Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
от 22 декабря 2015 г. N 04-01/11360
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), провела внеплановую проверку соблюдения государственным казенным учреждением Республики Коми "Дорожный контроль" (далее - ГКУ РК "Дорожный контроль") требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки у единственного исполнителя "Оказание услуг почтовой связи по приему, обработке, пересылке и доставке заказных писем", извещение N 0307200011715000006 (далее - закупка, обращение),
при участии <_> установила:
1. В Коми УФАС России поступило обращение общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-курьер" (далее - ООО "Экспресс-курьер", заявитель) от 14.12.2015 (вх. от 15.12.2015 N 3350эл) о нарушении ГКУ РК "Дорожный контроль" требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного исполнителя в части:
-осуществления закупки у единственного исполнителя в нарушение пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;
-описания объекта закупки с нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в виде неуказания в извещении о закупке функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки;
-неустановления ограничения участия в определении исполнителя в нарушение пункта 4 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно доводов заявителя, указанные в обращении нарушения противоречат требованиям Закон о контрактной системе и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, рассмотрев обращение, заслушав представителей ГКУ РК "Дорожный контроль", пришла к следующим выводам.
2.1. Заказчиком закупки явилось ГКУ РК "Дорожный контроль".
Объектом закупки явилось оказание услуг почтовой связи по приему, обработке, пересылке и доставке заказных писем.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 11 257 200,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства республиканского бюджета Республики Коми.
Извещение N 0307200011715000006 о проведении закупки у единственного исполнителя размещено на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru 11.12.2015.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), а также услуг центрального депозитария.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены, наряду с прочим, услуги общедоступной почтовой связи.
В силу части 2 статьи 28 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, тарифы на которые регулируются государством, а также порядок их регулирования устанавливается Правительством Российской Федерации. Тарифы на универсальные услуги связи регулируются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" (далее - Постановление N 637) установлен исчерпывающий перечень услуг общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба (далее - Перечень).
Пункт 1 Перечня включает в себя пересылку внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).
Подпунктами а), б), в) пункта 11 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 23 (далее - Правила), определено, что к внутренним почтовым отправлениям относятся, в том числе, следующие виды и категории почтовых отправлений:
-почтовые отправления в виде письменных сообщений на специальном бланке, пересылаемые в открытом виде (простые, заказные) (далее - почтовые карточки);
-почтовые отправления с письменным сообщением, в том числе в форме электронного документа (простые, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, с объявленной ценностью) (далее - письма);
- почтовые отправления с печатными изданиями, рукописями, деловыми бумагами, фотографиями (простые, заказные, с объявленной ценностью) (далее - бандероли).
Согласно статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.
Приказом ФСТ России от 10.02.2015 N 10-с/1 утверждены тарифы на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую ФГУП "Почта России", в том числе по пересылке заказного письма весом до 20 г - 35,00 рублей (без НДС).
Приказом федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" от 09.12.2015 N 612-П установлены тарифы на услуги по пересылке уведомлений о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений, почтовых отправлений "Отправления 1-го класса" и почтовых переводов, в том числе, тариф на услуги по пересылке простого уведомления о вручении внутренних регистрируемых почтовых отправлений - 21,24 рубля (с НДС).
Объект закупки - оказание услуг почтовой связи по приему, обработке, пересылке и доставке заказных писем.
Из содержания проекта государственного контракта на оказание услуг почтовой связи, планируемого к заключению по результатам осуществления закупки у единственного исполнителя следует, что предметом контракта является оказание услуг почтовой связи по приему, обработке, пересылке и доставке (вручению) заказных писем с простым уведомлением о вручении, пересылке простых уведомлений о вручении; услуги, предусмотренные проектом контракта, оплачиваются по действующим на момент оказания услуг тарифам на услуги почтовой связи, государственное регулирование которых осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Согласно извещению об осуществлении закупки у единственного исполнителя цена за единицу измерения закупаемой услуги составляет 62, 54 рубля.
Согласно письменных пояснений ГКУ РК "Дорожный контроль" исх. от 21.12.2015 N 05/9191 (вх. от 22.12.2015 N 7260) стоимость за единицу измерения закупаемой услуги складывается из цены пересылки заказного письма - 41,30 рублей (с учетом НДС) и стоимости пересылки простого уведомления о вручении почтового отправления - 21,24 рубль.
На основании изложенного, осуществление закупки у единственного исполнителя "Оказание услуг почтовой связи по приему, обработке, пересылке и доставке заказных писем", извещение N 0307200011715000006, на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, правомерно.
2. Согласно части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона).
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:
- краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования;
- ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
По пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Извещение об осуществлении закупки у единственного исполнителя N 0307200011715000006 содержит, наряду с прочим, наименование и описание объекта закупки: "Оказание услуг почтовой связи по приему, обработке, пересылке и доставке заказных писем"; начальную (максимальную) цену контракта - 11257200.00 рублей; источник финансирования: республиканский бюджет Республики Коми; место оказания услуги: Российская Федерация, Республика Коми, г. Сыктывкар, по месту нахождения Исполнителя; срок оказания услуги: с 11 января 2016 по 31 декабря 2016 года; количество - 180000,00 шт.; цену за единицу измерения - 62.54 рубля.
Таким образом, извещение об осуществлении закупки у единственного исполнителя N 0307200011715000006 содержит, в том числе, краткое изложение условий контракта.
Комиссия Коми УФАС России не усматривает, что извещение об осуществлении закупки у единственного исполнителя N 0307200011715000006 не содержит сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Действие заказчика - ГКУ РК "Дорожный контроль" в части описания объекта закупки, соответствует пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя о нарушении заказчиком ГКУ РК "Дорожный контроль" пункта 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в части неустановления ограничения участия в определении поставщика (исполнителя, подрядчика) не может быть принят во внимание, поскольку Закон о контрактной системе содержит императивные требования, когда в извещениях об осуществлении закупок устанавливаются ограничения в отношении участников закупок, при этом прямая обязанность заказчика устанавливать в извещениях о закупках у единственных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе Законом о контрактной системе не установлена.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств Комиссия Коми УФАС России решила:
1. По результатам внеплановой проверки признать обращение в части требований, основанных на нормах Закона о контрактной системе, необоснованным.
2. Решить вопрос об обеспечении рассмотрения обращения в части требований, основанных на нормах антимонопольного законодательства, в порядке статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 22 декабря 2015 г. N 04-01/11360
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016