАС России, в связи с обнаружением признаков нарушения рекламного законодательства, возбуждено дело N 1889. Лицами, участвующими в деле, признаны: лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства - <_> заявитель - <_>
Порядок возбуждения и рассмотрения данной категории дел определен Правилами рассмотрения антимонопольным органом, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 508 от 17.08.2006 г.; Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказ ФАС России от 23.11.2012 N 711/12.
Определением N 1889 от 29.10.2015 г. рассмотрение дела N 1889 назначено на 26.11.2015 г.
В указанную дату <_> <_> не явились, представителей не направили. В связи с тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения <_> <_> а так же в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, в соответствии с абз. 2 п. 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 508 от 17 августа 2006 года, Комиссия рассмотрение дела отложила.
Определением N 2071 от 26.11.2015 г. рассмотрение дела N 1889 назначено на 01.12.2015 г.
В указанную дату явилась <_>
Заявитель <_> не явилась, представителя не направила. Комиссией установлено, что в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения <_> о месте и времени рассмотрения дела, а именно: уведомление телеграфом (вх. N 13526 от 30.11.2015 г.).
В ходе рассмотрения дела <_> пояснила, что она является владельцем сайта www.the-province.ru. Указанная статья по ее мнению не является рекламой. Оплату за данную статью она не получала. Все статьи размещаются безвозмездно. Сайт был создан с целью объединения людей, имеющих общие увлечения. В настоящее время деятельность сайта прекращена из-за потери к нему интереса.
Помимо этого <_> в адрес Иркутского УФАС России были представлены письменные пояснения, согласно которым она не считает, что в статье "Взболтать, смешать: Коктейльный гид" есть рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель. Интернет-сайт the-province.ru был до июля 2015 года блоговой платформой, на которой любой желающий мог попробовать свои возможности в написании текстов. Сайт был создан для того, что бы сформировать сообщество блогеров, которые пишут тексты не в рекламных целях. Финансовых отношений с упомянутыми в статьях компаниями их авторы не вели. Договор на размещение статьи не заключался по причине того, что для организации деятельности сайта не создавалось юридическое лицо. Она является владельцем доменного имени the-province.ru с мая 2012 года на основании договора-оферты. Письменный договор не заключался. С июля 2015 года сайт не функционирует.
01.12.2015 г. Комиссей Иркутского УФАС России по собственной инициативе объявлен перерыв в заседании Комиссии по рассмотрению дела N 1889 от 29.10.2015 г. до 09.ч. 30 мин. 08.12.2015 г.
08.12.2015 г. на рассмотрение дела явилась <_> Заявитель <_> не явилась, представителя не направила.
В ходе рассмотрения дела <_> поддержала данные ранее устные и письменные пояснения.
На основании документов и пояснений, имеющихся в материалах дела, Комиссией установлено следующее.
30 июня 2015 года в ходе осмотра информации Иркутским УФАС России на сайте the-province.ru обнаружена статья под заголовком "Взболтать, смешать: Коктейльный гид" по адресу http://the-province.ru/food/vzboltat-smeshat-kokteyli.
В данной статье содержится информация о баре "DesingBar". Кроме того, содержится информация о следующих коктейлях: "MAI TAI", "SPRITZ", "CHARLIE CHAPLIN", "INTRO", "DAIQUIRI" с указанием их состава и стоимости.
При этом указано, что в коктейле "MAI TAI", стоимостью 400 рублей, один из ингредиентов - ром. В коктейле "SPRITZ", стоимостью 400 рублей, содержаться сухой игристый и итальянский аперитивы. Коктейль "CHARLIE CHAPLIN", стоимостью 350 рублей", состоит из тернового джина, абрикосового бренди и сока лимона. В коктейле "INTRO", стоимостью 300 рублей, ингредиенты - текила и красный портвейн. В коктейле "DAIQUIRI", стоимостью 310 рублей, содержится ром.
Следовательно, в рассматриваемой статье содержится информация о коктейлях, реализуемых в баре "DesingBar", в состав которых входят ром, аперитивы, джин, бренди, текила, портвейн.
В соответствии с "ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" следующие категории продукции: "Ром" (код 15.91.10.141), "Джин (водка можжевеловая)" (код 15.91.10.151), "Бренди" (код 15.91.10.125), "Текила" (код 15.91.10.222) относятся к виду "Напитки алкогольные дистиллированные" (код 15.91.10), подгруппе "Напитки алкогольные дистиллированные" (код 15.91.1), группе "Напитки алкогольные дистиллированные" (код 15.91), подклассу "Напитки" (код 15.9), классу "Продукты пищевые и напитки" (код 15), подразделу DA "Продукты пищевые, напитки и изделия табачные" разделу D "Продукция обрабатывающих производств"
В толковом словаре Ожегова (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992) дается следующее определение слову "Аперитив" - слабый спиртной напиток, возбуждающий аппетит.
Согласно "Пояснениям к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ)" (утв. решением Совета руководителей таможенных служб государств - участников Содружества Независимых Государств от 22.06.2012 N 5/55) (Том 1. Разделы I - VI. Группы 1 - 28) "Аперитив" включается в товарную позицию "Вермуты и виноградные натуральные вина прочие с добавлением растительных или ароматических веществ".
Слово "Портвейн" имеет следующие значения: в толковом словаре Ожегова (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992) - сладкое крепленное виноградное вино; в Большом энциклопедическом словаре - крепкое виноградное вино, полученное неполным сбраживанием сусла или мезги с последующим добавлением спирта; в Толковом словаре Даля - одно из крепких красных вин.
Исходя из "Пояснений к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ)" (утв. решением Совета руководителей таможенных служб государств - участников Содружества Независимых Государств от 22.06.2012 N 5/55) (Том 1. Разделы I - VI. Группы 1 - 28) "Портвейн" относится к десертным винам и включаются в товарную позицию "Вина виноградные натуральные, включая крепленные".
Алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции, в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (п. 7 ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" N 171-ФЗ от 22.11.1995).
Таким образом, ром, аперитивы, джин, бренди, текила, портвейн являются разновидностью алкогольной продукции.
Следовательно, в рассматриваемой статье содержится информация о конкретных алкогольных коктейлях, реализуемых баром ""DesingBar" - "MAI TAI", "SPRITZ", "CHARLIE CHAPLIN", "INTRO", "DAIQUIRI" с указанием алкогольной составляющей каждого коктейля - ром, аперитивы, джин, бренди, текила, портвейн.
Помимо этого описание каждого алкогольного коктейля сопровождается цветным изображением оформления и подачи таких коктейлей.
Так же в статье указан адрес бара "DesingBar" - <_>
На основании изложенного следует, что рассматриваемая статья привлекает внимание читателей и формирует их интерес к алкогольной продукции - конкретным алкогольным коктейлям: "MAI TAI", "SPRITZ", "CHARLIE CHAPLIN", "INTRO", "DAIQUIRI", реализуемым баром "DesingBar" по указанной цене.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ "О рекламе" от 13.03.2006 г N 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, рассматриваемая статья является рекламой.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ, реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
На основании указанного, рассматриваемая реклама нарушает п. 8 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ, ответственность за нарушение требований п. 8 ч. 2 ст. 21 данного Федерального закона несет рекламораспространитель.
В ходе проведенного расследования установлено, что администратором доменного имени the-province.ru является <_>
По сообщению Управления Роскомнадзора по Иркутской области сайт "Провинция" средством массовой информации не является.
Следовательно, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является <_>
На основании вышеизложенного следует, что действия <_> являющейся рекламораспространителем распространенной 30 июня 2015 года в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://the-province.ru/food/vzboltat-smeshat-kokteyli на сайте "Провинция" рекламной статьи под заголовком "Взболтать, смешать: Коктейльный гид", нарушают требования п. 8 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч. 4 ст. 38 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ, нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с отсутствием доказательств прекращения <_> нарушения требований рекламного законодательства - доказательства прекращения распространения рекламы алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Комиссией Иркутского УФАС России принято решение о выдаче <_> соответствующих предписаний.
На основании части 1 пункта 2 статьи 33, части 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей распространенную 30 июня 2015 года на сайте "Провинция" в в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://the-province.ru/food/vzboltat-smeshat-kokteyli рекламную статью под заголовком "Взболтать, смешать: Коктейльный гид", содержащую изображения бутылок, бокалов, сопровождающуюся следующей текстовой информацией: "Ещё четверг, но бармен DesingBar Антон Воскресенский уже морально готовит нас к выходным и рассказывает о самых популярных коктейлях. Чтобы оказаться в нужном месте и в нужное время, приходите вечером в DesingBar. В авангарде барного искусства и неизменном дружелюбии к постоянным и новым гостям, команда DesingBar?а представляет собственную технику и стиль работы в обрамлении самых актуальных мировых трендов барной культуры. MAI TAI 400 рублей Флагман мировой тики-культуры. Ошеломляющий тропический коктейль, в котором сплошное солнце, двойная порция рома и нет места лирике. SPRITZ 400 рублей Заморский и уже категорически полюбивший союз из сухого игристого и итальянского аперитива, который добавляет свои особые оттенки. Глоток свежести и праздника прельщает оттенками красного. Вторым глотком обернется ясность. Прозрачная чистота воззрений. CHARLIE CHAPLIN 350 рублей лаконичная триада тернового джина, абрикос бренди и сока лимона. Полутона насыщенного вкуса в классической подаче. INTRO 330 рублей Ода ушедшему году, по-авторски осмысленный союз текилы и красного портвейна. Непременно обогатит багаж впечатлений гостя DesingBar?а DAIQUIRI 310 рублей Сок лайма. Сплетенный с чутким и проникновенным кубинским ромом, самобытный, не оставляющий сомнений аккомпанемент вечеру. Этот коктейль полагается пить немедля, дабы ощутить всю свежесть напитка. DesingBar (<_>)", в связи с нарушением требований п. 8 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе", поскольку реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
2. Выдать <_> предписание о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 642 (опубликовано 25 декабря 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016